Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ С КУРСОМ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ДЕЛА ИДПО

Специальность 31.05.02 Педиатрия

Очная форма обучения

Дисциплина «Гигиена»

 

Вопросы для промежуточной аттестации

(2020 – 2021 учебный год)

 

1. История становления и развития гигиены. Важнейшие деятели гигиенической науки и санитарного дела.

2. Предмет, содержание и задачи гигиенической науки. Методы гигиены. Связь гигиены с другими дисциплинами. Понятие о первичной, вторичной и третичной профилактике нарушений состояния здоровья детей и подростков. Гигиеническая диагностика.   Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача педиатра.

3. Значение и общие принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды. Понятие о СанПиНах, ГОСТах, технических регламентах, СНиПах, ПДК, ОБУВ, ПДВ, ОДУ, ПДС, ПДУВ, ДСД, ПДУ.

4. Окружающая среда: определение, виды, объекты, факторы. Понятие о раздельном, сочетанном, комбинированном, комплексном, интермиттирующем действии факторов окружающей среды на детский организм. Специфическое и неспецифическое действие факторов окружающей среды на организм детей и подростков. Отдаленные эффекты.

5. Понятие об экологии. Основные законы экологии. Основные причины экологического кризиса в современных условиях. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. Понятие об экологически обусловленных заболеваниях.

6. Экологическая обстановка в Российской Федерации, в Республике Башкортостан и г. Уфе. Неотложные меры по оздоровлению окружающей среды.

7. Канцерогенные факторы окружающей среды. Классификация канцерогенов. Причины роста онкозаболеваний среди населения. Оздоровительные мероприятия, направленные на предупреждение роста онкологических заболеваний среди населения.

8. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

9. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

10. Климат, климатические зоны страны, влияние их на здоровье детского населения. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях. Погода, типы, влияние на здоровье детского населения. Метеотропные и сезонные заболевания, их профилактика.

11. Акклиматизация и ее гигиеническое значение. Особенности акклиматизации в условиях жаркого и холодного климата. Меры профилактики неблагоприятного воздействия.

12. Гигиеническое значение температуры, влажности, скорости и направления движения воздуха. Их комплексное влияние на организм человека. Меры профилактики неблагоприятного воздействия.

13. Солнечная радиация. Гигиеническая характеристика её составных частей. Меры профилактики неблагоприятного воздействия.

14. Электромагнитные поля и электрическое состояние атмосферы, влияние на организм в процессе жизнедеятельности человека, профилактика неблагоприятного воздействия.

15. Гигиеническое значение естественных составных частей атмосферного воздуха. Причины и последствия разрушения озонового слоя.

16. Газовые примеси в воздушной среде, их действие на организм человека. Меры по охране атмосферного воздуха.

17. Пыль атмосферного воздуха, основные источники, влияние на здоровье детского населения. Меры по охране воздушного бассейна от пылевого загрязнения.

18. Радиационный фон, виды. Радиоактивное загрязнение среды обитания человека, источники. Мероприятия по снижению загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами.

19. Вода как фактор здоровья детского населения. Нормы водопотребления; факторы, их определяющие. Нормативные документы, устанавливающие гигиенические требования к источникам водоснабжения, к качеству питьевой воды при нецентрализованном и централизованном водоснабжении, их характеристика.

20. Источники водоснабжения, их характеристика. Самоочищение водоемов.

21. Особенности сельского водоснабжения. Гигиенические требования к размещению и устройству шахтных и трубчатых колодцев.

22. Показатели качества воды и их влияние на здоровье населения.

23. Централизованное водоснабжение, преимущества. Виды и элементы водопровода. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

24. Методы очистки воды при централизованном водоснабжении, их гигиеническая оценка.

25. Химические методы обеззараживания воды при централизованном водоснабжении, гигиеническая оценка.

26. Физические методы обеззараживания воды. Специальные методы улучшения качества воды. Гигиеническая характеристика.

27. Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы. Загрязнение и самоочищение почвы. Показатели санитарного состояния почвы, их значение.

28. Естественные и искусственные биогеохимические провинции, влияние на здоровье населения, профилактика заболеваний.

29. Классификация отходов населенных мест. Санитарно-эпидемиологическая характеристика отходов. Виды санитарной очистки населенных мест.

30. Гигиеническая характеристика методов сбора, удаления и обезвреживания твердых отходов населенных мест.

31. Гигиеническая оценка вывозной и канализационной системы очистки населенных мест от жидких отходов.

32. Гигиеническая характеристика основных методов очистки сточных вод.

33. Источники загрязнения, санитарное состояние и охрана водоемов.

34. Гигиенические требования к планировке и благоустройству населенных мест городского типа. Условия жизни в крупных городах, влияние на состояние здоровья населения.

35. Гигиенические требования к планировке и благоустройству сельских населенных пунктов. Условия жизни в них, влияние на состояние здоровья населения.

36. Гигиенические требования к планировке, благоустройству и содержанию жилья. Санитарно-гигиеническое значение углекислого газа для жилых и общественных помещений. Обоснование потребной величины воздухообмена, кубатуры и жилой площади на человека. Гигиеническая оценка строительных материалов.

37. Гигиенические требования к естественной освещенности различных помещений, нормативы.

38. Гигиенические требования к искусственной освещенности различных помещений, нормативы.

39. Рациональное питание. Принципы нормирования питания детей и подростков. Понятие о статусе питания. Последствия избыточного и недостаточного питания для растущего организма, их профилактика.

40. Особенности питания различных групп населения (детей различного возраста, лиц пожилого и старческого возраста, беременных и кормящих женщин).

41. Белки, значение в питании детей и подростков, гигиенические нормы. Пищевые продукты, богатые ими. Проблема белкового голодания и пути ее решения. Избыточное белковое питание.

42. Жиры, виды, значение в питании детей и подростков, гигиенические нормы, источники. Пищевая и биологическая ценность жиров растительного, животного и смешанного происхождения.

43. Углеводы, виды, значение в питании детей и подростков, гигиенические нормы, источники.

44. Минеральные соли, гигиеническое значение, классификация. Микроэлементы пищи (Fe, Сu, Zn, Sе), значение для детского организма, гигиенические нормы; продукты, богатые ими.

45. Макроэлементы пищи (Са, Р, К, Мg, Nа, Сl), значение для детского организма, гигиенические нормы; продукты, богатые ими.

46. Витамины, значение для развития детей и подростков. Влияние экзогенных и эндогенных факторов на потребность в витаминах здорового и больного человека. Виды и стадии витаминной обеспеченности. Причины гипо-, гипер- и дисвитаминозов, их профилактика.

47. Жирорастворимые витамины, значение для растущего организма, нормы, источники.

48. Водорастворимые витамины, значение для растущего организма, нормы, источники.

49. Гигиеническая характеристика мяса убойных животных, птицы и мясопродуктов; значение в питании детей и подростков.

50. Гигиеническая характеристика рыбы, рыбопродуктов и нерыбных морепродуктов; значение в питании детей и подростков.

51. Гигиеническая характеристика молока; значение в питании детей и подростков.

52. Молочнокислые продукты, гигиеническая характеристика, роль в питании растущего организма. Кумыс, значение.

53. Продукты растительного происхождения, классификация, значение в питании детей и подростков. Гигиеническая характеристика хлебобулочных и мукомольно-крупяных изделий.

54. Овощи и фрукты, виды, гигиеническая характеристика, значение в питании детей и подростков.

55. Алиментарные заболевания, связанные с употреблением мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбных продуктов, молока и молочных продуктов, овощей и фруктов, их профилактика.

56. Пищевые отравления, их классификация. Роль врача врача-педиатра в расследовании и профилактике пищевых отравлений.

57. Пищевые токсикоинфекции и их профилактика.

58. Пищевые бактериальные токсикозы и их профилактика.

59. Микотоксикозы, классификация, влияние на организм детей и подростков.

60. Пищевые отравления продуктами, ядовитыми по своей природе и продуктами, приобретшими ядовитые свойства, их профилактика.

61. Чужеродные химические вещества в продуктах питания (ядохимикаты, минеральные удобрения, пищевые добавки), влияние на детское население, профилактика пищевых отравлений.

62. Пищевые отравления солями тяжелых металлов (Zn, Сu, Рb, Нg, Сd), их профилактика. Гигиенические требования к посуде пищевого назначения.

63. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию, организации работы пищеблока больницы.

64. Задачи, принципы и организация диетического питания.

65. Лечебно-профилактическое питание рабочих вредных профессий. Организация его на производстве.

66. Производственный микроклимат, виды, влияние на организм человека. Основные мероприятия по его улучшению.

67. Промышленные яды, классификация, общие закономерности действия на организм человека. Мероприятия по предупреждению заболеваний.

68. Промышленные токсичные газообразные вещества (СО, SО2 и окислы азота), действие на организм человека, меры профилактики заболеваний.

69. Промышленные металлы и их соединения (Рва, Нg, Mn, Cr, Be), действие на организм человека, меры профилактики заболеваний.

70. Производственная пыль, классификация. Воздействие на организм человека. Профилактика пылевой патологии.

71. Производственный шум и вибрация, влияние на организм человека, меры защиты.

72. Производственный ультразвук и инфразвук, влияние на организм человека, меры защиты.

73. Вынужденное положение тела при работе. Перенапряжение отдельных органов и систем. Влияние на организм человека, профилактика заболеваний. Гигиена умственного труда, профилактика переутомления.

74. Заболевания, связанные с воздействием повышенного и пониженного атмосферного давления, профилактика.

75. Гигиена труда при работе с открытыми и закрытыми источниками ионизирующего излучения.

76. Гигиенические аспекты последствий аварий на атомных электростанциях. Проблема захоронения радиоактивных отходов.

77. Организация питания в школе. Гигиенические требования к школьной столовой и к пищеблоку.

78. Принципы формирования меню школьного питания.

79. Гигиена труда женщин и подростков.

80. Гигиена труда в полеводстве, животноводстве и птицеводстве.

81. Основные проблемы гигиены детей и подростков. Состояние здоровья детей и подростков в настоящее время. Показатели, критерии и группы здоровья детей и подростков.

82. Физическое развитие детей и подростков. Основные показатели и методы их определения. Понятие об акселерации, децелерации, стагнации.

83. Методы оценки индивидуального физического развития детей и подростков.

84. Гигиенические требования к выбору и планировке земельного участка школы, к школьным зданиям и их внутренней планировке.

85. Гигиенические требования к учебным помещениям и школьным мастерским (размеры, благоустройство, микроклимат, освещение). Гигиенические требования к оборудованию классов, лабораторий, мастерских. Профилактика нарушений осанки и близорукости у детей.

86. Гигиенические требования к организации учебного процесса в общеобразовательных школах. Особенности организации обучения первоклассников.

87. Гигиена использования компьютеров в образовательных учреждениях, профилактика неблагоприятного действия.

88. Гигиенические основы режима дня детей разного возраста. Гигиена учебных занятий в школе.

89. Комплексная оценка школьной зрелости. Медицинские и психолого-педагогические критерии оценки готовности детей к систематическому обучению в школе.

90. Методы оценки умственной и физической работоспособности детей. Значение этих методов в работе врача педиатра.

91. Гигиенические требования к выбору и планировке больничного участка. Системы строительства больниц, их преимущества и недостатки.

92. Гигиенические требования к приемным отделениям и отделениям выписки больниц, отделениям анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии.

93. Палатная секция, понятие, виды, характеристика. Гигиенические требования к лечебным и вспомогательным помещениям палатных отделений (процедурной, столовой, раздаточной, палатному коридору).

94. Гигиенические требования к палате (виды, размеры, благоустройство, меблировка, микроклимат, освещение).

95. Гигиенические требования к хирургическим отделениям больниц. Операционный блок, планировка, благоустройство, оборудование, содержание.

96. Гигиенические требования к акушерским стационарам (акушерским отделениям больниц).

97. Гигиенические требования к детским и инфекционным больницам (отделениям).

98. Гигиенические требования к рентгенологическим и радиологическим отделениям больниц.

99. Гигиенические требования к поликлиникам.

100. Гигиеническая характеристика отходов лечебно-профилактических организаций. Правила их сбора, хранения и удаления.

101. Общесанитарные мероприятия в профилактике внутрибольничных инфекций (санитарное содержание помещений; бельевой режим; личная гигиена больных и персонала).

102. Дезинфекционные и стерилизационные мероприятия в профилактике внутрибольничных инфекций. Характеристика методов и средств.

103. Внутрибольничные инфекции и их профилактика.

104. Полимерные материалы в медицине, их гигиеническая характеристика.

105. Гигиена труда врачей хирургического профиля.

106. Гигиена труда медицинских работников при использовании лазеров и в барокамерах.

107. Здоровый образ жизни детей и подростков как социально-гигиеническая проблема. Личная гигиена детей и подростков, значение, элементы.

108. Гиподинамия и её последствия. Физиологические и гигиенические основы занятий физкультурой. Закаливание, значение, принципы, средства, методы.

109. Гигиена зубов и полости рта. Гигиена тела и кожи. Гигиеническая характеристика средств гигиены полости рта и по уходу за кожей.

110. Гигиена одежды и обуви. Оценка материалов, используемых для их изготовления.

111. Роль и место гигиенических мероприятий в системе медицинского обеспечения войск. Санитарный надзор в Вооруженных силах и его значение.

112. Гигиенические требования к размещению войск в полевых условиях. Типы полевых жилищ, их гигиеническая характеристика.

113. Открытые и закрытые фортификационные сооружения. Характеристика условий пребывания в них личного состава.

114. Организация питания военнослужащих в полевых условиях. Задачи служб в организации питания. Продовольственный пункт батальона, устройство и организация работы.

115. Организация питания военнослужащих в условиях применения оружия массового поражения. Медицинская экспертиза продовольствия в военно-полевых условиях, этапы, методы, средства.

116. Организация водоснабжения войск в полевых условиях. Обязанности служб в организации водоснабжения. Пункты водоснабжения: устройство, организация работы. Табельные средства, используемые в работе пункта водоснабжения в полевых условиях.

117. Способы дезактивации, дегазации и дезинфекции тары, продовольствия и воды в полевых условиях в военное время.

118. Гигиена труда в ракетных войсках, в артиллерии, на радиолокационных станциях.

119. Гигиена труда в бронетанковых и мотострелковых войсках.

120. Санитарно-гигиенические мероприятия при передвижении войск по железной дороге,

  автомобильным транспортом, в пешем строю.

 

 

И. о. зав. кафедрой, к.м.н., доцент                                                  П.А. Мочалкин



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.