Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПРОСНИК «ИЗМЕРЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ



ОПРОСНИК «ИЗМЕРЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ

УСТАНОВОК И РЕАКЦИЙ»

 

Описание методики. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них – 8 признаков описывают отношение к семейной роли, и 15 касаются родительских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I – оптимальный эмоциональный контакт, II – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III – излишняя концентрация на ребенке.

 

Шкалы опросника.

1. Отношение к семейной роли.

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе: 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

➢ Ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

➢ Ощущение самопожертвования в роли матери (5);

➢ Семейные конфликты (7);

➢ Сверхавторитет родителей (11);

➢ Неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

➢ «Безучастность» мужа, его невключенность в деле семьи (17);

➢ Доминирование матери (19);

➢ Зависимость и несамостоятельность матери (23).

2. Отношение родителей к ребенку.

 И отвечаа) Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

➢ Побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

➢ Партнерские отношения (14);

➢ Развитие активности ребенка (15);

➢ Уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

б) Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

➢ Раздражительность, вспыльчивость (8);

➢ Суровость, излишняя строгость (9);

➢ Уклонение от контакта с ребенком (16).

в) Излишняя концентрация на ребенке (описывается из 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

➢ Чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

➢ Преодоление сопротивления, подавление воли (4);

➢ Создание безопасности, опасение обидеть (6);

➢ Исключение внесемейных влияний (10);

➢ Подавление агрессивности (12);

➢ Подавление сексуальности (18);

➢ Чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

➢ Стремление ускорить развитие ребенка (22).

 

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность 20, минимальная – 5; 18, 19, 20 – высокие оценки, соответственно, 8, 7, 6, 5 – низкие. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: «Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей (см. табл. 22). Здесь нет ответов «правильных» и «неправильных», так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться вам одинаковыми. Однако, это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие, различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет вам в голову. Рядом с каждым положением находятся буквы «А а б Б», их нужно выбрать в зависимости от своего представления о правильности данного положения:

А – если с данным положением согласны полностью;

а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б – если с данным положением скорее не согласны, чем не согласны;

Б – если с данным положением полностью не согласны».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.