Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





конгресс в Афинах



 

22.12.2020

 

Реферат

по физической культуре

 по теме: «Цели и принципы олимпийского движения, его роль и значение в современном мире»

 

 

Выполнила:

ученицы 11 «Б» класса

гимназии ЧОУ «Дебют-УНИ»

Губеева Д.Д

Проверила:

Цемищива Н.М

Содержание

1. Введение в тему

2. Понятие олимпийского движения

3. История образования олимпийского движения

4. Известные представители олимпийского движения и олимпийских игр

5. Олимпийское движение в наше время

6. Олимпийское движение в России

7. Роль олимпийского движения в современном мире

8. Заключение

9. Используемые источники

 

Введение

Олимпийское движение является основой международной спортивной деятельности. В мире ему нет аналогов ни по размеру, ни по значению, ни по масштабу привлечения ресурсов среди других общественных организаций. Особенность олимпийского движения является его обособленность от политических блоков и партий. Если оно потеряет свою независимость, то оно будет менее интересно общественности и потеряет свой авторитет.

Его возглавляет Международный олимпийский комитет (МОК), основанный Пьером де Кубертеном и его друзьями в 1894 г. Именно от этой организации исходит официальное признание других олимпийских организаций и их частичное финансирование. Декларируемым приоритетом МОК является содействие Олимпийскому движению и укрепление единства между составляющими его спортивными организациями и частными лицами (спортсменами, тренерами, болельщиками и т.д.), что записано в составленной Комитетом Олимпийской хартии. Однако согласно ей МОК может признавать только организации.

Кроме трех основных составляющих, Олимпийское движение включает в себя организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОИ), национальные ассоциации, клубы и лиц, принадлежащих МСФ и НОК, в частности спортсменов, чьи интересы являются фундаментальным элементом деятельности Олимпийского движения, а также судей/рефери, тренеров и других лиц спортивного персонала. Олимпийское движение включает в себя другие организации и учреждения, признанные МОК. На сегодняшний день в Олимпийское движение входят 35 Международных федераций и 202 Национальных олимпийских комитета.

Олимпийское движение объединяет больше стран, чем Организация Объединенных Наций. Более 200 национальных олимпийских комитетов разных государств являются участниками движения, признаны МОК, в который входят 115 членов из различных стран мира.

Девиз олимпийского движения гласит: «Никакой дискриминации в спорте - ни политической, ни религиозной, ни расовой».  Из этого следует, что все спортсмены равны: у всех равные условия соревнования и достижения победы. Вершиной олимпийского движения является объединение спортсменов мира на величайшем, спортивном событии - Олимпийских играх.

 Олимпийское движение пропагандирует развитие спорта как одного из источников достижения физического и духовного развития человека, укрепление международных отношений между странами.

 Перейду к основной части своего реферата, в которой подробнее разберу понятие олимпийского движения, его историю и принципы.

 

 

Понятие олимпийского движения

Для начала разберу само определение олимпийского движения. Олимпийское движение - движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества.

Его целями выступают: способствование развитию физических и моральных качеств, являющихся основой любительского спорта, воспитание молодёжи в духе лучшего взаимопонимания и дружбы, содействуя, укреплению мира во всём мире, широкая пропаганда олимпийских принципов создания доброй воли между народами, объединение спортсменов всех континентов раз в четыре года на всемирном спортивном празднике — Олимпийских играх.

Как писалось выше, Международный олимпийский комитет основал барон Пьер де Кубертен 23 июня 1894 года в Париже с целью возрождения и организации Олимпийских игр. Первым президентом МОК стал грек Деметриус Викелас.

                                                                 

Пьер де Кубертен                                                                         Деметриус Викелас

Центром олимпийского движения, притягивающие внимание мирового сообщества, остаются Олимпийские игры. Ответственность за организацию и проведение игр несут организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОИ). ОКОИ создается органами государственной власти и национальным олимпийским комитетом той страны, где находится город, избранный МОК столицей Игр. ОКОИ тесно сотрудничает с местными, региональными и национальными руководящими органами страны в решении любых организационных вопросов (строительство, транспорт, дипломатия, полиция, таможня и т.д.). Как правило, МОК одновременно работает с тремя или четырьмя ОКОИ, ведущими подготовку к будущим Играм. За признание вида спорта МОК, как олимпийского и развитие в мире несут ответственность — международные спортивные федерации. Они на мировом уровне управляют своими видами спорта. Все МСФ являются неправительственными организациями (обычно ассоциациями) и действуют в соответствии с законодательством той страны, в которой располагается их штаб-квартира. Около 30 штаб-квартир находится в Швейцарии, из них 20 — в Лозанне, неподалеку от штаб-квартиры МОК. Федерации различаются в зависимости от того, входят ли курируемые ими дисциплины в программу летних или зимних Олимпийских игр (в 2012 г. насчитывалось 35 таких дисциплин, из них 28 представители летних видов спорта и 7 зимних) или они пока не включены в программу, хотя признаны МОК (в 2012 г. их 34).

История создания олимпийского движения и зарождение олимпийских игр

Появление Олимпийских игр относится к 9 веку до н.э. Они зародились в Древней Греции как общегреческие празднества и состязания (езда на колесницах, пятиборье, кулачный бой, конкурс искусств). Устраивались в честь бога Зевса в Олимпии один раз в четыре года и начинались 11 гекатамбеона (в современном календаре - июль-август). Отсюда и название их - Олимпийские игры. Считается, что наиболее яркие, чем кто-либо до него, Олимпийские игры в честь всемогущего Зевса организовал Пелопс.

Олимпия - древнегреческий город в северо-западной части Пелопоннесского полуострова у слияния рек Алфей и Кладей. Религиозный центр, место культа Зевса и посвященных ему Олимпийских игр Древней Греции. На территории Олимпии находились ипподром, олимпийский стадион «Леонидайон», построенный архитектором Леонидом в 4 в. до н.э., гимназий и т.д. В Олимпии зажигается Олимпийский огонь, находится Международная олимпийская академия. Олимпия включена ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия. См.: Соколов Г.И. Олимпия.М., 1981. После значительного перерыва именно эти Игры были возрождены царем Элиды, города в юго-западной части полуострова Пелопоннес, Ифитом. Он утвердил «атлетические игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года». Это произошло в 884 г. до н.э. Ифит вместе со спартанским царем Ликургом утвердил основные правила и порядок проведения Олимпийских игр. В программу спортивного праздника включались театрализованные мероприятия, эстафеты с факелами, выступления музыкантов, поэтов и ораторов. В 776 г. до н.э. олимпийский праздник получил общегреческое признание. Этот год стал первой летописной страницей Олимпийских игр.

Греческий историк Тимей ввел летоисчисление по Олимпиадам. Олимпийские игры считались праздником мира, но в то же время являлись смотром военной мощи отдельных греческих государств. Олимпийское правило гласило: «В играх может участвовать каждый грек, родившийся свободным, не запятнанный кровавым злодеянием и не отягощенный проклятием богов». В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву: «Я честно и упорно готовился, и буду честно соревноваться со своими соперниками». Олимпийские игры посещали такие титаны мысли, как Пифагор, Аристотель, Платон, Геродот. На Олимпийских играх поэты воспевали Игры и их героев в стихах и гимнах, ораторы прославляли их в речах. В Олимпии звучала мудрость философов Талеса, Гераклита, Платона, Сократа, Диогена, восторженные эпиникии Архилоха, Пиндара, трагедии Софокла и Эврипида. С 146 г. до н.э. ведется отсчет римского периода в истории Олимпийских игр древности. В эпоху, когда Греция перестала существовать как независимое государство, Олимпийские игры утратили общественное значение и из общегреческого праздника превратились в обыкновенное спортивное соревнование. Проведение Олимпийских игр прекратилось в 394 г. н.э. по приказу римского императора Феодосия I. На 15 столетий Игры исчезли из истории. Идея возрождения Игр античной Греции возникла еще в XV в. Одним из первых идею возрождения предложил итальянский государственный деятель, гуманист эпохи Возрождения Маттео Пальмиери. В своей книге "О гражданской жизни" он высказал мысль, о полезности использования античных Олимпийских игр в целях улучшения физического воспитания молодежи. Импульсом к возобновлению современных Олимпийских игр послужили археологические исследования мест проведения античных состязаний. В 18веке идею раскопок высказал французский исследователь Монфокон,

но она реализована не была. Первые раскопки осуществлены французской военной экспедицией в 1829 г. Тогда были найдены десятки памятников и различных предметов, которые вывезены впоследствии в Париж.

Наиболее крупные и результативные раскопки провел немецкий археолог профессор Э. Курциус. За 7 лет раскопок им было найдено: 130 памятников, 1300 изделий из бронзы, 6000 монет, многочисленные инструменты, треножники, гантели, диски, копья и т.п. Следствием раскопок во многих странах стали публикации об Олимпийских играх античности. В 1856 г. в российском журнале Министерства народного просвещения был опубликован «Очерк гимнастических игр у древних греков» П.В. Тихоновича - первый отечественный фундаментальный труд по истории спорта и физической культуры. Литературным памятником является книга Э. Курциуса «Алтари Олимпии».

Впервые вопрос об организации международных спортивных соревнований по образцу древних олимпиад Пьер де Кубертен поставил в 1889 году на международном атлетическом конгрессе, который состоялся в Париже во время международной выставки. Свою концепцию олимпизма как понятия, Кубертен изложил в лекции «Олимпийский ренессанс», прочитанной им 25 ноября 1892 года в Сорбоннском университете по случаю пятилетней годовщины создания Французского легкоатлетического союза. Именно тогда он, будучи генеральным секретарем данного союза, внес официальное предложение о возобновлении Олимпийских игр.

1896 конгресс в Афинах

Кубертен, в частности, сказал: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры». «Давайте, - сказал он в заключение лекции, - пошлем за рубеж гребцов, фехтовальщиков, бегунов и тем самым положим начало свободному движению спортсменов, с помощью которого в кровообращение старой Европы вольется идея мира.». Весной 1893 года создается организационный комитет для подготовки и созыва Учредительного конгресса. В письме, которое Кубертен рассылает в разные страны, он пишет, что возлагает надежды в сторону того, что «эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма».  Летом 16 июня 1894 года на I Учредительном конгрессе делегаты 10 стран - Франции, Великобритании, США, России, Швеции, Испании, Италии, Бельгии, Нидерландов и Греции - единогласно принимают постановление о возрождении Олимпийских игр. В нем говорится: "Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни». На этом конгрессе была принята Олимпийская хартия, решено, что Игры I Олимпиады состоятся в 1896 г. в Афинах. Так через 15 веков забвения благодаря барону П. де Кубертену Олимпийские игры были возвращены человечеству.

  Он непосредственно участвовал в подготовке и проведении Олимпийских игр 1896-1924 гг. В Играх I Олимпиады 1896 г. приняли участие 295 атлетов. История гласит, что в последний день I Олимпиады после награждения победителей оливковыми ветвями П. Кубертен произнес ставшие впоследствии всемирно известными слова: «То, что удалось один раз, еще должно утвердить себя. Подтвердить право на существование. Впереди не праздники. Впереди – борьба». Они стали соревнованиями между спортсменами в индивидуальных или командных видах, а не между странами. Игры объединяют спортсменов, отобранных НОК для этой цели, заявки которых были приняты МОК, и выступающих под техническим руководством соответствующей МСФ. Полномочия принять окончательное решение по любым вопросам, касающимся Олимпийских игр, принадлежат МОК.

Олимпийское движение в наше время

Современный профессиональный спорт существенно отличается от всех исторически предшествующих ему форм, потому что превратился в отрасль современного шоу-бизнеса. Он имеет общественную ценность, занимает немалое место в системе общественных интересов.

Олимпийское движение занимает значительно место в социальной жизни, в культуре современного общества. Основоположники современного олимпийского движения хотели, если не переделать мир, то создать такую сферу человеческой деятельности, которая была бы основана на сотрудничестве и общечеловеческих ценностях. Однако развитие олимпийского движения шло противоречиво, и его история полна компромиссов и отступлений даже от собственных принципов.

Наиболее полно эти противоречия определились в период после XI Олимпийского конгресса 1981 года в Баден-Бадене, когда президент МОК Х.А. Самаранч провозгласил свою доктрину. Монополист мирового спортивного развития МОК избрал открытый путь коммерциализации олимпийского движения. Это привело к искажению воспитательных ценностей спорта, необратимому процессу разрушения здоровья спортсменов в результате сверхчеловеческих тренировочных перегрузок. Непременными атрибутами олимпизма в наши дни стали допинги.

Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм, как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет его сущностное содержание – служение человеку, личности, обществу.

Руководители МОК сдвигают ценностные ориентиры спортивной политики разных стран исключительно в направлении спорта высших достижений, косвенно подавляя массовое развитие спорта, его воспитательное и оздоровительное значение. Национальные олимпийские комитеты как структурные компоненты МОК призваны осуществлять компрадорскую политику поглощения национальных ресурсов, выделяемых на спорт как составную часть социальной сферы. Во многих странах на подготовку элитных спортсменов из средств налогоплательщиков расходуются сотни миллионов долларов, а массовому спорту выпадают жалкие остатки. Это хорошо видно и на примере нашей страны.

Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессионализации, все откровеннее

делая ставку на ценности успеха, карьеры, денег. На этой основе изменились ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Профессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта.

Коммерциализация олимпийского движения также порождает негативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спортсменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей. В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции – жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые в корне противоречат идеалам олимпизма.

Конечно, новейшая история олимпизма далека от священных миротворческих традиций древних олимпийских игр. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее, как считают исследователи, создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровления» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийскую культуру и сознание человека (Л.И. Лубышева).

Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности. Установка для этой новой педагогической парадигмы отражена в Международной хартии физического воспитания и спорта ЮНЕСКО: «В учебных программах необходимо отвести важное место воспитательной деятельности, основанной на ценностях спорта и последствиях взаимодействия между спортом, обществом и культурой» .

В другом важном международном документе – Европейском манифесте «Молодые люди и спорт», принятом на 8-й конференции европейских министров спорта в мае 1995 года в Лиссабоне, отражена направленность занятий спортом:

- на развитие психических, физических и социальных качеств;

- обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности;

- воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства;

- обучение терпимости и ответственности как предпосылки жизни в демократическом обществе;

- воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности;

- пропаганду здорового образа жизни.

Итак, современное олимпийское движение переживает кризис. Этот кризис является отражением тех событий, которые происходят в мире. Но это не означает, что олимпийское движение постепенно утрачивает свои позиции. Специалистам, обществу в целом необходимо находить варианты решения возникающих проблем, разрабатывать новую стратегию и приоритеты, т.е. выстраивать новую парадигму развития олимпизма.

Заключение

Олимпийское движение - движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Его цель - способствовать построению мирного и лучшего мира путем воспитания молодежи в процессе занятий спортом, без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, основанном на взаимопонимании, дружбе, солидарности и честной игре. Деятельность олимпийского движения, символ которого пять переплетенных колец, является постоянной и универсальной. Она охватывает пять континентов. Она достигает кульминации объединением спортсменов мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх.

Скажу пару слов о флаге олимпийских игр. Выбор цветов, символику трактуют по-разному.  Дебют его был в Бельгии на олимпийских играх в 1920 году. По одной из версий:

• синее (первое кольцо верхнего ряда) – Европу;

• черное кольцо (2-е в верхнем ряду) – Африку;

• красное кольцо (3-е в верхнем ряду) – Америку;

 • желтое кольцо в нижнем ряду – это Азия;

 • зеленое кольцо в нижнем ряду – это Австралия.

Но начиная с середины прошлого века, чтобы избежать поводов для обвинений в расовой дискриминации, от этой теории значения олимпийских колец по цветам в зависимости от континента постепенно отказываются. Еще одна «расшифровка» значения Олимпийских колец базируется на том, что во флаге любой страны, принимающей участие в спортивных соревнованиях, можно найти хотя бы один цвет из тех шести, которые используются для создания символики (пять колец плюс белый фон полотна).

Не обошлось и без Карла Юнга, который (как уже было сказано выше) увлекался древней китайской философией и хорошо знал, что по этому учению, знаку кольца приписывается жизненная энергия и сила, а миром управляют металл, дерево, земля, огонь и вода. Юнг присвоил каждой энергии свое кольцо и параллельно «привязал» к каждому цвету олимпийского кольца следующие значение определенного вида спорта:

 • Синий – плавание. • Черный – стрельба.• Красный – фехтование.• Желтый – бег. • Зеленый – прыжки.

Несмотря на разные взгляды по поводу значения Олимпийских колец, все они сводятся к тому, что спорт – это замечательный способ выявить сильнейшего в честной борьбе, без смертей, горя и ненависти.

 

 

Источники

1. https://ru.wikipedia.org/wiki

2. https://studbooks.net/

3. http://natural-sciences.ru/ru

4. https://yunc.org/

5. https://studopedia.ru/

6. https://vuzlit.ru/

7. https://replyon.net/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.