![]()
|
|||||||
Зарубежная музыка XX века.9. Зарубежная музыка XX века. - назовите фамилии зарубежных композиторов XX века, распределив их по национальным школам (австрийская, немецкая и т.д.); - перечислите направления и композиторские техники второй половины XX века (приведите примеры музыкальных произведений); - опишите творческий портрет Дж.Гершвина; - дайте краткую характеристику экспрессионизму. I Фамилии зарубежных композиторов XX века: · Австрия – Густав Малер, Арнольд Шёнберг; · Германия – Рихард Штраус. Карл Орф; · Франция – Оливье Мессиан, Артюр Онеггер, Дариюс Мийо; · Венгрия – Бела Барток; · Польша – Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий; · США – Джордж Гершвин, Чарльз Айвз. II Направления и композиторские техники второй половины XX века: · сериализм (О.Мессиан «Четыре ритмических этюда « для фортепиано), · пуантилизм (А.Веберн «Детская пьеса»), · алеаторика (В.Лютославский «Три поэмы Анри Машо», · сонористика (Кш.Пендерецкий «Полиморфия» на 48 струнных инструментах, Д.Лигети «Приключения»), · полистилистика (Кш.Пендерецкий «Страсти по Луке»), · конкретная музыка (Пьер Шеффер и Пьер Анри «Симфония для одного человека»), · электронная музыка (К.Штокхаузен «Пение отроков»). III Джордж Гершвин – первый профессиональный американский композитор, пианист. Значение – создатель нового стиля «симфоджаза» (соединил традиции европейской симфонической музыки и элементы джаза, мюзикла и негритянской народной музыки), основоположник национальной оперы. Родился в 1898 году в Нью-Йорке в семье русских эмигрантов. Систематического музыкального образования не получил. Частными уроками научился играть на фортепиано, обучился оркестровке и гармонии. В 14 лет настоящей школой мастерства стала работа пианистом-популяризатором в издательстве лёгкой музыки «Тин Пэн Эли» («Аллея жестяных кастрюль»). В его обязанности входило проигрывание в магазине для покупателей песен, подбор репертуара для исполнителей. Гершвин пишет эстрадные песни. В 17 лет изучает теорию музыки и параллельно работает тапёром в кафе и театрах. В 19 лет сотрудничает с издательством Хармса, сочиняет музыку (успех принесла песня «Swanee» - Лебедь). В 26 лет знакомится с «королём джаза» Полом Уитменом. Устанавливает контакт с Бродвеем (пишет мюзиклы для бродвейских спектаклей). Имеет популярностьи успех: · «Рапсодия в блюзовых тонах» для фортепиано с оркестром, · симфоническая поэма «Американец в Париже», · опера «Порги и Бесс» (первая американская национальная опера). Сотрудничает с Голливудом. Пишет песни к кинофильмам. В основе музыки Гершвина – танцевальные ритмы (танго, фокстрот и т.д.) Автор 40 мюзиклов, более 500 песен для мюзиклов и кинофильмов. IV Экспрессионизм – авангардное направление в европейском искусстве, возникшее в 1910-е годы, в центре которого оказываются болезненные состояния человеческой души, порождённые страхом и отчаянием. Причины возникновения экспрессионизма – крах гуманистических идеалов, утрата чувства уверенности и покоя. Главный смысл направления - эмоциональное состояние человеческой души, отрицательные эмоции – тоска, ужас, страх, отчаяние. Музыкальный экспрессионизм получил своё выражение в творчестве композиторов Новой венской школы – Арнольда Шёнберга (кантата «Уцелевший из Варшавы»), Альбана Берга, Антона Веберна. Фундаментом мелодии выступает не тональность, а додекафония, созданная Шёнбергом. В её основе — речевая интонация, энергия человеческой речи, то возбужденной до вопля, то сникающей до бессильного шепота. Мелодика теряет свойства кантиленности, протяжности, насыщается диссонантными «невокальными» ходами, резкими скачками. Размеренное чередование сильных и слабых долей всячески преодолевается — синкопами.
|
|||||||
|