|
|||
НАШЕЛ (ПЕСНЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖЕННИ)
Анализ стихотворений Карла Маркса. Для анализа я выбрала два стихотворения из любовной лирики Карла Маркса, посвященные его жене Женни фон Вестфален. Это стихотворение «Связала нас незримо» и «Нашел» (песня, посвященная Женни). Сначала меня очень удивила тема любви в его стихотворениях. Карл Маркс - основоположник и классик, гениальный учитель и великий революционер, – и вдруг… о любви! Но многие великие поэты и писатели не обходили эту тему стороной, произведения, носящие любовную окраску, получаются нежными, лиричными и музыкальными, что мы и видим в стихотворениях Маркса. СВЯЗАЛА НАС НЕЗРИМО… (перевод Елены Ильиной) Связала нас незримо Навеки нить одна. Душа, судьбой гонима, Тобой окрылена. И что искал напрасно Души моей порыв, - Даёт мне взор твой ясный, Улыбкой озарив. Стихотворение «Связала нас незримо» достаточно короткое, но в полной мере передает светлые чувства любви. Данное стихотворение по своей нежности и чувственности напомнило мне стихотворение «Я встретил вас - и все былое» Тютчева. Выразительными средствами автор подчеркивает ощущение светлой радости и «взор твой ясный», и «Душа…тобой окрылена», и улыбка, которой можно озарить. В этих трех предложениях Маркс сумел передать всю искренность своих чувств. Но у любви Маркса и его спутницы был сложный и тернистый путь. Они познакомились в Трире, Женни - девушка из аристократической семьи, первая красавица Трира. Тайком от родителей, она помолвилась с юным Карлом. Он был младше Женни почти на 4 года и через некоторое время был вынужден уехать из родного города на учёбу. В течение 7 лет влюбленные вели переписку и очень редко встречались. Поэтому он и использует метафору «Связала нас незримо навеки нить одна», тем самым, говоря о том, что они прочно связаны светлыми чувствами друг с другом, несмотря на расстояние. В другом стихотворении Маркс не только говорит о любви, но и о свободе. НАШЕЛ (ПЕСНЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖЕННИ) (перевод Осипа Румера) Что пляшет этот куст в смятеньи диком, Что тянутся цветы с весенним ликом, Что небо синий изгибает свод, Что к облачной горе долина льнет? Чуть шумными крылами воспарю я, — Уж снова на скале лежу, тоскуя; Вперяю ль очи я в ночной простор, — С лучом звезды не может слиться взор. Потоки жизни, мчитесь чрез пороги, Ломайте все препоны по дороге, Свободой золотой опьянены; О, хаоса безумные сыны! И снова взор мой полетел, как птица, Чтобы блаженно, наконец, забыться; Зачем, зачем ему миров искать, Когда в тебе он может мир обнять? Это стихотворение так лирично и музыкально что второе его название – это Песня, посвященная Жени. Этого автор добивается за счет звукописи: ассонации на звуки «и»- «весенним ликом», «синий изгибает» и «о» - «Вперяю ль очи я в ночной простор, - с лучом звезды не может слиться взор» и аллитерации на звуки «л» - «что к облачной горе долина льнет», «с» - «о, хаоса безумные сыны», «р»- «Потоки жизни, мчитесь чрез пороги, ломайте все препоны по дороге». В начале Маркс использует анафору – «что», тем самым это усиливает вопрос автора и подчеркивает глубину его рассуждений. Что пляшет этот куст в смятеньи диком, Что тянутся цветы с весенним ликом, Что небо синий изгибает свод, Что к облачной горе долина льнет? Благодаря метафорическим олицетворениям передается сказочный характер мира любви и свободы нарисованного автором: «пляшет этот куст в смятеньи диком», «тянутся цветы с весенним ликом», «небо синий изгибает свод». Автор в этом произведении тему свободы раскрывает при помощи образа птицы, он хочет показать человека свободным, чтобы он смог понять всю прелесть мира, его тайны и секреты, его писаные истины: И снова взор мой полетел, как птица, Чтобы блаженно, наконец, забыться; И эта свобода, по его мнению, способна пройти все трудности и преграды: Потоки жизни, мчитесь чрез пороги, Ломайте все препоны по дороге, Свободой золотой опьянены. Но все его великие замыслы и побуждения в конце заканчиваются лёгкими и нежными строками: Зачем, зачем ему миров искать, Когда в тебе он может мир обнять? Здесь уже он говорит о своей любимой, той которая является для него целым миром. Сам Маркс сказал о любви так: «Если ты любишь, не вызывая взаимности, т.е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она – несчастье». В этих его произведениях Карла Маркса мы можем отметить его юношеские романтические порывы, присущие и многим другим писателям и поэтам разных времен, да и всем людям в целом. Но в основу его философских взглядах ложатся идеи о человеке и его внутреннем мире.
|
|||
|