Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ШКОЛА БУДУЩЕГО



ШКОЛА БУДУЩЕГО

«Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу!».

В. А. Сухомлинский

На современном этапе развития общества актуальной проблемой является падение качества обучения в российских школах, а следовательно и низкий уровень знаний обучающихся. По результатам международного исследования PISA самый высокий уровень читательской и математической грамотности наблюдается не более, чем у 8% российских школьников. [1]Различные социальные эксперименты констатируют низкий интеллектуальный уровень, недостаток информационных знаний, отсутствие нравственных принципов, отсутствие гражданственности, дезадаптированность и десоциализацию учеников.

Прежде, чем говорить о концепции «Школы будущего», необходимо разобраться в причинах снижения эффективности современной системы образования.

В первую очередь, нужно отметить одинаковый уровень преподавания всех предметов школьной программы. Каждый учитель считает свою дисциплину ведущей в системе школьного образования. Интересы и склонности отдельных учащихся не учитываются. Задачи, поставленные преподавателем, порой, являются трудновыполнимыми в силу разного уровня способностей того или иного обучающегося. Как результат – дети тратят время и силы на изучение нелюбимых предметов, а на любимые у них не остаётся необходимых ресурсов.

Ещё одним немаловажным недостатком системы школьного образования является то, что ученики с разным уровнем способностей обучаются вместе. Одни быстро осваивают программу и скучают на уроках, что приводит к снижению уровня дисциплины в классе, другим же требуется большее количество времени, чтобы сориентироваться в материале. Такие ученики пребывают в постоянном стрессе, что приводит к уменьшению работоспособности. Учитель, в свою очередь, не успевает подобрать индивидуальный подход и уделить достаточно внимания каждому учащемуся.

Конечно, говоря о минусах школьного образования, нельзя не обратить внимания на длительность проведения уроков. За 45 минут учитель не успевает преподнести запланированный объём материала в доступной для понимания форме. Ведь, практически, половина урока уходит только на организационные моменты и проверку домашнего задания, а за 20-25 минут объяснить новую тему практически нереально. Вследствие этого возникает ещё одна не менее важная проблема – большой объём работы на дом. Помимо закрепления пройденной темы различными упражнениями, перед учениками встаёт необходимость самостоятельно усваивать запланированный материал, который не был преподнесён на занятии в школе. Нередко обучающиеся засиживаются за выполнением домашнего задания допоздна, что влияет на уровень их внимания и здоровья в целом.

Многие педагоги отказываются внедрять в свою преподавательскую деятельность новые инновационные методы работы. Это происходит в силу различных обстоятельств – например, в силу возраста (пожилые люди испытывают некие трудности с электронным документооборотом) или каких-то личных убеждений об эффективности старой школы преподавания. Чтобы был высокий результат на выходе, необходимо разрабатывать и внедрять новые методики в процесс обучения, чего так не хватает современным школам. Проблема устаревших инструментов преподавания является одной из ведущих в процессе школьного образования.

Перечисленные недостатки дают понять, что реформирование современной школьной системы – это та необходимость, которую диктуют нам реалии сегодняшнего дня. Необходимо сказать, что внедрять изменения требуется именно в основополагающие принципы школьного обучения. Хоть этот процесс и не будет таким кратковременным, как хотелось бы, но он, определённо, выведет систему школьного образования на новый уровень.

Переходя к составлению концепции «Школы будущего» необходимо учесть тот факт, что нынешнее поколение – самое образованное в сфере технологий. Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем, роль учителя должна измениться. Возникает необходимость становления преподавателя в качестве координатора информационного потока. Для того, чтобы общаться с ребенком на одном языке, учителю самому необходимо овладеть современными методиками и новыми технологиями в образовании.

В первую очередь учителю необходимо перестать избегать использования информационных технологий в образовательных дисциплинах, так как они являются основной частью информатизации образования. В условиях постоянно изменяющейся социокультурной среды инновационность выступает крайней необходимостью.

Также необходимо уделять особое внимание психологической подготовленности самих преподавателей. Они должны хорошо знать психологию ребенка, а в процессе взаимодействия с ним стараться делать так, чтобы ученик был субъектом своей деятельности. Учитель должен выступать не в роли «воспитателя», а в роли социального и творческого партнера.

Я думаю, что ещё одним немаловажным составляющим элементом «Школы будущего» смогли бы стать интерактивные тренажёры. Всю полученную информацию обучающийся будет закреплять не дома, сидя до ночи за учебниками, а с помощью интерактивных игр и площадок с использованием 3D и 5D – технологий.

Конечно же, особое внимание следует уделить внешнему виду здания школы и рабочему месту ученика. В первую очередь, школа должна быть построена с использованием различных архитектурных инноваций. Цвета здания должны быть яркими, вселять радость и желание учиться. Следовало бы отойти от традиционных безликих строений, где учащиеся чувствуют, будто попали в какой-то конвейер.

Помимо того, что здание школы должно быть разделено на отдельные блоки для младших, средних и старших классов, необходимо создать факультативные аудитории, где обучающиеся смогут реализовывать свои способности в определённых дисциплинах.

Учебные кабинеты «Школы будущего» должны быть не только удобными, просторными и светлыми, но и многофункциональными. В концепции имеет место дизайн «умного кабинета», где стены являются интерактивными экранами, на которых наглядный материал меняется в соответствии с каждым предметом. Такой способ позволяет менять настроение и ощущения учеников, находящихся в кабинете, переносить их из одного воображаемого пространства в другое. А преподаватель избавится от необходимости носить из кабинета в кабинет наглядный материал.

На перемене детям необходимо обеспечить полноценный отдых. Для этого на территории школы должны быть построены детские площадки, развивающие спортивные комплексы, верёвочные центры, игровые комнаты. Свою способность в движении ученики должны реализовывать, не бегая по школьным кабинетам, а занимаясь на специализированных тренажёрах.

Рабочее место обучающегося должно быть строго индивидуальным. Учитывая, что ученики больше половины дня проводят сидя за партой и из-за неудобных стульев страдает осанка, первое, на что я обратила внимание – эргономичное кресло, в котором не только удобно сидеть, но которое будет способствовать сохранению правильной осанки ребёнка.

Говоря о длительности проведения занятий, я бы заменила уроки по 45 минут модульной системой обучения. Испытав на себе (в моей школе была введена такая система) все плюсы и минусы модульного образования, я могу с уверенностью утверждать, что такой способ обучения является крайне эффективным. Ведь за полтора часа можно успеть усвоить в два раза больше материала, чем за 45 минут. Также, хочу сказать, что модульная система является неплохой подготовкой к университетским занятиям. Ребёнок учится получать и анализировать информацию из определённой сферы на протяжении целых 90 минут. Это неплохой навык перед поступлением в высшее учебное заведение.

Подводя итоги, нужно сказать, что, безусловно, внедрение концепции «Школы будущего» требует немалых затрат, а также человеческих и финансовых ресурсов. Однако данный проект может дать гарантированно высокий результат на выходе из школы. Мы можем воспитать высокоинтеллектуальных, адаптированных к условиям современного мира граждан своей страны.

 


[1] https://rg.ru/2020/02/08/mezhdunarodnoe-issledovanie-pokazalo-skolko-v-rossii-neuspeshnyh-uchenikov.html

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.