|
|||
Круги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миромКруги Луллия как пособие для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром
Одним из методов ОТСМ-ТРИЗ является «Круги Луллия». Раймунд Луллий (1232 – 1316 гг.) был одним из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского Средневековья, а также родоначальников европейской комбинаторики. Он создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень по типу пирамидки. На самой верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги разделены на одинаковое количество секторов (в нашем случае 8). Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение приводит к тому, что на каждой из кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Объединяя картинки (рисунки, слова, изречения) по секторам, получим текст.
«В дошкольном возрасте целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8» [1, с.15]. Круги Луллия можно использовать в работе с дошкольниками не только как метод развития воображения, но и в качестве пособия для ознакомления с окружающем миром. Рассмотрим на следующем примере. Предварительно обсуждаем с детьми кто где живет, чем питается.
Дети садятся за стол (максимальное количество детей соответствуют количеству секторов). В центре стола расположены круги Луллия. На первом (самом большом) круге лежат картинки с объектами животного мира (муравей, крот, заяц и т.д.), на втором размещены картинки с названием их жилища (муравейник, нора, трава, гнездо и т.д.), на третьем- место обитание (водоем, лес, поле, лес), на четвертом –чем питаются (коренья, насекомые, мелкие животные). Перед детьми ставится задача: назвать объект животного мира, который достался игроку при раскручивании самого большого круга, определить жилище объекта, его среду обитания и чем питается, совмещая при этом стрелкой сектора. В итоге получаем рассказ ребенка из 4-х предложений. Например, «На моей картинке изображен крот. Его жилище называется нора. Среда обитание –поле. Крот питается дождевыми червями, насекомыми и их личинками». Таким образом, используя круги Луллия, педагоги создают условия для формирования у детей осознанного отношения к процессу комбинирования информации.
Литература: 1. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск.: Ульяновский дом печати, 2015.
|
|||
|