Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План-конспект урока «Социальная мобильность»



 

Тема урока:Социальная мобильность

Цель учебного занятия:продолжить изучение социальной структуры современного общества; сформировать у учащихся представления о социальной мобильности, ее видах; способствовать формированию понимания связи социальной стратификации и социальной мобильности, связи социальной мобильности с изменениями, происходящими в современном обществе.

Задачи:

Образовательные (предметные результаты):

· Рассмотреть понятия «социальная мобильность», «каналы (лифты) социальной мобильности», «маргиналы», «люмпены»;

Изучить различные виды социальной мобильности;

· Познакомиться с основными каналами (лифтами) социальной мобильности;

· Проследить взаимосвязь социальной стратификации и социальной мобильности.

Развивающие (метапредметные результаты):

· Способность сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;

· Продолжить формирование умений и навыков аналитической работы обучающихся с источниками информации, развитие критического мышления.

· Умение владеть грамотной письменной и устной речью, высказывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию.

Воспитательные (личностные результаты):

· способствовать формированию социально активной личности;

· формировать ценностные ориентиры учащихся;

· раскрыть роль образования, как одного из «социальных лифтов», в социальной адаптации личности;

Форма урока: лекция.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и средства обучения:учебник «Обществознание. 8 класс. Учебник. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.», презентация, видеофрагмент «Сказка о рыбаке и рыбке», опорные конспекты для учащихся.

В работе использовались следующие приемы:вводная беседа (актуализация ранее полученных знаний), «крючок» (определение темы урока на основе видеофрагмента), заполнение схемы на основе рассказа учителя и текста параграфа, аналитическая беседа (вопросы учителя в ходе изложения нового материала), работа с учебником (выделение главного на основе поставленных вопросов), работа с иллюстративным материалом.

В работе использовались следующие дидактические материалы: мультимедийная презентация, видеофрагмент «Сказка о рыбаке и рыбке», схемы «Виды социальной мобильности», «Каналы (лифты) социальной мобильности», иллюстративный материал из мультфильмов «Зверополис», «Суперсемейка», а также из фильмов «Легенда №17», «Джанго освобожденный».

Используемая литература

Методическая литература:

· Обществознание. 8 класс. Методическое пособие. Соболева О.Б., Чайка В.Н. Под ред. Бордовского Г.А.;

· Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки - Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др.;

· Обществознание. 8 класс. Учебник. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.;

· Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Котова О., Лискова Т.

 

Учебная литература:

· Методика преподавания обществознания в школе. Под ред. Боголюбова Л.Н. М.: 2002. — 304 с.

· Общая методика преподавания обществознания в школе, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., 2008.

 

План-конспект урока «Социальная мобильность»

 

Этап урока (приемы, средства) Содержание урока Виды деятельности учащихся Предполагаемые ответы учеников
Организационный этап Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку. Итак, мы начинаем наш урок. Готовятся к уроку, настраиваются на работу.  
    Актуализация знаний учащихся На прошлом уроке мы изучили тему «Социальная стратификация». Я предлагаю вам вспомнить, что такое социальная стратификация? (Социальная стратификация - разделение общества, на страты или слои, расположенные по вертикали, иерархически).   Какие три наиболее крупные страты выделяются исследователями в социальной стратификации? (Высший класс, средний класс, низший класс).   Назовите известные вам критерии социальной стратификации? (Доход, образование, власть, престиж профессии либо занятия).     Социальная стратификация - разделение общества, на страты или слои, расположенные по вертикали, иерархически.   Высший класс, средний класс, низший класс.   Доход, образование, власть, престиж профессии либо занятия.  
Постановка цели и задач урока. Мотивационный этап.   Слово учителя. Крючок Таким образом, каждый из нас может быть отнесён к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре общества. Возникает вопрос: «А возможно ли изменение этого места?» «Как оно происходит?» Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» («Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!») и ответить на вопросы: 1. О чем данный фрагмент? 2. Какое явление общественной жизни показано в данном фрагменте? 3. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема сегодняшнего урока? Совершенно верно. Запишите, пожалуйста, число и тему занятия в ваших тетрадях «Социальная мобильность». Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают новую тему в тетрадь.   О том, что старуха была крестьянкой, а стала дворянкой, и изменился ее образ жизни. Изменение социального статуса человека. Социальная мобильность.
«Открытие нового знания»   Слово учителя. Работа с понятием. Итак, ребята, давайте вместе с вами попробуем дать определение понятия «социальная мобильность». Из курса обществознания мы знаем, что социальный=общественный, социум=общество. Как вы понимаете слово «мобильность, мобильный»? Кто может сказать, что такое социальная мобильность?   Давайте запишем в тетрадях: социальная мобильность – изменение положения индивида или социальной группы в рамках социальной структуры данного общества.   Понятие «социальная мобильность» ввел в научный оборот русский ученый-социолог Питирим Александрович Сорокин в 1927 году в одноименной работе.   Слушают учителя, работают с понятием, записывают в тетрадь.     Подвижность, подвижный Могут прозвучать варианты: перемещение, движение в обществе  
    Слово учителя Как мы видим, социальная мобильность подразумевает изменение положения индивида либо социальной группы. Сегодня принято выделять индивидуальную и коллективную (групповую) социальную мобильность. Индивидуальная мобильность связана с личными усилиями индивида по переходу из одного слоя (группы) в другую. Коллективная мобильность связана с изменением положения всей группы (класса) в системе стратификации. Например, в ходе социальной революции старый класс уступает господство новому (Октябрьская революция 1917 г.).    
    Работа со схемой Социальную мобильность также подразделяют также на вертикальную и горизонтальную.   Меловая схема на доске с параллельным объяснением учителя. Социальная мобильность бывает вертикальной – переход из одной социальной группы в другую с изменением статуса (восходящей — когда человек занимает более высокое положение; нисходящей — когда более низкое) и горизонтальной – переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса (когда человек переходит в другую социальную группу, меняет место жительства или работы без изменения своего статуса). Примеры: Вертикальная восходящая (учитель становится директором школы) Вертикальная нисходящая (понижение в должности) Горизонтальная (переезд из одного города в другой без изменения места работы).   Ребята, приведите примеры горизонтальной и вертикальной (восходящей, нисходящей мобильности)?     Слушают учителя, параллельно зарисовывают схему в тетрадь   Примеры
Работа с учебником   Общество, однако, не всегда давало человеку перейти из одной социальной группы в другую. Исторически принято выделять три типа общества в зависимости от степени интенсивности социальной (вертикальной) мобильности. Я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с этими типами обществ. Откройте учебник (стр.203) и прочитайте последний абзац. Какие три типа обществ выделяет автор? Как вы думаете, к какому типу общества относится современная Россия? Почему?     Работают с учебником, отвечают на вопросы учителя   Закрытые (кастовые), полузакрытые (сословные), открытые (современные)
Слово учителя Кроме того, принято выделять межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность – изменение социального статуса детей по отношению к социальному статусу родителей (например, отец всю жизнь проработал водителем, а сын получил высшее образование и стал инженерном). Внутрипоколенная мобильность – изменение социального статуса индивида в течение жизни (например, токарь становится инженером, потом начальником цеха, а затем директором завода).     Слушают  
Слово учителя. Работа со схемой Ребята, как вы думаете, что обеспечивает перемещение индивида из одной социальной группы в другую? Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. Схема «Каналы (лифты) социальной мобильности» (образование, профессия, семья, армия, политическая организация, церковь) ОФОРМЛЯЕМ В ВИДЕ СХЕМЫ Ребята, как вы думаете, является ли образование важным социальным лифтом? Почему? Наличие образования действительно является важным социальным лифтом, например, для получения высокооплачиваемой работы с перспективами карьерного роста, построения успешной карьеры.   Записывают схему в тетрадь   Мнения учащихся  
  Социальная мобильность может сопровождаться появлением маргиналов. Маргиналы –люди, занимающие промежуточное, неустойчивое положение в обществе (эмигрант, выходцы из села, переехавшие жить в город, абитуриент, который уже окончил школу, но не поступил в ВУЗ). Зачастую маргиналов путают с людьми, опустившимися на социальное «дно». В научной литературе их принято называть люмпенами. Люмпены –люди, опустившиесяна социальное «дно» (бомжи, нищие). Люмпенизация населения – хорошо или плохо для общества? Почему?     Слушают учителя      
Первичное закрепление знаний   Закрепление изученного материала Сейчас я приведу несколько примеров из известных фильмов и мультфильмов.Ваша задача определить, какие виды социальной мобильности показаны на слайде. Если речь идёт о вертикальной восходящей мобильности, то назовите канал социальной мобильности. Главная героиня мультфильма «Зверополис» из детей фермеров пробилась в полицейские. Главный герой мультфильма «Суперсемейка» статус супергероя вынужден был сменить на работу офисного клерка. Главный герой фильма «Легенда № 17» Валерий Харламов вначале играл за ЦСКА, потом — за команду Чебаркуля, потом — за сборную СССР. Главной герой фильма «Джанго освобождённый» был рабом, а стал вольным охотником за беглыми преступниками. Работают с заданием учителя.   Ответ: вертикальная восходящая мобильность, межпоколенная, индивидуальная, канал социальной мобильности — образование и работа.   Ответ: вертикальная нисходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная.   Ответ: вертикальная нисходящая и вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — спорт   Ответ: вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — работа.    
Сообщение домашнего задания.   Домашнее задание. Подведение итогов работы Домашнее задание 1. Читать учебник пар.14 (пункт «Социальная мобильность» (стр.156-158) и отвечать на вопросы 6,8; 2. Найдите и приведите примеры социальной мобильности из различных периодов всеобщей и отечественной истории; 3. Написать эссе по следующему высказыванию «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).     Записывают домашнее задание.  
Рефлексия Подведение итогов работы   Спасибо за работу! Сегодня я хотела бы отметить работу… Вам понравился урок? Что нового для себя вы сегодня узнали на уроке?    

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.