Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинарское занятие №4. Тема: Периодизация психического развития в онтогенезе



 

Выполнила: Макушина Милена, гр.291, РИЯ

Семинарское занятие №4. Тема: Периодизация психического развития в онтогенезе

Словарь по теме «Периодизация психического развития в онтогенезе»:

Возраст абсолютный— возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.

Возраст условный (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно - количественных признаков.

Возраст хронологическийвсегда определяется четкими временными показателями: датой рождения (годом, месяцем, числом) и сроком жизни – количеством прожитых лет (месяцев, дней).

Возраст биологический–это совокупность биологических (структурных и функциональных) признаков и их изменений, характеризующих период развития организма.

Возраст психологический-это качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Возраст социальныйподразумевает уровень соответствия достижений человека в обществе среднестатистическим показателям среди его ровесников

Детство-(англ. childhood) — этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и нач. подросткового периода.

Ведущий вид деятельности-это та деятельност, в которой возникают главные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности на данной стадии его развития. Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии является основой для построения периодизации психического развития, основанной на поочередной смене ведущей деятельности в одном возрастном периоде.

Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми

Личностное новообразование-это,  во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; во-вторых, новообразование – обобщенный результат этих изменений.

Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.

Конспект

статьи Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»:хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

 

В настоящее время в нашей детской психологии используется периодизация, построенная на основе фактически сложившейся системы воспитания и обучения. Процессы психического развития теснейшим образом связаны с обучением и воспитанием ребенка. Естественно, что установленное на педагогических основаниях членение детства относительно близко подходит к истинному, но не совпадает с ним. Изменения, происходящие в системе воспитательно-образовательной работы, вскрывают то обстоятельство, что «педагогическая периодизация» не имеет должных теоретических оснований.

До настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности.

Картина развития интеллекта в отрыве от развития аффективно-потребностной сферы наиболее ярко представлена в концепции Ж. Пиаже. Основной недостаток этой концепции – в невозможности объяснить переходы от одной стадии развития интеллекта к другой.

Аналогично рассматривается и развитие аффективно-потребностной сферы, которое часто отождествляется с развитием личности.

Таким образом, при рассмотрении психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой – параллелизм двух основных линий развития мотивационно-потребностной сферы и развития интеллектуальных (познавательных) процессов. Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс.

В большинстве зарубежных теорий ребенок рассматривается как изолированный индивид, для которого общество представляет лишь своеобразную «среду обитания». Преодоление этого натуралистического представления о психическом развитии требует радикального изменения взгляда на взаимоотношения ребенка и общества.

Система «ребенок – вещь» в действительности является системой «ребенок – общественный предмет».

Система «ребенок – взрослый» в свою очередь также имеет существенно иное содержание. Взрослый, прежде всего, выступает перед ребенком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам.

Деятельность ребенка внутри систем «ребенок – общественный предмет» и «ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность.

Группы ведущих типов деятельности:

1) в первую группу входят деятельности, внутри которых происходят интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельности в системе «ребенок – общественный взрослый», когдапроисходит преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы;

2) вторую группу составляют деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельности в системе «ребенок – общественный предмет». Они имеют общее происхождение и общее место в жизни общества, представляя собой итог предшествующей истории.

Если расположить выделенные нами виды деятельности детей по группам в той последовательности, в которой они становятся ведущими, то получится следующий ряд:

· непосредственно-эмоциональное общение – первая группа,

· предметно-манипулятивная деятельность – вторая группа,

· ролевая игра – первая группа,

· учебная деятельность – вторая группа,

· интимно-личное общение – первая группа,

· учебно-профессиональная деятельность – вторая группа.

Рассмотрение последовательной смены одних периодов другими позволяет сформулировать гипотезу о периодичности процессов психического развития,заключающейся в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.

В детской психологии накоплен значительный материал, дающий основание для выделения двух резких переходов в психическом развитии детей.

Это, во-первых, переход от раннего детства -к дошкольному возрасту, известный в литературе как «кризис трех лет»,

и, во-вторых, переход от младшего школьного возраста -к подростковому, известный в литературе под названием «кризиса полового созревания».

В обоих переходах имеют место проявление тенденции к самостоятельности и ряд негативных проявлений, связанных отношениями со взрослыми.

Все три эпохи (эпоха раннего детства, эпоха детства, эпоха подростничества) построены по одному и тому же принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами, и мотивами деятельности, на основе которых они формировались.

Значение гипотезы о периодичности процессов психического:

-теоретическое значение в том, что она позволяет преодолеть существующий в детской психологии разрыв между развитием мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности;

- дает возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали.

-открывает путь к изучению связей, существующих между отдельными периодами, к установлению функционального значения всякого предшествующего периода для наступления последующего.

-направлена на такое расчленение психического развития на эпохи и стадии, которое соответствует внутренним законам этого развития, а не каким-либо внешним по отношению к нему факторам.

-практическое значение гипотезы состоит в том, что она помогает приблизиться к решению вопроса о сензитивности отдельных периодов детского развития к определенному типу воздействий, помогает по-новому подойти к проблеме связи между звеньями существующей системы образовательных учреждений.

Согласно требованиям, вытекающим из этой гипотезы, там, где в системе наблюдается разрыв (дошкольные учреждения – школа), должна существовать более органичная связь. Наоборот, там, где ныне существует непрерывность (начальные классы – средние классы), должен быть переход к новой воспитательно-образовательной системе.

Конспект

§ 1 «Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен», глава XI «Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе». Источник: Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.

Представление о предмете возрастной психологии на протяжении развития науки углублялось. Л.С. Выготский, критикуя понимание «вечно детского», выдвинул взамен положение об «исторически детском».

 Нельзя говорить о детстве «вообще». История детства как культурно - исторического феномена соотносится с историей общества. Детство — это сложное социокультурное явление, которое имеетисторическое и природу.

В классических исследованиях французского историка Ф. Ариеса проанализированы произведения живописи, литературные произведения, письма людей прошлых времен. Он пришел к выводу, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов приводит к выделению возрастов человеческой жизни (период раннего детства, связанный с «балованием» и «нежением» малыша; школа как социальный институт, воинская повинность). Ариес стремился показать историческую тенденцию удлинения детства за счет надстраивания нового периода над уже имеющимися.

Д.Б. Эльконинвыдвинул оригинальную идею о том, что детство как период онтогенеза возникло тогда, когда у некоторых видов животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения. Для прижизненного приобретения этими животными нужных форм поведения и возникло детство. Своеобразие человеческого детства состоит в том, что младенец рождается совершенно беспомощным существом, у которого полностью отсутствуют инстинктивные способы удовлетворения даже врожденных органических потребностей. Все поведение человека становится приобретенным. Поэтому ему необходимо весьма продолжительное детство, которое удлиняется по мере развития общества, выдвигающего все более высокие требования к знаниям и умениям своих членов. Д.Б. Эльконин показал, что закономерностью развития детства как социокультурного феномена является не простое его удлинение, а качественное изменение по структуре и содержанию. С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. социальный статус, круг прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, набор доступных для него видов и форм деятельности) существенно изменяется. На ранних стадиях общественного развития происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности. В определенный исторический период произошло такое усложнение орудий труда, при котором дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых, поэтому специально для подрастающего поколения создаются особые предметы — игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда. Когда уменьшенные копии орудий не позволяют реально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводили общий смысл труда взрослых, с другой — развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно-двигательные координации, ловкость и т.п.).

Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. Эльконин показал социальную природу игры: «Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе».

Вместе с возникновением игры и игрушек складывается и новый период в развитии ребенка. В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельностью в нем начинает выступать игра. Эльконин продемонстрировал исторический характер детства и историческое происхождение его отдельных периодов на примере появления одного из детских возрастов. Период игры «сдвигает» период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хронологический возраст. Когда возникает новый период, стадии возрастного развития, находящиеся внизу, также неостаются неизменными. Возникновение школьного обучения наполняет новым смыслом предшествующий «период игры», делая его дошкольным.

Историческое происхождение имеют не только детские периоды жизненного цикла. Одно из исторически недавних приобретений человечества — выделение периода старости как психологического возраста. Появление понятия «старость» как социальной и возрастной категории относят к XX в. Исходя из схемы, намеченной Элькониным, современный исследователь В.Т.Кудрявцев показывает дальнейшее историческое развитие детства и выделяет

три исторических типа детства:

Квазидетство — на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не

выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую

деятельность и ритуальную практику (первобытное детство);

Неразвитое детство — мир детства выделен, и перед детьми возникает новая

социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя

функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования

смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере

освоения ребенком строго очерченного поля готовых смыслов деятельности. Пример —

детство в Средние века и в Новое время.

Развитое детство (термин В.В. Давыдова) — складывается тогда, когда смыслы и

мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Образ

взрослости, на который ориентируется ребенок, — принципиально неполный,

незавершенный, и ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться в культуре».

Современное «развитое» детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный, творческий характер психического развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, «умения ставить проблемы», «чувства комического», «коммуникативной инициативности» и т.д.

       В.Т. Кудрявцев предлагает развернуть новую линию исследований детства, положив в основу принципиальную идею о том, что детство — это не только исторический продукт, производный от общественного развития, но и формообразующее, порождающее начало в культуре и истории, «источник саморазвития родовой культуры, ее генератор».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.