|
|||
Конспект урока на тему: Безопасность в сети интернет для учащихся 5 классовКонспект урока на тему: "Безопасность в сети интернет" для учащихся 5 классов Цель урока: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.
Задачи:познакомить учащихся с понятием «Интернет», с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет; как отличить достоверные сведения от недостоверных; как избежать вредной и опасной для них информации; как сделать более безопасным свое общение в сети Интернет.
Оборудование: ПК, проектор, презентация Microsoft Power Point «Безопасность в сети Интернет». Ход занятия Ход занятия: Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. И это не удивительно: ведь в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания. Тема сегодняшнего нашего урока «Безопасность в сети Интернет». Интернет – глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Давайте подумаем и вспомним, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером, а может, о каких-то угрозах, вы слышали от своих друзей? (ответ учащихся) Угрозы, исходящие из сети Интернет можно разделить на онлайн и оффлайн.
Онлайн угрозы – любые проблемы, которые опасны для вашего компьютера. К ним, относятся различные категории компьютерных вредителей и вирусов, которые могут просочиться на ваш компьютер во время путешествия по просторам социальных сетей. Для этого порой достаточно нажать на ссылку, содержащуюся в письме от «мнимого» друга. Например, получив письмо или найдя сообщение на стене следующего содержания: «Нашел твою фотку!» или «Ты тут неплохо получилась!», или «Смотри какой котеночек!». Заинтересовавшись содержанием письма, вы кликнете на ссылку, которая переведет вас на загадочный сайт, попутно загружающий на компьютер всевозможные зловредные программы. Среди них могут быть: - программы-шпионы (будут отслеживать все ваши действия на компьютере, вводимую информацию с целью ее похищения). Если вы осуществляете покупки или занимаетесь онлайн-банкингом на этом компьютере, то такие программы могут похитить пароли и логины для онлайн-банкинга и данные о вашей кредитной карточке, включая ее номер, ПИН и имя владельца); - винлокеры (программы, которые перекрывают картинкой весь экран и предлагаю заплатить определенную сумму от 100 до 500 рублей, чтобы разблокировать ваш компьютер. Очень часто винлокеры используют картинку порнографического содержания и угрозы сообщить о вас в полицию, как любителе запрещенного порно, когда вы таковым не являетесь); - подписка на «премиальные» номера (когда вы решите загрузить какую-либо бесплатную программу, типа сервиса для обмена мгновенными сообщениями ICQ или любую другую программу, последнее, что он будет читать, это условия соглашения при загрузке дистрибутива. А они могут зачастую содержать пункт об обязательной подписке на платные сервисы. Таким образом, вы задолжаете сайту денег, которые по закону вы будете должны вернуть); - фи́шинг - вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. В письме часто содержится прямая ссылка на сайт. После того, как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определённому сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам. - попадание в базы рассылки спама (если ваш электронный адрес появится в открытом доступе, то он с легкостью может попасть к кибер-преступнику, который будет его переполнять горами спама). Онлайн-угрозы могут также навредить вашей репутации. - А теперь давайте перейдем к самому опасному виду угроз, который может принести ущерб не только вашему имуществу, но и жизни – это оффлайн-угроза. Она включает все то, что может случиться в реальной жизни. К ней относятся предложения о встрече от неизвестных «друзей», телефонный шантаж, мошенничество, вымогательство и даже ограбление квартиры или кража другого имущества. Зачастую мошенникам даже не нужно ломать голову над тем, как получить заветную информацию от пользователя – он сам предоставляет ее на тарелочке. Например, при регистрации в социальной сети и составлении личного профайла предлагается внести информацию о своем годе рождение, номер телефона, адрес электронной почты, адрес проживания и работы. К сожалению, дети воспринимают такие «требования» как необходимость, и заносят личную информацию во все графы. Это первая и сама главная ошибка! Мы советуем вносить как можно меньше личной информации. Почему? Вот простой пример: ребенок в ожидании долгожданных каникул с родителями и всей семьей в какой-нибудь заморской стране каждый день обновляет свой статус: «Ура, до путешествия осталось три дня!», «Осталось два дня, не могу дождаться!», а на третий- четвертый день, после того, как дни закончились, квартиру обворовывают. Причина в том, что помимо ежедневного обновления статусов ребенок добавил в профиль домашний адрес и фотографии из квартиры, в которой мошенника, а уже и «домушника», заинтересовал интерьер и домашняя аппаратура. И, наконец, социальные сети могут быть рассадником людей с более серьезными отклонениями. Создав поддельный профиль ребенка, и втершись в доверие к вам, они могут предложить встретиться, но на встречу уже придет взрослый человек с корыстными или «больными» планами. Задание «О какой Интернет-угрозе идет речь?» 1. Алексею на почту пришло сообщение от службы безопасности социальной сети с информацией о том, что аккаунт пытались взломать, и его владельцу необходимо перейти по ссылке в письме для того, чтобы подтвердить персональные данные. Ни на минуту не подумав о подвохе, Алексей переходит по ссылке, затем появляется стартовая страницы соцсети, куда он немедленно вносит пароль и логин. После этого с его профиля начали рассылаться письма довольно странного содержания его друзьям, вместо его фотографий на странице появились непристойные картинки. 2. Однажды в социальной сети девочке пришло сообщение от организаторов конкурса красоты, в котором они предложили ей принять участие. Для участия нужно было отправить несколько фотографий в купальнике, для того чтобы оценить природную красоту будущей конкурсантки. Еще одним условием участия в конкурсе была необходимость перечислить определенную сумму на счет организации в качестве вступительного взноса, после оплаты которого, они свяжутся с девушкой по поводу дополнительной информации о конкурсе, а также времени и месте его проведения. Тест. 1.Есть ли у тебя компьютер? А) да Б) нет 2. Есть ли у тебя доступ к сети Интернет? (Мобильный телефон, компьютер) А) да Б) нет 3. Сколько времени ты проводишь в сети Интернет? А) не бываю в сети; Б) менее 1 часа; В) 1-2 часа; Г) Более 2 часов; 4. Как ты считаешь – опасен Интернет или нет? А) да; Б) нет; 5. Чем занимаешься в Интернете? А) учусь; Б) общаюсь в социальных сетях; В) скачиваю программы; Г) пользуюсь e-mail; Д) играю в игры on-line; Е) смотрю Интернет –ТВ, фильмы; Ж) веду блог, сайт; З) Просматриваю запрещенное родителями; И) другое ( …………………………………………………………………………………….); 6 Получаете удовольствие от работы в Интернете? А) да; Б) нет; 7. Встречал ли ты когда-нибудь угрозы, противоправные призывы в сети Интернет? А) да; Б) нет; 8. Как родители относятся к твоей работе в сети Интернет? А) разрешают свободно; Б) устанавливают временной режим; В) разрешают заходить в своём присутствии; Г) запрещают пользоваться; Д) не знают о том, что я выхожу в Интернет. Как вы видите, угроз достаточно много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством. - Сейчас я расскажу вам о том, как обезопасить себя и свой компьютер от сетевых угроз. Но сначала, мы немножко отдохнем и проведем физкультминутку. Итак, как же бороться с сетевыми угрозами? Техника безопасности в социальной сети
Жизнь в социальной сети, как и наша реальная жизнь, требуют соблюдения некоторых правил техники безопасности: Не передавайте информацию людям, которых вы лично не знаете. Не доверяйте людям, с которыми вы познакомились в социальной сети, ведь они могут быть кем угодно! Публикуйте только ту информацию о себе, которая не содержит ваших адресов, телефонов, планов на выходные. Как можно меньше реальной информации о себе! Помните, то, что когда-либо было опубликовано, «стереть» уже невозможно. Оставляя комментарии, сообщения, публикуя фотографию, вы помещаете ее в сеть навсегда. Поэтому совершая любое действие в социальной сети, нужно думать о последствиях! Цените и уважайте друг друга в социальных сетях. Оскорбляя даже неизвестного вам человека, помните, что вы сделали это и в реальной жизни! Будьте осторожны, высказывая свое мнение в социальной сети, оно может обидеть других людей в реальном мире. Социальные сети помогают улучшить наше общество: они позволяют объединиться людям, чтобы бороться с различными проблемами, а также осуществлять проекты, чтобы претворить свои идеи в жизнь. Поэтому, если каждый человек задумается о серьезности своих действий в социальной сети, то он сделает нашу жизнь более безопасной и комфортной. Основные правила для школьников старших классов Вы должны это знать: · Не желательно размещать персональную информацию в Интернете. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей. · Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их. · Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту). · Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием. · Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger · Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел. - Сейчас я предлагаю вам отгадать небольшой кроссворд. По вертикали: 1. Массовая почтовая рассылка без согласия получателей (спам) 2. Личная информация о пользователе (профайл) 3. Указатель перехода на одну из страниц сайта (ссылка) 4. Вид интернет-мошенничества (фишинг)
По горизонтали: 1. Программа, которая осуществляет защиту компьютера от вирусов (антивирус) 2. Интернет-угроза (оффлайн) 3. Вредоносное программное обеспечение (вирус) 4. Секретный набор символов, который защищает вашу учетную запись (пароль)
Итог занятия - Что нового вы узнали?
Использованы материалы: 1. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений; 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с. 2. Безопасный компьютер и Интернет для детей: новая программа повышения квалификации преподавателей АПКиППРО //Microsoft в образовании. — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. – cop. 2008 – Режим доступа: http://www.ms-education.ru. 3. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерный_вирус
|
|||
|