Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 1.. Путешествие.. Эта глава Летописи поведает о том, как проходило путешествие из Петербурга в Крым, какие места посетила императрица, об исторических и курьезных случаях путешествия, а также о мифах и легендах, связанных с пребыванием Екатерины II



 

 

Глава 1.

Путешествие.

Эта глава Летописи поведает о том, как проходило путешествие из Петербурга в Крым, какие места посетила императрица, об исторических и курьезных случаях путешествия, а также о мифах и легендах, связанных с пребыванием Екатерины II в Крыму.

Знатокам истории Государства Российского известно, что со 2-го января по 11 июля 1787 года состоялось уникальное по масштабам, числу участников, стоимости и времени в пути путешествие Екатерины II в Крым.

Итак, сразу после Нового года, который по Указу Петра Первого праздновали в России с 1700 года 1 января, как и в других странах Европы, российская императрица выехала из Санкт-Петербурга в Крым. Целью путешествия было посетить вновь присоединенные к территории государства Российского причерноморские земли, которые затем назвали Новороссией, а также Крым, ставший жемчужиной в короне Российской империи…

После долгих войн с Османской империей Крым и причерноморские земли стали российскими и были переданы под управление Григория Потемкина. Россия, объявившая себя преемницей Византийской империи, возвращала то, что ей по праву принадлежало.

Идея путешествия императрицы Екатерины II в Крым появилась еще в 1780 году, а подготовка к нему началась в 1784 году.

* * *

Первое, с чего начал Потемкин, была разработка маршрута, строительство или расширение и благоустройство дорог, обеспечение путешественников транспортом. Он получил на приготовление экипажей 15 тысяч рублей и заказал их лучшим мастерам каретного дела в Риге, Москве и Санкт-Петербурге. Было изготовлено свыше 200 экипажей, при этом часть из них имела съемный верх и могла использоваться как зимние сани и летняя карета.

Особенно шикарны были две шестиместные кареты для императрицы (одна из них запасная): обитые изнутри войлоком, зеленым сукном и тисненой желтой кожей, они были раззолочены и имели герб империи с вензелем Екатерины II. Специально для путешествия Екатерины строились путевые дворцы. На эти цели было выделено 230 тысяч рублей. По распоряжению Потемкина все дворцы снабжались мебелью, посудой и столовым бельем из Курска и Москвы. При дворцах устраивались великолепные сады в английском стиле.

Начало путешествия

Накануне царственной поездки был издан путеводитель по «высочайше утвержденному маршруту». К путеводителю прилагалась карта пути следования. Это самый первый российский путеводитель, отпечатанный очень малым тиражом.

2 января 1787 года при большом скоплении народа на Невском проспекте и прилегающих к Казанскому собору улицах, после молебна, в грандиозное путешествие «в полуденный край» Российской империи отправилась невиданная по числу участников (3 тысяч человек) и роскоши экспедиция во главе с Екатериной Великой. Это путешествие историки назвали Таврический вояж.

В Царское Село собрались все приглашенные в путешествие. 6 (17 января) ровно в 9.00 утра императрица, одетая в дорожный костюм, вышла к своей карете. Все расселись по местам, и кортеж из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней тронулся в путь, растянувшись на версту. Из Царского Села путешественники отправились в долгое странствие.

В свиту императрицы входили: гетман Польши, русский генерал-аншеф граф Ксаверий Браницкий, полномочный посол при польском короле Павел Скавронский, их жены - племянницы Г. А. Потемкина и фрейлины двора- Александра Браницкая и Екатерина Скавронская, камер-

фрейлина Анна Протасова, фрейлина графиня Екатерина Чернышева, вице-президент адмирал-коллегии Иван Чернышев, обер-шталмейстер Лев Нарышкин, обер-камергер Иван Шувалов, гофмейстер и тайный советник граф Александр Безбородко, генерал-адьютант граф Федор Ангальт, вице-адмирал и генерал-интендант Петр Пущин, генерал-майор, действительный камергер и флигель-адьютант Александр Дмитриев-Мамонов, флигель-адьютант Василий Левашов, действительный статский советник Александр Храповицкий, Виктор Кочубей (будущий министр внутренних дел), лейбмедик Иван Рожерсон и другие приближенные к императрице лица.

Кроме того в путешествии участвовали иностранные посланники: Кобенцель (австрийский), Луи Филипп Сегюр (французский), Аллейн Фиц Герберг (английский) и два «гранд-эспань» — принцы Карл Иосиф де Линь и Карл Генрих Насау-Зинген и австрийский император Иосиф II, который путешествовал под именем графа Фалькенштейна. В общей сложности в кортеж входило 32 высших чиновника, в том числе – иностранных.

Киев. «Путь на пользу»

Ехали не спеша: с 9 до 12 и с 15 до 19 часов. На каждой станции императорский кортеж встречало 500-600 свежих лошадей.

8 февраля приехали в Киев. Величаво катил Днепр свои воды, сияли золотом купола церквей…  Дворец Екатерины, выстроенный из дерева, сиял чистотой и убранством комнат. При нем был разведен большой сад, красота которого подчеркивалась местоположением на крутом берегу Днепра. Здесь разместились только самые приближенные императрицы, остальные - на квартирах.

Генерал-фельдмаршал Потемкин встретил императрицу в Киеве. На память о вояже была выбита медаль, где на одной стороне был профиль царицы, а на другой - карта экскурсии. Вокруг нее - витая надпись: «Путь на пользу». Кроме того, была отчеканена медаль с профилем Потемкина и картой российских губерний, которыми он управлял.

В Киеве сделали почти трехмесячную остановку. Встреча здесь была пышной. Потемкин с племянницами, А. В. Суворов, архиепископ Амвросий (Каменский), граф О. М. Штакельберг (русский посланник в Польше) и ряд других лиц прибыли на встречу с императрицей. Начались бесчисленные поездки по городу, в том числе в Печерский монастырь, на Старокиевскую гору, к Десятинной церкви, на Подол.

 

Балы и маскарады следовали непрерывной чередой. На пышных балах «присутствовало до 300 дам в богатых нарядах».

Екатерина принимала во дворце духовенство, правительственных лиц, представителей дворянства, купцов и иностранцев. "Императрица, не ограничиваясь одними лишь обычными приветствиями, везде подробно расспрашивала чиновников, духовенство, помещиков и купцов об их положении, средствах, требованиях, нуждах. Вот чем она снискивала себе любовь своих подданных и допытывалась правды, чтобы обнаружить огромные злоупотребления, которые многие старались скрыть от нея".

 

 «Раз или два в неделю императрица имела собрание при дворе и давала большой бал или прекрасный концерт. В прочие дни стол ее накрывался на восемь или на десять приборов. Трое послов, ее сопровождавших, были ее постоянными гостями, также князь де-Линь и иногда принц Нассау. Вечера мы всегда проводили у нее; в это время она не терпела принуждения и этикета; мы видели не императрицу, а просто любезную женщину. На этих вечерах рассказывали, играли в биллиард, рассуждали о литературе», — писал в своих записках Сегюр.

Пока ждали вскрытия Днепра, продолжались запланированные работы. По распоряжению Потемкина путем взрывов скал была проведена очистка Днепра от порогов, воды его к весне стали судоходными по всему течению реки. Как только река вскрылась, 22 апреля около 50 великолепно отделанных галер, а всего до 80 судов — целая флотилия, на которой разместилось 3000 человек, с небывалой пышностью двинулась дальше. Галеры были отделаны в римском стиле и отличались огромными размерами и богатством убранства. На особенно большой галере «Десна», отделанной золотом, ехала императрица с приближенными.

 

 

30 апреля к 9 утра доплыли до Кременчуга. Это уже была вотчина Потемкина, и всё говорило о том, что как администратор он на голову выше Румянцева.  Императорский кортеж был встречен еще более пышно: к пристани подходили при большом стечении народа, при пушечной пальбе Екатерину и ее спутников перевезли на берег в шлюпках, а в дворец в каретах. По сторонам располагались полки армии. Верхом на лошадях около кареты скакали Потемкин, два генерал-аншефа, граф Румянцев и другие. Замыкал кортеж лучший эскадрон Екатерининского кирасирского полка. Затем последовал парад войск, а вечером — иллюминация.

Императрице очень по душе пришелся здешний путевой дворец и сад при нем. Четыре дня продолжались торжества в «столице Потемкина».

 

Фейерверки в честь Екатерины во время её путешествия в Крым. Картина неизвестного художника, конец XVIII века



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.