Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Зарубежная музыка XX века.



9. Зарубежная музыка XX века.

- назовите фамилии зарубежных композиторов XX века, распределив их по национальным школам (австрийская, немецкая и т.д.);

- перечислите направления и композиторские техники второй половины XX века (приведите примеры музыкальных произведений);

- опишите творческий портрет Дж.Гершвина;

- дайте краткую характеристику экспрессионизму.

I

Фамилии зарубежных композиторов XX века:

· Австрия – Густав Малер, Арнольд Шёнберг;

· Германия – Рихард Штраус. Карл Орф;

· Франция – Оливье Мессиан, Артюр Онеггер, Дариюс Мийо;

· Венгрия – Бела Барток;

· Польша – Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий;

· США – Джордж Гершвин, Чарльз Айвз.

II

Направления и композиторские техники второй половины XX века:

· сериализм (О.Мессиан «Четыре ритмических этюда « для фортепиано),

· пуантилизм (А.Веберн «Детская пьеса»),

· алеаторика (В.Лютославский «Три поэмы Анри Машо»,

· сонористика (Кш.Пендерецкий «Полиморфия» на 48 струнных инструментах, Д.Лигети «Приключения»),

· полистилистика (Кш.Пендерецкий «Страсти по Луке»),

· конкретная музыка (Пьер Шеффер и Пьер Анри «Симфония для одного человека»),

· электронная музыка (К.Штокхаузен «Пение отроков»).

III

Джордж Гершвин – первый профессиональный американский композитор, пианист. Значение – создатель нового стиля «симфоджаза» (соединил традиции европейской симфонической музыки и элементы джаза, мюзикла и негритянской народной музыки), основоположник национальной оперы.

Родился в 1898 году в Нью-Йорке в семье русских эмигрантов. Систематического музыкального образования не получил. Частными уроками научился играть на фортепиано, обучился оркестровке и гармонии.

В 14 лет настоящей школой мастерства стала работа пианистом-популяризатором в издательстве лёгкой музыки «Тин Пэн Эли» («Аллея жестяных кастрюль»). В его обязанности входило проигрывание в магазине для покупателей песен, подбор репертуара для исполнителей. Гершвин пишет эстрадные песни.

В 17 лет изучает теорию музыки и параллельно работает тапёром в кафе и театрах.

В 19 лет сотрудничает с издательством Хармса, сочиняет музыку (успех принесла песня «Swanee» - Лебедь).

В 26 лет знакомится с «королём джаза» Полом Уитменом. Устанавливает контакт с Бродвеем (пишет мюзиклы для бродвейских спектаклей).

Имеет популярностьи успех:

· «Рапсодия в блюзовых тонах» для фортепиано с оркестром,

· симфоническая поэма «Американец в Париже»,

· опера «Порги и Бесс» (первая американская национальная опера).

Сотрудничает с Голливудом. Пишет песни к кинофильмам.

В основе музыки Гершвина – танцевальные ритмы (танго, фокстрот и т.д.)

Автор 40 мюзиклов, более 500 песен для мюзиклов и кинофильмов.

IV

Экспрессионизмавангардное направление в европейском искусстве, возникшее в 1910-е годы, в центре которого оказываются болезненные состояния человеческой души, порождённые страхом и отчаянием.

Причины возникновения экспрессионизма – крах гуманистических идеалов, утрата чувства уверенности и покоя.

Главный смысл направления - эмоциональное состояние человеческой души, отрицательные эмоции – тоска, ужас, страх, отчаяние.

Музыкальный экспрессионизм получил своё выражение в творчестве композиторов Новой венской школыАрнольда Шёнберга (кантата «Уцелевший из Варшавы»), Альбана Берга, Антона Веберна. Фундаментом мелодии выступает не тональность, а додекафония, созданная Шёнбергом. В её основе — речевая интонация, энергия человеческой речи, то возбужденной до вопля, то сникающей до бессильного шепота. Мелодика теряет свойства кантиленности, протяжности, насыщается диссонантными «невокальными» ходами, резкими скачками. Размеренное чередование сильных и слабых долей всячески преодолевается — синкопами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.