План-конспект урока «Социальная мобильность»
Тема урока:Социальная мобильность
Цель учебного занятия:продолжить изучение социальной структуры современного общества; сформировать у учащихся представления о социальной мобильности, ее видах; способствовать формированию понимания связи социальной стратификации и социальной мобильности, связи социальной мобильности с изменениями, происходящими в современном обществе.
Задачи:
Образовательные (предметные результаты):
· Рассмотреть понятия «социальная мобильность», «каналы (лифты) социальной мобильности», «маргиналы», «люмпены»;
Изучить различные виды социальной мобильности;
· Познакомиться с основными каналами (лифтами) социальной мобильности;
· Проследить взаимосвязь социальной стратификации и социальной мобильности.
Развивающие (метапредметные результаты):
· Способность сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
· Продолжить формирование умений и навыков аналитической работы обучающихся с источниками информации, развитие критического мышления.
· Умение владеть грамотной письменной и устной речью, высказывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
Воспитательные (личностные результаты):
· способствовать формированию социально активной личности;
· формировать ценностные ориентиры учащихся;
· раскрыть роль образования, как одного из «социальных лифтов», в социальной адаптации личности;
Форма урока: лекция.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование и средства обучения:учебник «Обществознание. 8 класс. Учебник. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.», презентация, видеофрагмент «Сказка о рыбаке и рыбке», опорные конспекты для учащихся.
В работе использовались следующие приемы:вводная беседа (актуализация ранее полученных знаний), «крючок» (определение темы урока на основе видеофрагмента), заполнение схемы на основе рассказа учителя и текста параграфа, аналитическая беседа (вопросы учителя в ходе изложения нового материала), работа с учебником (выделение главного на основе поставленных вопросов), работа с иллюстративным материалом.
В работе использовались следующие дидактические материалы: мультимедийная презентация, видеофрагмент «Сказка о рыбаке и рыбке», схемы «Виды социальной мобильности», «Каналы (лифты) социальной мобильности», иллюстративный материал из мультфильмов «Зверополис», «Суперсемейка», а также из фильмов «Легенда №17», «Джанго освобожденный».
Используемая литература
Методическая литература:
· Обществознание. 8 класс. Методическое пособие. Соболева О.Б., Чайка В.Н. Под ред. Бордовского Г.А.;
· Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки - Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др.;
· Обществознание. 8 класс. Учебник. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.;
· Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Котова О., Лискова Т.
Учебная литература:
· Методика преподавания обществознания в школе. Под ред. Боголюбова Л.Н. М.: 2002. — 304 с.
· Общая методика преподавания обществознания в школе, Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., 2008.
План-конспект урока «Социальная мобильность»
Этап урока
(приемы, средства)
| Содержание урока
| Виды деятельности учащихся
| Предполагаемые ответы учеников
| Организационный этап
| Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку. Итак, мы начинаем наш урок.
| Готовятся к уроку, настраиваются на работу.
|
|
Актуализация знаний учащихся
| На прошлом уроке мы изучили тему «Социальная стратификация».
Я предлагаю вам вспомнить, что такое социальная стратификация?
(Социальная стратификация - разделение общества, на страты или слои, расположенные по вертикали, иерархически).
Какие три наиболее крупные страты выделяются исследователями в социальной стратификации?
(Высший класс, средний класс, низший класс).
Назовите известные вам критерии социальной стратификации?
(Доход, образование, власть, престиж профессии либо занятия).
|
| Социальная стратификация - разделение общества, на страты или слои, расположенные по вертикали, иерархически.
Высший класс, средний класс, низший класс.
Доход, образование, власть, престиж профессии либо занятия.
| Постановка цели и задач урока. Мотивационный этап.
Слово учителя.
Крючок
| Таким образом, каждый из нас может быть отнесён к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре общества.
Возникает вопрос: «А возможно ли изменение этого места?»
«Как оно происходит?»
Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» («Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!») и ответить на вопросы:
1. О чем данный фрагмент?
2. Какое явление общественной жизни показано в данном фрагменте?
3. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема сегодняшнего урока?
Совершенно верно. Запишите, пожалуйста, число и тему занятия в ваших тетрадях «Социальная мобильность».
| Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают новую тему в тетрадь.
|
О том, что старуха была крестьянкой, а стала дворянкой, и изменился ее образ жизни.
Изменение социального статуса человека.
Социальная мобильность.
| «Открытие нового знания»
Слово учителя. Работа с понятием.
| Итак, ребята, давайте вместе с вами попробуем дать определение понятия «социальная мобильность».
Из курса обществознания мы знаем, что социальный=общественный, социум=общество.
Как вы понимаете слово «мобильность, мобильный»?
Кто может сказать, что такое социальная мобильность?
Давайте запишем в тетрадях: социальная мобильность – изменение положения индивида или социальной группы в рамках социальной структуры данного общества.
Понятие «социальная мобильность» ввел в научный оборот русский ученый-социолог Питирим Александрович Сорокин в 1927 году в одноименной работе.
| Слушают учителя, работают с понятием, записывают в тетрадь.
|
Подвижность, подвижный
Могут прозвучать варианты: перемещение, движение в обществе
|
Слово учителя
| Как мы видим, социальная мобильность подразумевает изменение положения индивида либо социальной группы.
Сегодня принято выделять индивидуальную и коллективную (групповую) социальную мобильность.
Индивидуальная мобильность связана с личными усилиями индивида по переходу из одного слоя (группы) в другую.
Коллективная мобильность связана с изменением положения всей группы (класса) в системе стратификации. Например, в ходе социальной революции старый класс уступает господство новому (Октябрьская революция 1917 г.).
|
|
|
Работа со схемой
| Социальную мобильность также подразделяют также на вертикальную и горизонтальную.
Меловая схема на доске с параллельным объяснением учителя.
Социальная мобильность бывает вертикальной – переход из одной социальной группы в другую с изменением статуса (восходящей — когда человек занимает более высокое положение; нисходящей — когда более низкое) и горизонтальной – переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса (когда человек переходит в другую социальную группу, меняет место жительства или работы без изменения своего статуса).
Примеры:
Вертикальная восходящая (учитель становится директором школы)
Вертикальная нисходящая (понижение в должности)
Горизонтальная (переезд из одного города в другой без изменения места работы).
Ребята, приведите примеры горизонтальной и вертикальной (восходящей, нисходящей мобильности)?
|
Слушают учителя, параллельно зарисовывают схему в тетрадь
|
Примеры
| Работа с учебником
|
Общество, однако, не всегда давало человеку перейти из одной социальной группы в другую.
Исторически принято выделять три типа общества в зависимости от степени интенсивности социальной (вертикальной) мобильности.
Я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с этими типами обществ. Откройте учебник (стр.203) и прочитайте последний абзац.
Какие три типа обществ выделяет автор?
Как вы думаете, к какому типу общества относится современная Россия? Почему?
|
Работают с учебником, отвечают на вопросы учителя
|
Закрытые (кастовые), полузакрытые (сословные), открытые (современные)
| Слово учителя
| Кроме того, принято выделять межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.
Межпоколенная мобильность – изменение социального статуса детей по отношению к социальному статусу родителей (например, отец всю жизнь проработал водителем, а сын получил высшее образование и стал инженерном).
Внутрипоколенная мобильность – изменение социального статуса индивида в течение жизни (например, токарь становится инженером, потом начальником цеха, а затем директором завода).
|
Слушают
|
| Слово учителя. Работа со схемой
| Ребята, как вы думаете, что обеспечивает перемещение индивида из одной социальной группы в другую?
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных
групп в другие называют каналами социальной мобильности или
социальными лифтами.
Схема «Каналы (лифты) социальной мобильности»
(образование, профессия, семья, армия, политическая организация, церковь)
ОФОРМЛЯЕМ В ВИДЕ СХЕМЫ
Ребята, как вы думаете, является ли образование важным социальным лифтом? Почему?
Наличие образования действительно является важным социальным лифтом, например, для получения высокооплачиваемой работы с перспективами карьерного роста, построения успешной карьеры.
|
Записывают схему в тетрадь
|
Мнения учащихся
|
| Социальная мобильность может сопровождаться появлением маргиналов.
Маргиналы –люди, занимающие промежуточное, неустойчивое положение в обществе (эмигрант, выходцы из села, переехавшие жить в город, абитуриент, который уже окончил школу, но не поступил в ВУЗ).
Зачастую маргиналов путают с людьми, опустившимися на социальное «дно». В научной литературе их принято называть люмпенами.
Люмпены –люди, опустившиесяна социальное «дно» (бомжи, нищие).
Люмпенизация населения – хорошо или плохо для общества? Почему?
|
Слушают учителя
|
| Первичное закрепление знаний
Закрепление изученного материала
| Сейчас я приведу несколько примеров из известных фильмов и мультфильмов.Ваша задача определить, какие виды социальной мобильности показаны на слайде. Если речь идёт о вертикальной восходящей мобильности, то назовите канал социальной мобильности.
Главная героиня мультфильма «Зверополис» из детей фермеров пробилась в полицейские.
Главный герой мультфильма «Суперсемейка» статус супергероя вынужден был сменить на работу офисного клерка.
Главный герой фильма «Легенда № 17» Валерий Харламов вначале играл за ЦСКА, потом — за команду Чебаркуля, потом — за сборную СССР.
Главной герой фильма «Джанго освобождённый» был рабом, а стал вольным охотником за беглыми преступниками.
| Работают с заданием учителя.
|
Ответ: вертикальная восходящая мобильность, межпоколенная, индивидуальная, канал социальной мобильности — образование и работа.
Ответ: вертикальная нисходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная.
Ответ: вертикальная нисходящая и вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — спорт
Ответ: вертикальная восходящая мобильность, индивидуальная, внутрипоколенная, канал социальной мобильности — работа.
| Сообщение домашнего задания.
Домашнее задание. Подведение итогов работы
| Домашнее задание
1. Читать учебник пар.14 (пункт «Социальная мобильность» (стр.156-158) и отвечать на вопросы 6,8;
2. Найдите и приведите примеры социальной мобильности из различных периодов всеобщей и отечественной истории;
3. Написать эссе по следующему высказыванию «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).
| Записывают домашнее задание.
|
| Рефлексия
Подведение итогов работы
|
Спасибо за работу! Сегодня я хотела бы отметить работу…
Вам понравился урок? Что нового для себя вы сегодня узнали на уроке?
|
|
|
|