|
|||
КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?Стр 1 из 2Следующая ⇒
Что такое логоритмика? Статья1 Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания и др., логопедами-практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи. Основой логоритмики являются - речь, музыка и движение. Цель музыкальных логоритмических занятий - развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи. Логоритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Почему МУЗЫКА? Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором живет. Почему – РИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА? Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и прочее. Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции. Таким образом, связь движений и речи: ü нормализует состояние мышечного тонуса; ü помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,; ü развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции; ü способствует регулированию темпа и ритма речи; ü устраняет смазанность и нечеткость звукопроизношения. КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ? Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия: • Нормализация темпа и ритма речи; • Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков; • Развитие слухового внимания; • Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе); • Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики; • Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе); • Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания; • Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов; • Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться. Логоритмические занятия включают: ü -двигательные игры и упражнения (в том числе различные виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки); ü -дыхательные упражнения; ü -упражнения для развития мышечного тонуса; ü -счётные упражнения; ü -вокальные упражнения; ü -слушание музыки; ü -чтение стихов под ритм или музыку; ü -ударный оркестр; ü -самомассаж мышц лица, кистей рук; пальцевая гимнастика; ü -психогимнастические упражнения. На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи: -развитие слухового и зрительного внимания (например, умение произвольно реагировать на музыкальный сигнал); -снижение психоэмоционального и телесного напряжения; -интонационно-мелодическое развитие речи; -развитие артикуляционной моторики; -развитие и укрепление мимической мускулатуры; -развитие силы, высоты, тембра голоса; -совершенствование тонкой моторики пальцев рук; -развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности; -развитие эмоционального мира ребенка и воображения. - развитие умения создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики; -развитие чувства ритма и координации движений; -формирование пространственных представлений и схемы тела (например усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ). Игры и упражнения периодически объединяются (по тематике) в логоритмическую сказку или в итоговое сюжетно-тематическое логоритмическое занятие. На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на не осознанном, а на непроизвольном уровне. Доказано, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями. Известно: чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по развитию речи открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей. Логоритмические занятия очень подходят для многих детей с речевыми проблемами: заикание, ОНР, дизартрия и т.д
|
|||
|