|
|||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» с. Рождествено Валуйского района Белгородской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» с. Рождествено Валуйского района Белгородской области Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно»
Учитель – логопед Харламова С.С.
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного комплекса движений речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика проводится: - в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы; - в детском саду с воспитателем и самостоятельно; - с родителями дома. В отечественной логопедии существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики.Можно выделить наиболее значимые: 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными 2. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе. 3. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме. 4. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя. 5. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения. 6. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает. Чтобы добиться желаемого результата,необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической работы: выполнять артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом; упражнения выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки; вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо; комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом упражнений; проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут; удерживать артикуляционную позицию(упражнение) 5-10 секунд; следить за качеством выполнения упражнений; желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками; не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата. Упражнения артикуляционной гимнастики: 1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек. 2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек. 3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек. 4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек. 5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз. 6. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз. 7. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз. 8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз. 9. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. 10. Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.
|
|||
|