Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Славосло́вие вели́кое. По трисвято́м тропа́рь свята́го. Сла́ва, и ны́не, предпра́зднства. Ектении́, и отпу́ст, и час 1. На часех тропа́рь предпра́зднства и свята́го. По трисвято́м конда



Славосло́вие вели́кое. По трисвято́м тропа́рь свята́го. Сла́ва, и ны́не, предпра́зднства. Ектении́, и отпу́ст, и час 1. На часех тропа́рь предпра́зднства и свята́го. По трисвято́м конда́к предпра́зднства и свята́го глаго́лем, пременя́юще.

НА ЛИТУРГИ́И

Блаже́нны, от кано́на предпра́зднства, песнь 3-я и свята́го песнь 6-я. По входе тропа́рь предпра́зднства и свята́го. Сла́ва, конда́к свята́го. И ны́не, предпра́зднства. Проки́мен, глас 1:Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость,/ и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум. Стих: Услышите сия вси языцы, / внушите вси живущии по вселенней. Апо́стол ко Евреем. Зачало 318. Аллилуйя, глас 2: Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости,/ и язы́к его́ возглаго́лет суд. Стих: Зако́н Бо́га его́ в се́рдце его́, и не за́пнутся стопы́ его́. Ева́нгелие от Луки́, зача́ло 24. Прича́стен: В па́мять ве́чную будет праведник, от слуха зла не убоится.

Подоба́ет ве́дати: а́ще сслучится па́мять святи́теля Петра́ Митрополи́та в неде́лю пред Рождество́м Христо́вым святы́х оте́ц:

На ма́лой вече́рни на Го́споди, воззва́х: стихи́ры воскресны на 4. Слава, Петру́, глас с, самогла́сен:Боже́ственная благода́ть:И ны́не, предпра́зднства, глас то́йжеПо́йте Го́сподеви:На стихо́вне стихи́ра воскресна еди́на и свята́го стиховна вели́кия вече́рни, со стихи ея́. Сла́ва, свята́го, глас 8:Приидите, вси вернии:пи́сана на вели́цей вече́рни, на стихо́вне. И ны́не, предпра́зднства, глас то́йже:Восприими́, Вифлее́ме, Бо́жию митрополию: По трисвято́м тропа́рь воскресе́н и отцев. Сла́ва, свята́го. И ны́не, предпра́зднства. та́же ектения ма́лая и отпу́ст. На вели́цей вече́рни наГо́споди, воззва́х: стихи́ры воскресны 3, и отцев 3. Подо́бен: Все отло́жше: Стих 1:Яви́ся мира концем:Стих 2:Сла́вою украша́ются:Стих 3:Облиста́ ве́село:И Петру́ со сла́вным 4, глас 2, Подо́бен: Ки́ими похва́льными: Сла́ва, отцев, глас 6:Дани́ил, муж жела́ний:И ны́не, предпра́зднства, глас то́йже:Верте́пе, благоукраси́ся:та́же вход. Проки́мен дне. И чте́ния отцев 3 и свята́го 3. На литии́ стихи́ры предпра́зднства, отеческия неде́ли рядовыя, глас 6, Подо́бен: Все отло́жше: Стих 1:Незаходи́мое со́лнце:И свята́го самогла́сны. И отцев глас 1:Луча́ми облиста́вшеся:Сла́ва, отцев, глас 3: Пра́отец собо́р: И ны́не, предпра́зднства, глас то́йже:Благоукраси́ся, Вифлее́ме: На стихо́вне стихи́ры воскресны. Сла́ва, отцев, глас 2:Ра́дуйтеся, проро́цы:И ны́не, предпра́зднства, глас то́йже:Се время прибли́жися:На благослове́нии хлебов тропа́рь, Богоро́дице Дево: еди́ножды, и отцев тропа́рь еди́ножды, и свята́го тропа́рь еди́ножды. И чте́ние.

На у́трени, на Бог Госпо́дь: тропа́рь воскресе́н еди́ножды и отцев, еди́ножды, Слава, свята́го. И ны́не, предпра́зднства. По кафизмах седа́льны воскресны и Богоро́дичны их. И чте́ние во Ева́нгелии толковом:Книга родства Иису́са Христа́:Полиелей и тропари, А́нгельский собо́р: и седа́льны свята́го вси по еди́нощи. Слава, и ны́не, предпра́зднства и чте́ние. Степе́нна гла́са. Проки́мен и Вся́кое дыха́ние: Ева́нгелие воскресно. ИВоскресе́ние Христо́во:По 50-м псалме́ стихи́ра воскресна. Кано́н воскресе́н со ирмосо́м на 4, и Петру́ на 4, и отцев на 6. Катава́сия:Христос ражда́ется:По 3-й пе́сни конда́к свято́му и и́кос. Ипакои́ отцев и седа́лен свята́го два́жды. Сла́ва, и ны́не, предпра́зднства. По 6-й пе́сни конда́к отцев, и и́кос, и чте́ние. На 9-й пе́сни поем Честнейшую: Свети́лен воскресе́н и отцев. Слава, свята́го. И ны́не, предпра́зднства. На хва́литех стихи́ры воскресны 3, и отцев 2, и свята́го со сла́вным 3, со стихи его́. Или́ оставля́ются стихи́ры воскресны, и поем отцев на 4 и свята́го на 4. Сла́ва, отцев. И ны́не, Богоро́дичен:Преблагослове́нна еси́, Богоро́дице:Славосло́вие вели́кое. Тропа́рь воскресе́н точию и ектении, и отпу́ст. Посем, Сла́ва, и ны́не, стихи́ра Ева́нгельская и час 1, и конечный отпу́ст. На 1-м часе тропа́рь воскресе́н. Слава, отцев. И ны́не, Богоро́дичен часов. По трисвято́м, конда́к отцев. На 3-м часе тропа́рь воскресе́н. Слава, свята́го. И ны́не, Богоро́дичен часов. По трисвято́м конда́к свята́го. На прочих же часех тропари и конда́ки отцев и свята́го, пременя́юще, глаго́лем; воскресе́н же тропа́рь на всех часех глаго́лем в нача́ле непременно.

На Литурги́и: Блаже́нны гла́са 4, и отцев, песнь 3-я на 4, и свята́го песнь 6-я на 4. По входе тропа́рь воскресе́н, и отцев, и предпра́зднства, и свята́го. Та́же конда́к отцев. Сла́ва, свята́го. И ны́не, предпра́зднства. Проки́мен, Апо́стол, аллилу́ия и Ева́нгелие отцев и свята́го. Прича́стен:Хвалите: Други́й: Ра́дуйтеся, пра́веднии:

Митрополит Петр, святитель Московский, родился около 1260 года на Волыни в благочестивой боярской семье Феодора и Евпраксии. Матери его в сонном видении перед рождением было открыто, что сын ее обретет особую благодать Божию.

Семи лет отрока Петра отдали в учение, однако грамота не давалась ему. Родители скорбели об этом и молились Богу. Вняв их молитвам, Господь чудесно просветил ум Своего избранника. В скором времени отрок обнаружил такие дарования, что превзошел в знании Священного Писания всех своих сверстников.

Двенадцати лет святой Петр удалился в близлежащий монастырь, где несколько лет подвизался в иноческом житии по правилам преподобного Иоанна Лествичника (VI в.; память 30 марта). Он проявил полное послушание своему наставнику, ревностно служа братии. Смиренный и молчаливый, будущий святитель удостоился диаконского, а потом и пресвитерского сана. Блаженный Петр с молитвенным благоговением и большим искусством писал святые иконы для братии и мирян. В Успенском соборе Московского Кремля сохранились прославленные образы святителя Петра – икона Успения Божией Матери и икона Пресвятой Богородицы, именуемая Петровской, по имени святого иконописца.

По благословению своего духовного наставника святой Петр удалился в пустынное место на берегу реки Раты (приток Буга), где построил келлию и храм в честь Преображения Господня. Вскоре здесь возник монастырь.

Многие иноки собрались под духовное руководство Ратского игумена, с кротостью и любовью назидавшего братию. Святой Петр неустанно помогал бедным, всегда принимал их в своей обители, в любое время года и суток.

Слава о дивных подвигах и добродетелях игумена Ратского распространилась по Галицко-Волынской области. Монастырь нередко посещал Галицкий князь Юрий Львович. Был там и Всероссийский Митрополит Максим (1283–1305; память 6 декабря), благословивший святого Петра, от которого принял дар – написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы. По преставлении Митрополита Максима (1305) игумен Геронтий заявил притязания на сан митрополита. Он отправился в Константинополь за патриаршим благословением. Многие были недовольны самочинным поступком игумена Геронтия, в том числе и князь Галицкий Юрий Львович (1301–1316). Игумен Геронтий убедил святого Петра также ехать в Константинополь, сам же тайно от него направил грамоту Вселенскому Патриарху, в которой просил о поставлении святого Петра митрополитом Галицким. На пути в Константинополь игумену Геронтию явилась во сне Божия Матерь, открывшая ему, что святителем Московским будет святой Петр, написавший Ее образ. Устрашенный этим знамением, игумен Геронтий отказался от своих притязаний.

Святой Петр прибыл в Константинополь в 1308 году. Он явился к Патриарху Афанасию (1289–1293, 1303–1311; память 24 октября), который принял его с любовью, как посланника Божия. Патриарх немедленно созвал Собор, избравший святого Петра Митрополитом не только Галицким, но и всей земли Русской, с титулом Митрополита Киевского и всея Руси. Из Константинополя святитель Петр возвратился в Киев – столицу Русской Митрополии, однако оставался там недолго (Город был в развалинах, разрушенный татарами). В 1309 году святитель Петр переехал во Владимир и перенес туда Первосвятительскую кафедру. Святитель ревностно отдался трудам пастырства, неустанно посещая самые отдаленные области своей обширной Митрополии. У него, однако, обнаружились завистники, желавшие лишить его власти. Тверской епископ Андрей, происходивший из литовских князей, послал на святого митрополита донос Константинопольскому Патриарху Афанасию. Патриарх не поверил наветам. Собор, созванный в Переславле-Залесском в 1310 или в начале 1311 года, оправдал святителя. Доносчик был посрамлен, но святитель Петр кротко простил его.

Митрополит Петр правил Русской Церковью в период монгольского Владычества и княжеских усобиц. Ему приходилось ездить в Орду, чтобы умилостивлять грозного хана, примирять враждовавших князей и предотвращать братоубийственные распри.

Святой Митрополит утверждал на Руси Православную веру, ниспровергая ереси, подвергая церковному прещению еретиков. Для духовного назидания своей паствы святой Петр многократно писал послания. В одном из сохранившихся посланий святитель призывал священников уподобиться истинному Пастырю – Христу: «Пастырь добрый душу свою полагает за овец» (Ин.10:11). Второе поучение обращено к духовенству и мирянам. Митрополит Петр учил ревностно исполнять заповеди Божии по словам Христа: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21).

Во время поездок по Митрополии святой Петр часто останавливался в Москве, где в то время княжил внук святого Александра Невского (†1263; память 23 ноября) Иоанн Данилович (Калита) (1325–1340). В беседе с ним святитель пророчески предрек великое будущее Москвы – стольного града земли Русской.

В 1325 году из Владимира в Москву была перенесена Митрополичья кафедра.

Незадолго до своей блаженной кончины святитель Петр советовал князю Иоанну построить в Москве каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. 4 августа 1326 года святой Петр совершил закладку храма, знаменитого впоследствии Успенского собора в Кремле. Ему, однако, не суждено было дождаться завершения строительства...

Блаженная кончина святителя Петра последовала в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года во время вечерней службы. Торжественное погребение Митрополита Петра было ознаменовано чудесами. Впоследствии его святые мощи, почивающие в Успенском соборе, прославились многими исцелениями.

В 1339 году при преемнике святителя Петра, Митрополите Феогносте, по благословению Патриарха Константинопольского Иоанна XIV (1333–1347), Митрополит Петр был причислен к лику святых. С тех пор ни одно значительное государственное событие в истории России не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. Святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. У раки святого целовали крест на верность великому князю Московскому. При гробе его нарекались и избирались русские Первосвятители.

В связи с перестройкой Успенского собора в 1472 и 1479 годах дважды совершилось перенесение мощей святителя Петра, в память чего установлено празднование на 24 августа. Память его совершается также 5 октября вместе с собором Московских святителей. Святые мощи Митрополита Петра находятся в Успенском соборе между северным предалтарем главного престола и приделом святых апостолов Петра и Павла.

Святитель Петр почитается как Небесный покровитель Москвы и всей земли Русской.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.