|
|||
Вариант 3. Анализ рассказа Холодная осень.
Вариант 1. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско» 1.Проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско»: а) «Атлантида» как модель человеческой цивилизации; гуманистические мотивы рассказа. Можно ли свести смысл рассказа, на ваш взгляд, только к антибуржуазному пафосу? б) чем обосновывает свое право на удовольствия безымянный герой рассказа? Сравните подробно изложенные в рассказе планы господина и их реальное осуществление. Почему не сбываются ожидания героя рассказа, основанные на изучении рекламных проспектов? в) истолкуйте «мистические» явления, свидетелем которых становится господин из Сан-Франциско. Почему он сам не в состоянии их истолковать? г) концепция жизни и смерти в прозе И.Бунина. По какому «сценарию» проходит жизнь человека в рассказе Бунина? Почему смерть господина наступает внезапно, вдруг? д) в каком освещении предстает в прозе Бунина человек: в одностороннем или многогранном? Как соотносится социальное, национально-историческое и общечеловеческое в персонажах писателя? Прокомментируйте соотношение социального критицизма и экзистенциальной проблематики в рассказе. е) Каков авторский идеал и как он выражается в рассказе? Какое жизненное поведение представляется автору наиболее приемлемым в этом мире? Обратите внимание на поведение коридорного Луиджи, рыбака Лоренцо, хозяина повозки, перевозящей тело господина из Сан-Франциско. Чем можно объяснить внешнюю беззаботность их поведения? Прокомментируйте специфику использования автором собственных имен. Почему господин и члены его семьи остаются безымянными, в то время как периферийные персонажи – Лоренцо, Луиджи, Кармелла – наделены собственными именами? Каковы критерии ценности личности в рассказах писателя? Каким персонажам свойственно умение относиться к жизни как к драгоценнейшему дару, ощущение полноты жизни? 2. Художественные особенности «Господина из Сан-Франциско» а) композиционные приемы в рассказе. Заканчивается ли рассказ с завершением сюжетной линии господина из Сан-Франциско? Почему история главного героя оказывается лишь фрагментом рассказа? Есть ли в рассказе сюжетные линии, не относящиеся к жизни главного героя? Каково их содержательное наполнение? Каковы конкретно-исторические и локально-географические подробности происходящих в рассказе событий? Только ли «сюжетное» время значимо для понимания авторского отношения к ним? Каким образом пространственно-временные рамки расширяются? б) предметная детализация в бунинской прозе; роль детали в рассказе. Объясните, почему так подробно описан в произведении распорядок жизни на пароходе? Проанализируйте описание туалета господина из Сан-Франциско. в) бунинский пейзаж, своеобразие поэтического видения мира. Играет ли пейзаж вспомогательную роль в рассказе или имеет самостоятельную значимость?
Вариант 2. Концепция любви в книге И.А.Бунина «Темные аллеи» 1. Сюжетная составляющая сборника. Попробуйте вычленить повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Какие сюжетнные компоненты (события) составят эту схему? Каковы устойчивые композиционные связи между элементами сюжета? Почему все рассказы цикла тяготеют к единой модели, повторяя друг друга в основных моментах? В литературоведении высказывалась точка зрения, согласно которой именно сюжет - главное содержательное "зерно" рассказов цикла (в нем сосредоточен важнейший смысл). Согласитесь с этим утверждением, подкрепив собственными аргументами, или скорректируйте его. 2. Тема несчастливой любви в «Темных аллеях». Почему Бунин избегает писать о счастливой долгой любви и в цикле нет рассказов о супружеских парах? Для ответа вспомните слова из рассказа Бунина "Дело корнета Елагина" («Неужели неизвестно, что есть странное свойство всякой сильной, вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?») или неоднократно цитировавшуюся Буниным фразу Д.Г.Байрона: «Легче умереть за женщину, чем жить с ней». 3. Что общего в финале почти всех рассказов цикла? Чем объясняются трагичные и жестокие развязки каждого рассказа? Почему любовное счастье кратковременно и катастрофа неизбежна? Почему любовь у Бунина всегда связана с ощущением приближения смерти («сильна как смерть»)? 4. Женские и мужские образы цикла. Сопоставьте прорисовку мужских и женских образов в цикле «Темные аллеи». Какие оказываются менее яркими, менее выразительными и слабее разработанными? С чем это связано? Бунин создает «целую вереницу женских типов» - подтвердите это высказывание примерами. Можно ли выделить в разнообразной галерее женских образов нечто устойчивое, общее, переходящее из рассказа в рассказ? Сопоставьте несколько образов героев - это разные мужчины или один и тот же характер? 5. Смысл названия книги "Темные аллеи". Попытайтесь использовать различные смысловые ассоциации ( быт дворянской усадьбы, темное подсознательное начало в человеке и др. ). Известно, что Бунин заимствовал название цикла "Темные аллеи" из стихотворения Н.Огарева "Обыкновенная история". Сопоставьте сюжет стихотворения и уже выделенную Вами общую "модель" цикла "Темные аллеи": что общего и каковы существенные различия? Чем они обусловлены?
Вариант 3. Анализ рассказа "Холодная осень". 1. Для более полного понимания пространственно-временной ситуации, представленной в рассказе, выявите значение таких историко-культурных реалий, как Сараево, Фердинанд, Врангель, Ницца и др. Какое значение имеет историко-географический фон рассказа? Является ли он только "фоном", декорацией? 2. Все ли события, составляющие сюжетную основу рассказа, освещены одинаково подробно? Всегда ли время, в течение которого происходят события, соответствуют времени, затраченному на рассказ о них? Почему события одного вечера занимают большую часть рассказа, а события тридцати лет жизни перечисляются в одном абзаце? 3. Кто ведет повествование в рассказе? Почему Бунин, обычно "прибегавший" к услугам безличного повествования или строивший повествование от лица героя в этом рассказе использует столь необычную для "Темных аллей" форму? Как изменилось бы наше восприятие событий в случае безличного повествования? 4. С помощью каких средств автор создает образы героя и героини? Насколько подробно они "прорисованы"? 5. Как передается в рассказе внутреннее состояние героев? Выражается ли оно явно или автором используется "тайный психологизм"? Обратите внимание на психологическую оценку внешнего состояния героев: "преувеличенно спокойные слова", "притворная простота", "рассеянно смотрел", "легонько вздохнул", "безразлично отозвалась". Почему так часто употребляются слова со значением безразличия, спокойствия? Сделайте вывод о характере бунинского психологизма. "Грустно и хорошо" - прокомментируйте эти слова героя с точки зрения эмоционального спектра, настроения рассказа. Трагизм или какая-то иная эмоция является преобладающей? 6. Проследите, как развивается в рассказе мотив памяти. Какую роль он играет в тексте? «Я пожила, ПОРАДОВАЛАСЬ, теперь уже скоро приду". Была ли радость в жизни героини? С каким чувством рассказывает она о последних тридцати годах своей жизни» ( боль, отчаяние, безразличное равнодушие, спокойное приятие жизни, покорное смирение )? 7. Проанализируйте предметную изобразительность рассказа. В чем специфика бунинского пейзажа, каково его значение в тексте? Какую роль играют процитированные в рассказе строки Фета? Почему Бунин искажает фетовский эпитет: "чернеющих" сосен вместо "дремлющих" сосен? 8. Как финальная фраза изменяет восприятие всего рассказа? В своей книге "Освобождение Толстого" Бунин приводит слова великого русского писателя, некогда сказанные ему, юноше: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». Как связаны эти слова с художественной концепцией рассказа "Холодная осень"?
Вариант 4. «Жизнь Арсеньева» как автобиографический роман. 1. История создания романа. 2. Пространственно-временная организация романа. 3. История России в романе. 4. Система персонажей в романе.
|
|||
|