Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русская музыкальная культура 60-х годов XIX века.



12. Русская музыкальная культура 60-х годов XIX века.

- назовите композиторов, входивших в «Могучую кучку» и их идейно-эстетичекие взгляды;

- расскажите об организации РМО, БМШ, первых русских консерваторий;

- опишите творческий портрет Балакирева;

- охарактеризуйте критическую деятельность Стасова и её значение в развитии русского искусства.

I

 

Члены «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи.

 

Принципы эстетики «Могучей кучки»:

· продолжатели традиций Глинки и Даргомыжского,

· развитие русской национальной музыки,

· обращение к истории и быту России, древним обычаям и обрядам, культуре Востока,

· основа творчества – народная крестьянская песня. Ездили в фольклорную экспедицию, изучали, записывали фольклор, создавали сборники народных песен,

· были склонны к программной музыке,

· определяющим жанром их творчества являлась опера, так как именно она наиболее ярко отображает демократические идеи и обращена к многочисленной аудитории (во времена М.И. Глинки опера оставалась аристократическим жанром).

II

Чтобы сделать «хорошую музыку доступной большим массам публики» в Петербурге в 1859 году основано Русское музыкальное общество (РМО), позднее стало именоваться Императорским (ИРМО). Инициатор создания Антон Рубинштейн.

В 1862 году в Петербурге музыкальные классы РМО были преобразованы в первую русскую консерваторию (директор Антон Рубинштейн).

В 1862 году в Петербурге создана Бесплатная музыкальная школа (БМШ), руководил Балакирев. Главная задача – распространение музыкальной культуры среди широкого круга людей.

В 1866 году открывается Московская консерватория (директор брат А.Рубинштейна – Николай Рубинштейн).

III

Милий Алексеевич Балакирев (1836 – 1910) - композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава творческого союза композиторов «Могучая кучка», руководитель Бесплатной музыкальной школы.

Родился в дворянской семье. Систематического музыкального образования Балакирев не получил.

В 19 лет в Петербурге познакомился с М.И. Глинкой. Сближается со Стасовым и в 1862 году вместе становятся идеологами «Могучей кучки».

В 1862 года Балакирев основал «Бесплатную музыкальную школу», ставшую очагом массового музыкального образования, центром пропаганды русской музыки и народности в искусстве. Уже на первых порах школу посещало по воскресеньям до 200 человек. Однако, после создания в столице Рубинштейном первой консерватории и «РМО» Балакирев и его школа подвергаются травле в печати. На 1860-е годы приходится разгар борьбы двух направлений. Балакирев продолжает самоотверженно отстаивать принципы бесплатности музыкального образования. Бесплатная школа Балакирева терпит крайнюю нужду, и в 1874 году Балакирев её покидает.

С 1867 года он – дирижёр концертов Императорского русского музыкального общества. Его отстранение от этой должности в 1869 году – результат и придворных интриг, и его собственного непримиримого радикализма во взглядах на музыку.

В 70-е годы Балакирева начинают преследовать неудачи. Он перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка, ударился в религию, стал вести затворнический образ жизни.

Духовный кризис музыканта длится несколько лет.

В 80-е годы Балакирев вернулся к полноценной музыкальной деятельности, вновь становится во главе «Бесплатной музыкальной школы» (1881) и в 1883 году принял предложение стать руководителем придворной певческой капеллы.Но это был уже другой человек –замкнутый и утративший прежнюю энергию.

Балакирев – один из главных пассионариев /1 русской музыки. Он имел огромное влияние на окружающих, имел высокий авторитет. Он был убеждённым демократом, видел свой музыкальный долг в том, чтобы нести в народ правду, быть музыкантом-просветителем.

 

_________________________________________________________

/1 Пассионарии (увлекать, возбуждать, разжигать страсть) - энергоизбыточный активный общественный тип людей. Ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом.

 

Главной задачей всей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и музыкальной школы. Он активно участвовал в работе не только «кучкистов», но и других композиторов, Чайковского, например, подсказывая им новые темы и сюжеты для творчества. Тем самым собственное сочинительство отошло на второй план.

Центральная тема творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы, теме Востока.

Популярные произведения, написанные под впечатлением от поездок на Кавказ:

· симфоническая поэма «Тамара» (на текст Лермонтова),

· фантазия для фортепиано «Исламей» (восточная тема). Лист высоко оценил это произведение, его стараниями фантазию и имя Балакирева узнала вся Европа.

IV

Владимир Васильевич Стасов(1824 – 1906)- знаменитый критик, историк, искусствовед и археолог, был связан дружбой со всеми крупнейшими русскими художниками и музыкантами, был помощником, советником и пропагандистом их произведений.

Человек энциклопедических знаний, знаток музыки, живописи, скульптуры, театра, литературы, народного искусства. Был близким другом, помощником, вдохновителем творческих идей «кучкистов». Стасов был участником всех музыкальных собраний балакиревского кружка, первым слушателем и критиком новых сочинений. В своих статьях он пропагандировал творчество русских композиторов и всю свою жизнь посвятил борьбе за самостоятельный национальный путь развития русской музыки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.