|
|||
ШКОЛА БУДУЩЕГОШКОЛА БУДУЩЕГО «Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу!». В. А. Сухомлинский На современном этапе развития общества актуальной проблемой является падение качества обучения в российских школах, а следовательно и низкий уровень знаний обучающихся. По результатам международного исследования PISA самый высокий уровень читательской и математической грамотности наблюдается не более, чем у 8% российских школьников. [1]Различные социальные эксперименты констатируют низкий интеллектуальный уровень, недостаток информационных знаний, отсутствие нравственных принципов, отсутствие гражданственности, дезадаптированность и десоциализацию учеников. Прежде, чем говорить о концепции «Школы будущего», необходимо разобраться в причинах снижения эффективности современной системы образования. В первую очередь, нужно отметить одинаковый уровень преподавания всех предметов школьной программы. Каждый учитель считает свою дисциплину ведущей в системе школьного образования. Интересы и склонности отдельных учащихся не учитываются. Задачи, поставленные преподавателем, порой, являются трудновыполнимыми в силу разного уровня способностей того или иного обучающегося. Как результат – дети тратят время и силы на изучение нелюбимых предметов, а на любимые у них не остаётся необходимых ресурсов. Ещё одним немаловажным недостатком системы школьного образования является то, что ученики с разным уровнем способностей обучаются вместе. Одни быстро осваивают программу и скучают на уроках, что приводит к снижению уровня дисциплины в классе, другим же требуется большее количество времени, чтобы сориентироваться в материале. Такие ученики пребывают в постоянном стрессе, что приводит к уменьшению работоспособности. Учитель, в свою очередь, не успевает подобрать индивидуальный подход и уделить достаточно внимания каждому учащемуся. Конечно, говоря о минусах школьного образования, нельзя не обратить внимания на длительность проведения уроков. За 45 минут учитель не успевает преподнести запланированный объём материала в доступной для понимания форме. Ведь, практически, половина урока уходит только на организационные моменты и проверку домашнего задания, а за 20-25 минут объяснить новую тему практически нереально. Вследствие этого возникает ещё одна не менее важная проблема – большой объём работы на дом. Помимо закрепления пройденной темы различными упражнениями, перед учениками встаёт необходимость самостоятельно усваивать запланированный материал, который не был преподнесён на занятии в школе. Нередко обучающиеся засиживаются за выполнением домашнего задания допоздна, что влияет на уровень их внимания и здоровья в целом. Многие педагоги отказываются внедрять в свою преподавательскую деятельность новые инновационные методы работы. Это происходит в силу различных обстоятельств – например, в силу возраста (пожилые люди испытывают некие трудности с электронным документооборотом) или каких-то личных убеждений об эффективности старой школы преподавания. Чтобы был высокий результат на выходе, необходимо разрабатывать и внедрять новые методики в процесс обучения, чего так не хватает современным школам. Проблема устаревших инструментов преподавания является одной из ведущих в процессе школьного образования. Перечисленные недостатки дают понять, что реформирование современной школьной системы – это та необходимость, которую диктуют нам реалии сегодняшнего дня. Необходимо сказать, что внедрять изменения требуется именно в основополагающие принципы школьного обучения. Хоть этот процесс и не будет таким кратковременным, как хотелось бы, но он, определённо, выведет систему школьного образования на новый уровень. Переходя к составлению концепции «Школы будущего» необходимо учесть тот факт, что нынешнее поколение – самое образованное в сфере технологий. Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем, роль учителя должна измениться. Возникает необходимость становления преподавателя в качестве координатора информационного потока. Для того, чтобы общаться с ребенком на одном языке, учителю самому необходимо овладеть современными методиками и новыми технологиями в образовании. В первую очередь учителю необходимо перестать избегать использования информационных технологий в образовательных дисциплинах, так как они являются основной частью информатизации образования. В условиях постоянно изменяющейся социокультурной среды инновационность выступает крайней необходимостью. Также необходимо уделять особое внимание психологической подготовленности самих преподавателей. Они должны хорошо знать психологию ребенка, а в процессе взаимодействия с ним стараться делать так, чтобы ученик был субъектом своей деятельности. Учитель должен выступать не в роли «воспитателя», а в роли социального и творческого партнера. Я думаю, что ещё одним немаловажным составляющим элементом «Школы будущего» смогли бы стать интерактивные тренажёры. Всю полученную информацию обучающийся будет закреплять не дома, сидя до ночи за учебниками, а с помощью интерактивных игр и площадок с использованием 3D и 5D – технологий. Конечно же, особое внимание следует уделить внешнему виду здания школы и рабочему месту ученика. В первую очередь, школа должна быть построена с использованием различных архитектурных инноваций. Цвета здания должны быть яркими, вселять радость и желание учиться. Следовало бы отойти от традиционных безликих строений, где учащиеся чувствуют, будто попали в какой-то конвейер. Помимо того, что здание школы должно быть разделено на отдельные блоки для младших, средних и старших классов, необходимо создать факультативные аудитории, где обучающиеся смогут реализовывать свои способности в определённых дисциплинах. Учебные кабинеты «Школы будущего» должны быть не только удобными, просторными и светлыми, но и многофункциональными. В концепции имеет место дизайн «умного кабинета», где стены являются интерактивными экранами, на которых наглядный материал меняется в соответствии с каждым предметом. Такой способ позволяет менять настроение и ощущения учеников, находящихся в кабинете, переносить их из одного воображаемого пространства в другое. А преподаватель избавится от необходимости носить из кабинета в кабинет наглядный материал. На перемене детям необходимо обеспечить полноценный отдых. Для этого на территории школы должны быть построены детские площадки, развивающие спортивные комплексы, верёвочные центры, игровые комнаты. Свою способность в движении ученики должны реализовывать, не бегая по школьным кабинетам, а занимаясь на специализированных тренажёрах. Рабочее место обучающегося должно быть строго индивидуальным. Учитывая, что ученики больше половины дня проводят сидя за партой и из-за неудобных стульев страдает осанка, первое, на что я обратила внимание – эргономичное кресло, в котором не только удобно сидеть, но которое будет способствовать сохранению правильной осанки ребёнка. Говоря о длительности проведения занятий, я бы заменила уроки по 45 минут модульной системой обучения. Испытав на себе (в моей школе была введена такая система) все плюсы и минусы модульного образования, я могу с уверенностью утверждать, что такой способ обучения является крайне эффективным. Ведь за полтора часа можно успеть усвоить в два раза больше материала, чем за 45 минут. Также, хочу сказать, что модульная система является неплохой подготовкой к университетским занятиям. Ребёнок учится получать и анализировать информацию из определённой сферы на протяжении целых 90 минут. Это неплохой навык перед поступлением в высшее учебное заведение. Подводя итоги, нужно сказать, что, безусловно, внедрение концепции «Школы будущего» требует немалых затрат, а также человеческих и финансовых ресурсов. Однако данный проект может дать гарантированно высокий результат на выходе из школы. Мы можем воспитать высокоинтеллектуальных, адаптированных к условиям современного мира граждан своей страны.
[1] https://rg.ru/2020/02/08/mezhdunarodnoe-issledovanie-pokazalo-skolko-v-rossii-neuspeshnyh-uchenikov.html
|
|||
|