Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Функции МЧС России



Функции МЧС России

Главное управление МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1. разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по реализации государственной политики и проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также другие документы;

2. разрабатывает и утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления МЧС России, другие организационно-планирующие документы;

3. организует в пределах своей компетенции работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасанию и жизнеобеспечению людей при этих чрезвычайных ситуациях;

4. организует в установленном порядке тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, объектах федеральной собственности, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

5) организует в установленном порядке предупреждение и тушение пожаров и выполнение других задач в пределах компетенции МЧС России в закрытых административно-территориальных образованиях;

6) организует деятельность подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории субъекта Российской Федерации;

7. организует в установленном порядке поиск и спасание людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации;

8. организует методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности в пределах своей компетенции;

9) организует в установленном порядке материально-техническое обеспечение подчиненных подразделений, определение потребности в материально-технических ресурсах подчиненных подразделений, осуществляет учет лома и отходов драгоценных металлов, участвует в планировании и обеспечении воинских перевозок;

10) организует учет аттестованных аварийно-спасательных служб, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и тушению пожаров и действующих на территории субъекта Российской Федерации;

11. организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке;

12. организует в установленном порядке финансовое обеспечение подчиненных подразделений, подготовку смет доходов и расходов по бюджетным средствам и внебюджетным источникам;

13. организует в установленном порядке оперативный, бухгалтерский и статистический учет финансово-хозяйственной и иной деятельности;

14. организует в установленном порядке разработку и представление предложений по закупке и ремонту вооружения, военной и специальной техники, другого имущества, материальных и других средств;

15. осуществляет в установленном порядке надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, обеспечению пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;

16. осуществляет в установленном порядке надзор за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок на территории субъекта Российской Федерации;

17. осуществляет контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

18. осуществляет в пределах своей компетенции в установленном порядке меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности на объектах, подведомственных МЧС России, а также ликвидацию последствий террористических актов;

 

19. осуществляет в установленном порядке организацию подготовки должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

20. осуществляет контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

21) осуществляет методическое обеспечение создания, хранения, использования, восполнения резервов материальных ресурсов и создания и использования финансовых резервов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

22. осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

23. осуществляет методическое руководство по вопросам создания и развития содержащихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и средств организаций подразделений ГПС, пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований, образовательных учреждений переподготовки и повышения квалификации соответствующих должностных лиц;

24) осуществляет в установленном порядке функции заказчика-застройщика по строительству (ремонту) объектов в интересах МЧС России на территории субъекта Российской Федерации;

25) осуществляет мероприятия по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;

26) осуществляет подготовку статистической, бухгалтерской и других видов отчетности в порядке и сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также распорядительными документами МЧС России;

27) осуществляет организационное и методическое руководство за накоплением, хранением и использованием для нужд гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

28) осуществляет в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России;

29) осуществляет планирование финансово-хозяйственной деятельности;

30) осуществляет в установленном порядке делопроизводство, архивное хранение документов и материалов по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

31) обеспечивает поддержание боевой готовности и готовности к применению Главного управления МЧС России, а также мобилизационное развертывание вновь формируемых соединений, воинских частей, подразделений войск гражданской обороны;

32) обеспечивает формирование и представление в установленном порядке материалов для ведения реестра подводных потенциально опасных объектов;

33) обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации;

34) принимает участие в разработке мобилизационного плана экономики субъекта Российской Федерации в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;

35) участвует в пределах своей компетенции в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также осуществляет пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

36) участвует в работе по совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, а также разработке и внедрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;

37) участвует в установленном порядке в координации деятельности всех видов пожарной охраны;

38. участвует в установленном порядке в организации и проведении аттестации аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

39. участвует в методическом руководстве созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организации радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также осуществляет контроль в этой области;

40. участвует в пределах своей компетенции в подготовке заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;

41. участвует в установленном порядке в управлении территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

42. участвует в установленном порядке в проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях и тушении пожаров;

43. участвует в установленном порядке в осуществлении методического руководства совместной деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, и контролирует проведение мероприятий в этой области;

44. участвует в установленном порядке в осуществлении международного сотрудничества.

 

2.Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России

Настоящий Порядок разработан в соответствии с:

Градостроительным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069);

Федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648) и "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.799);

Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 953 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст.4042);

постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст.6000) и от 27 декабря 2000 года N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст.135).

2. Настоящий Порядок определяет полномочия и устанавливает функции экспертных органов МЧС России - Государственной экспертизы проектов МЧС России* (далее именуется Госэкспертиза проектов МЧС России) и территориальных экспертных органов** на проведение:

* Приказ МЧС России от 10.07.2001 N 309 "Об утверждении Положения о Государственной экспертизе проектов МЧС России".

** Под территориальными экспертными органами в настоящем Порядке понимаются экспертные организации при органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

а) специализированной экспертизы - государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в части соблюдения требований по гражданской обороне;

б) ведомственной экспертизы - государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации на строительство объектов в системе МЧС России, имеющие особенности специального назначения и регламентируемые ведомственными технологическими требованиями при их проектировании, возведении и эксплуатации, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов МЧС России, а также на строительство объектов, включенных в федеральные целевые программы, государственным заказчиком которых является МЧС России (по перечню объектов, ежегодно согласовываемому с Главгосэкспертизой России).

3. Взаимоотношения экспертных органов МЧС России и органов государственной вневедомственной экспертизы Госстроя России регулируются:

Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации";

Положением о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Госстроем России от 14.06.2001 (N 1-4-29/1/АШ-3440/24).

2.Разграничение полномочий по проведению государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России

4. Специализированная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России проводится на федеральном уровне - Госэкспертизой проектов МЧС России; на региональном уровне - территориальными экспертными органами.

5. Госэкспертиза проектов МЧС России проводит специализированную экспертизу градостроительной, предпроектной и проектной документации на объекты, указанные в пунктах 9-10 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008.

6. Территориальные экспертные органы осуществляют специализированную экспертизу градостроительной, предпроектной и проектной документации на объекты, указанные в пункте 11 Положения о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008.

7. Экспертные организации при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пределах соответствующего региона обеспечивают организацию и контроль работы территориальных экспертных органов, а также координацию работ по специализированной экспертизе градостроительной, предпроектной и проектной документации на объекты, чрезвычайные ситуации на которых могут влиять на безопасность двух и более субъектов Российской Федерации.

8. Ведомственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России осуществляется в соответствии с Положением о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Госстроем России от 14.06.2001 (N 1-4-29/1/АШ-3440/24).

9. Госэкспертиза проектов МЧС России осуществляет ведомственную экспертизу:

 

а) градостроительной документации военных городков, лечебно-реабилитационных и учебных центров (баз) МЧС России, независимо от стоимости строительства;

б) предпроектной и проектной документации на строительство объектов в системе МЧС России, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, в том числе:

обоснований инвестиций на строительство объектов - независимо от стоимости строительства;

технико-экономических обоснований (проектов) строительства объектов, зданий и сооружений - независимо от стоимости строительства;

рабочих проектов (рабочей документации на основе утвержденных проектов) при сметной стоимости строительства 1,5 млн. рублей и выше (здесь и далее - в сметных базисных ценах 1991 года);

проектов (рабочих проектов), разрабатываемых без предварительно утвержденных технико-экономического обоснования и генерального плана, при сметной стоимости строительства 0,5 млн. рублей и выше;

в) предпроектной и проектной документации на строительство объектов, включенных в федеральные целевые программы, государственным заказчиком которых является МЧС России (по перечню объектов, ежегодно согласовываемому с Главгосэкспертизой России).

10. Экспертные организации при региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пределах соответствующего региона обеспечивают организацию и проведение ведомственной экспертизы:

 

а) предпроектной и проектной документации на строительство объектов в системе МЧС России, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования:

рабочих проектов (рабочей документации) на основе утвержденных проектов при сметной стоимости строительства до 1,5 млн. рублей (по согласованию с Госэкспертизой проектов МЧС России);

проектов (рабочих проектов), разрабатываемых без предварительно утвержденных технико-экономического обоснования и генерального плана, при сметной стоимости строительства до 0,5 млн.рублей;

б) рабочей документации, смет по капитальному ремонту, разрабатываемых на основании титульного списка МЧС России на капитальный ремонт, независимо от стоимости ремонтных работ.

11. Госэкспертиза проектов МЧС России по решению руководства Министерства вправе привлекать для участия в государственной экспертизе на федеральном уровне специалистов структурных подразделений центрального аппарата и организаций МЧС России, территориальных экспертных органов, а также направлять своих специалистов для участия в государственной экспертизе на уровне субъектов Российской Федерации.

2.1. Правовые мероприятия

Правовые мероприятия заключаются в создании правовых нормативно-технических документов.

К правовым документам относятся законы РФ, указы Президента,

Постановления Правительства, руководящие документы территориальных

органов исполнительной власти (прил. 3.1). К нормативно-техническим

документам — государственные и отраслевые стандарты, а также нормы и

правила. Государственные стандарты (ГОСТ) — это комплекс стандартов

безопасности в ЧС, система стандартов безопасности труда, стандарты в

области охраны природы.

Нормы и правила — санитарные правила (СП), санитарные правила и

нормы (СанПиН), строительные нормы и правила (СНиП).

В целях заблаговременной подготовки населения и обеспечения его

активного участия в действиях в условиях различных ЧС разработаны права

и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС [23].

Граждане имеют право:

− на защиту жизни, здоровья и возникновения ЧС;

− в соответствии с планами ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов

исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и

организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;

− быть информированными подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о

мерах необходимой безопасности;

− обращаться лично, а также направлять в государственные органы и

Органы местного самоуправления обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

− участвовать в установленном предупреждения и ликвидации ЧС;

− на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу

вследствие ЧС;

− на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание

и работу в зонах ЧС;

− на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС; − на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в с увечьем или обязанностей по защите населения и территорий в ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

− на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего

или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении

обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке,

установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья,

полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Граждане РФ обязаны:

− активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых

МЧС России;

− соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

− выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований привести к экстремальным ситуациям;

− изучать основные способы защиты населений и территорий от

чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;

− знать сигналы оповещения и порядок действия по ним;

− четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

2.2. Организационные мероприятия

1 Планирование защиты населения и территорий от ЧС.

Планы всех подсистем

Планирование защиты населения и территорий от ЧС во всех звеньях РСЧС заключается в разработке ряда оперативных, мобилизационных, информативных и административных документов. Оперативными документами органов управления ГОЧС всех элементов (звеньев) являются «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС» и «План гражданской обороны объекта». «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС» обычно включает два раздела и приложения. В первом разделе дается краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС на его территории, а также рассматриваются мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности. Во втором разделе рассматриваются:

а) мероприятия, проводимые при угрозе прогнозируемой ЧС;

б) мероприятия, проводимые при возникновении и ликвидации ЧС в

чрезвычайном режиме.

В каждом разделе излагаются действия КЧС, отдела ГОЧС, служб,

спасательных формирований и персонала объекта в ходе проведения

соответствующих мероприятий. Приложения к плану включают:

− карту (схему) возможной обстановки при возникновении ЧС;

− календарный

План основных мероприятий возникновении ЧС;

− решение председателя КЧС организации на ликвидацию ЧС;

− расчет сил и средств выполнения мероприятий;

− организацию управления оповещения и связи. «План ГО» также имеет текстуальную часть и приложения в виде графиков и таблиц. «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС» и «План ГО» нуждаются в систематической корректировке в целях учета изменившихся условий и исходных данных не реже одного раза в год.

Эвакуация населения

Эвакуация – временное перемещение населения из опасной зоны ЧС для временного проживания в безопасные районы [15]. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено за границы действий поражающих факторов источника ЧС.

В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей или экстренной, по масштабам — локальной, местной или региональной, а также общей или частичной.

Для организованного проведения эвакуации создается постоянно действующая эвакуационная комиссия, а на время проведения эвакуации — сборные, промежуточные и приемные эвакуационные пункты, назначаются станции (порты, аэродромы, пункты) посадки и высадки.

2 Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств.

На основе прогнозирования и моделирования чрезвычайных ситуаций данного района определяется необходимое количество, состав и оснащение сил РСЧС, ориентируясь на самую сложную возможную обстановку.

Для немедленного реагирования на ЧС по предложениям органов управления ГО и ЧС создаются, оснащаются и обучаются мобильные региональные формирования, которые содержатся и финансируются за счет бюджета. Они оснащаются совершенными средствами защиты и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР). Для ликвидации последствий аварий на объектах создаются аварийно- спасательные отряды, предназначенные для защиты персонала объекта, а также населения проживающего в зонах рядом с объектами.

3 Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты [6].

Средства индивидуальной подразделяются на фильтрующие и изолирующие (рис. 3.1).

Фильтрующие СИЗОД респираторы и простейшие средства. Изолирующие СИЗОД обеспечивают полную обособленность органов дыхания от окружающей среды, по принципу действия они делятся на регенеративные, кислородные, со сжатым воздухом и шланговые.

2.3. Инженерно-технические мероприятия

1 Проектирование, размещение, строительство и эксплуатация

объектов инфраструктуры, в т.ч. критически важных и потенциально опасных, осуществляется на основе проведения Государственной экологической экспертизы и долгосрочного прогнозирования. Основы безопасного функционирования объектов закладываются на стадиях их проектирования, размещения и строительства. Размещение строящихся объектов осуществляется на основе сейсмического районирования территории страны, а также определения районов, наиболее подверженных воздействию других стихийных бедствий. При размещении потенциально опасных объектов учитывается местоположение городов и населенных пунктов в районах их предполагаемого строительства. По отношению к городам место строительства ядерно или химически опасных объектов должно выбираться с подветренной стороны по отношению к направлению господствующих ветров с учетом глубины распространения возможных зон загрязнения при максимальной за проектной аварии. Возможных катастрофических ситуаций строительство потенциально опасных объектов исключается или ограничивается. Обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных достигается путем создания инженерных систем защиты технологических процессов как при нормальной (безаварийной) работе объекта, так и при возникновении аварии на объекте.

При реконструкции объектов и в ходе их эксплуатации инженерно- технические мероприятия, обеспечивающие повышение их безопасности, могут уточняться в документах планирования защиты персонала объекта в чрезвычайных ситуациях.

К планированию и разработке документов привлекаются члены КЧС, работники отдела ГО и ЧС, и служб ГО, главные специалисты, не являющиеся начальниками служб, а при необходимости — специалисты проектных и экспертных организаций. На основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на территории объекта при возникновении ЧС, определяют защиты и комплекс мероприятий, которые необходимо спланировать для надежной защиты персонала и территорий объекта.

При этом учитывают:

− наличие потенциально опасных участков непосредственно объекте, возможные сценарии развития аварийных ситуаций в процессе их эксплуатации; могли добраться до защитного сооружения не больше чем за 15 минут.

Во встроенных сооружениях должны оборудоваться аварийные выходы. В качестве защитных сооружений могут использоваться также тоннели и станции метрополитена, горные выработки, подземные хранилища и т.п. Защитные свойства сооружений определяются давлением воздушной ударной волны, которое могут выдержать его конструкции, степенью герметизации и коэффициентом защиты от радиации, показывающим, во

сколько раз уровень радиации на открытой местности выше, чем внутри

Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение

определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей от

большинства поражающих факторов, возникающих в различных ЧС:

− воздействия радиоактивных и большинства химически опасных

− воздушной ударной волны и обломков разрушенных зданий при

− высоких температур и вредных газов при пожаре;

− оружия массового поражения;

− фугасного и осколочного действия авиабомб и снарядов, обломков

разрушенных зданий и отравляющего действия ядовитых газов.

Убежища должны выдерживать давление ударной волны не ниже 100-

200 кПа и иметь коэффициент защиты от радиации не менее 1000-2000.

Значительно большей защитой по всем параметрам обладают станции глубокого залегания метрополитена, используемые в качестве убежища. Убежище состоит из основных и вспомогательных помещений. При проведении исследований по устойчивости функционирования объекта моделируются варианты воздействия на его структуры различных поражающих факторов ЧС, прогнозируемых в данном регионе, в том числе ЧС военного характера, с задачей определения самых уязвимых элементов исследуемых структур, влияющих на функционирование данной структуры и объекта в целом. Исследованию подлежат, как правило, здания и сооружения объекта, технологическое оборудование, системы управления объекта, его элементы, способствующие повышению степени защищенности персонала, и др. Для исследования устойчивости объекта на нем создаются рабочие группы, которые производят необходимые расчеты. Конечная цель таких исследований — оценка устойчивости объекта в изменившихся условиях и изыскание наиболее эффективных способов ее повышения. На основы выводов исследовательских групп осуществляется планирование повышения устойчивости объекта, при этом разрабатывается план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС (в плане ГО — в условиях военного времени). По мере расширения и реконструкции объекта в план-график вносятся изменения.

2.3. Медико-профилактические мероприятия

1 Профилактика

Возможных эпидемических заболеваний осуществляется специалистами санитарно-эпидемических органов данной территории в целях исключения возникновения очагов опасных эпидемий, а в случае их возникновения — распространения заболеваний на другие районы.

2 Пропаганда здорового образа жизни.

На территории России имеются значительные территории, загрязнение (заражение). Которых опасными веществами превышает предельно допустимые уровни. Так, например, повышенные уровни радиации отмечаются в ряде районов 14 областей РФ, в Иркутской области отмечается заражение территории в акватории Братского водохранилища соединениями ртути, в Уфе — повышенное содержание фенола в воде рек и т.д. Для сохранения здоровья населения в таких районах до него должны доводиться рекомендации по соблюдению здорового образа жизни и проводиться соответствующие профилактические мероприятия.

Заключение

Интенсивное развитие городов и превращение их в сложнейшие инженерные, технические, технологические, информационные, коммуникационные, экологические, энергетические, политические и транспортные системы приводят к практическому малоэффективному их управлению и одновременно к малоэффективной защищенности. Несвоевременное обнаружение и фиксирование угроз приводит к колоссальным экономическим потерям. Проблема управляемости и недостаточной защищенности таких гиперсистем особенно обострена для мегаполисов, которые объективно обладают в большей степени уязвимостью, особенно в так называемые особые (критические) периоды.

Мегаполис, как агломерация нескольких городов или как город-гигант, - это субстанция, обладающая свойствами всех известных сложных систем, умноженных на количество возможных критических сценариев развития непредсказуемых событий, процессов и явлений самого различного рода и происхождения. Из этого положения вытекают два основных свойства мегаполиса: во-первых, большая уязвимость; во-вторых, слабая защищенность. Кроме того, службы архитектурно-строительного, пожарного, горнотехнического и санитарно-эпидемиологического надзора; аварийные газовые службы, аварийные водоканала и другие, хотя и являются необходимыми и полезными для городов, но, к сожалению, они работают независимо друг от друга и не всегда эффективно. Кроме того, следует отметить, что многоликая деятельность городских и федеральных служб по снижению и предотвращению угроз, как правило, не обладает должной системностью как таковой.

В соответствии с изложенным можно прийти к следующему основному выводу, что наблюдение и анализ потенциальных источников угроз для мегаполисов должны осуществляться комплексно и иметь системный характер.

Речь идет об отсутствии постоянного мониторинга (как о системном наблюдении за источниками угроз, их конвергенцией и кумулятивностью, анализе, прогнозе развития событий и процессов, оперативной разработке комплексных превентивных мер и мероприятий для ликвидации соответствующих угроз) и, как следствие, отсутствие автоматизации контроля, параметризации и прогноза этих угроз.

Что касается России вообще и крупных городов, в частности, то к решению этих задач в наибольшей степени функционально подходит существующий Центр мониторинга и прогнозирования Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России. Однако в настоящее время упомянутый специализированный "Центр" не в состоянии (ни методически, ни технически, ни юридически) решить весь комплекс угроз, содержащихся в мегаполисах.

Для решения проблемы, по-видимому, целесообразно создать "Центр по мониторингу и прогнозированию уровня безопасности городской среды", который может стать базой для создания Единой городской системы регистрации (в том числе автоматической) параметров угроз города, главной целью деятельности которого станет определение угроз мегаполисов путем комплексного мониторинга и своевременное принятие адекватных решений.

Вариант возможной системы регистрации параметров угроз на территории города и управления безопасностью городской средой представлен на рис. 7.1.

Такая система будет способна решать многие задачи без больших затрат и усилий. К примеру, пожарная команда, выезжающая на ликвидацию пожара, должна знать, что, подключаясь к пожарному гидранту, в городском водопроводе давление будет нормативным, так как система контроля постоянно ведет наблюдение за его состоянием, а крышка колодца над гидрантом постоянно очищается от снега и льда и над к



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.