Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие слухового восприятия



Развитие слухового восприятия

 

Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:

 

1.   Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.

 

2.   Игры со звучащими игрушками.

 

3.   Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.

 

4.   Формирование фонематического восприятия.

 

Дети раннего возраста различают неречевые звуки:

 

§ по способу воспроизведения;

 

§ по темпу повторяющихся звуковых сигналов;

 

§ по их ритму;

 

§ по силе звуковых раздражителей;

 

§ по долготе звучания.

 

Игры распределены в порядке усложнения в соответствии с лексическими темами. Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен уметь сам производить звуки с помощью игрушки.

 

Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:

 

§ долгие - короткие;

 

§ высокие - низкие;

 

§ громкие - тихие.

 

Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.

 

Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

 

При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

 

В раннем возрасте начинает развиваться фонематический слух малыша. Дети различают слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «МАМА» - «НАНА», «БАМ» - «БОМ».

 

Дети на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» - «КУП-КУП», а также звонкие-глухие согласные («ПАПА- БАБА») и мягкие-твердые согласные («МОХ—МЕД»).

 

В Приложении (табл. 5) предлагается план игр по развитию слухового восприятия.

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.