Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Божественная литургия



 

   
МЕССА Месса - многочастное произведение культовой музыки, предназначенное для хора (иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением). Мессой называют главное богослужение католической церкви (название от латинского выражения “Ite, missaestecclesia” - “идите, собрание распущено”, этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание, - в церкви могли оставаться только принятые в общину). Цель мессы - сгруппировать максимум разнообразных и сильно воздействующих средств воздействия - “спектакль с музыкой”. Основные формы: монологи - градуалы, трактусы, аллилуйи; диалоги - антифонная (чередование хоров) и респонсорная (хор с солистом) псалмодия, гимны. Синтез эпически повествовательного, лирически взволнованного, драматически направленного музыкального развертывания. Первое описание мессы относится к IX веку - Аврелиан из Ромео. Структура григорианской мессы:            1) интроит - антифоны во время сбора молящихся, прибытие духовенства до момента занятия мест;            2) литания - мольба Богу о помиловании;            3) градуальный респонсорий - произносился с возвышения, роль проповеди;            4) аллилуйя - перед чтением Евангелия;            5) офферторий - во время приношения даров;            6) AgnusDeiи Benedictus (“Агнец Божий” и “Благославляем Тебя)            7) Сommunio - разделы во время причастия Два типа разделов мессы: 1)псалмодические, 2) гимнические (на первых порах исполнялись прихожанами - эмоциональное дополнение к официальному богослужению) К XI веку процесс был закончен - Григорий VII (1073–1085) - закрепил мировое значение григорианского хорала, произошла консервация. Месса как музыкальная концепция складывается к XIV веку. Песнопений, входивших в богослужение постоянно, было 5: 1. Kyrieeleison (“Господи, помилуй”); 2. Gloria (“Слава”); 3. Credo (“Верую”); 4. Sunctus и Benedictus (“Свят” и “Благословен”); 5. AgnusDei (“Агнец Божий”). Это была месса обязательная (ординариум). Дополнительные части включались в мессу в зависимости от церковных праздников или характера того события, к которому были приурочены ее исполнения (подобающая - проприум). Реквием - подобающая месса. В старой мессе был 6-ой раздел - “Ite, missaestecclesia” - “идите, собрание распущено”, затем этот раздел был опущен. Католическая литургия - отказ от мускульно-моторной, особенно танцевальной, стороны. Использование - речевых формул, смысл которых утерян не только окружающими, но обычно и самими жрецами - вытравливание бытовых интонаций. Тщетно искать в хорале речевых, бытовых [реалистических] интонаций - выхолощены риторикой, нивелируются потоком григорианского мелоса; нет также и жеста, связанного с естественной мускульно-моторной деятельностью - ритм, идущий от размеренного скандирования текста, от акцентуации текста или [ в значительно меньшей степени] от структурного принципа развертывания мелодики, но не от музыки, связанной с такими актами реальной жизнедеятельности, как пляска, шествие, марш и т.д. Принципиально антиреалистическое искусство: элементы риторики, искусственной аффектации: нарочитой приподнятости, показного самоуничижения; нет четкости мускульно-моторной деятельности (мимики, жеста), ритм мерного скандирования. Однако нельзя григорианский хорал сводить к вымученной схеме - это искусство - значительная эмоциональная сила художественного воздействия, хорал не лишен образности, по существу абстрактной: мир божественной реальности, данной через символ. При переходе католической церкви из “воинствующей” в “торжествующую” - наряду с “уснащенностью” мелодики григорианского хорала можно наблюдать рост внешне импозантного благолепия и роскоши убранства храмов - разные стороны одного процесса. Представители патристики подчеркивают “мистические” свойства настоящей культовой музыки.   Глас, попевка, невма Глас - не только мелодическая, но и временная категория - имеет символический смысл - священный ритм богослужебного года (ориентация относительно Пасхи - печать Вечности на земное время Принцип осмогласия - восемь гласов - число Будущего Века и Вечности - символически выражает вечное молитвенное предстояние человека перед Пресвятой Троицей 1 глас - торжественный - прогоняет леность, сон, смущение 2 глас - кротость - утешает и отгоняет печаль 3 глас - бурный - духовная брань 4 глас. двоякий: радость - печаль, действие благодати 5 глас - успокаивает душевное волнение, плач о грехах 6 глас - благочестивые чувства - любовь 7 глас - мягкий, трогательный, призывает просить о милости 8 глас - вера в будущую жизнь, созерцает Небесные тайны, молится о блаженстве души Попевка - система мелодических знаков, специальных интонационно-временных символов, приводящих человека к конкретному и актуальному переживанию Вечности (продукт соборного творчества) Невма - жизненная конкретность попевки - таинственная и неуловимая динамическая сущность интонирования (пение как продолжение умного делания, указание на вопль умный внутри, движение голоса - молитвенное движение сердца. Таким образом - триада: глас - попевка - невма - духовная и конструктивная основа принципа распева и всей системы церковного (византийского) пения. Принят в России, изчез из практики вместе с системой знаменного распева.   Ритм церковного года: отдельное песнопение (тропарь, стихира и т.д.) отдельная служба, состоящая из песнопений суточный круг, состоящий из 8 служб (кроме Литургии) виды суточного повседневного богослужения (8 служб, кроме литургии) - церковь совершает их в три различных времени дня:            вечером, утром и около полудня                 вечернее богослужение: из часа девятого, вечерни и повечерия утреннеее богослужение: из полунощницы, утрени и часа первого полуденное богослужение: из часов третьего, шестого и литургии                 Общий смысл суточного богослужения: вечерня: совершается в бпагодарность за истекший день и в освещение наступающей ночи. Начинается чтением пс. 103, в котором прославляется премудрость Творца вселенной, состоит из молений о всех членах Церкви, из чтений псалмов и пения стихов, содержащих воззвание к Богу об услышании нас и прославление Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, из прошений о различных духовных благах, заканчивается молитвами Симеона Богоприимца: Ннынеотпущаеши и Богородице Дево радуйся. Указывает своим содержанием на времена Ветхого Завета, начавшегося сотворением мира и окончившееся благовестием Архангела Пресвятой Деве Марии. повечерие: бывает великое и малое. Великое повечерие совершается в Великом посту и на праздники Рождества, Крещения Господня и Благовещения. Малое повечерие совершается в обыкновенные дни после вечерни, является сокращением великого повечерия, состоит главным образом из трех псалмов: 50, 69, 142, в которых испрашивается у Бога прощения грехов, помощь в заступлении от врагов, ищущих уловить наши души и особенно опансых во время сна; великого славословия, Символа веры, молитвы Богородице (Нескверная, Неблазная) о нашем заступлении в жизни и смерти и, наконец, молитвы на сон грядущий полунощница: называется Богослужение, которое далжно совершаться в полунощное время. Так как Иисус Христос, изобразив себя в притче о десяти девах под видом жениха, сказал, что этот жених пришел в полночь, то христиане и восставали в это время для молитвы, чтобы встретить Господа, подобно мудрым девам, бдящим. Кроме того, полночь священна для христианина и по воспоминанию, что Господь в это время скорбел и тужил в саду Гефсиманском до кровавого пота, был предан вероломным Иудою и подвергся горьким оскорблениям на суде первосвященника Анны. Полунощница состоит из чтения покаянного псалма (50), псалма 118-го, изображающего блаженство людей непорочных, Символа веры, песни “Се жених грядет в полунощи” и моления за умерших. Располагает к покаянию, к постоянному хранению закона Господня и к доуховному бодрствованию в ожидании нечаянного пришествия Христова. утреня: совершается утром перед восходом солнца. Она располагает к благодарению Бога за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает об явлении Спасителя в мир и воскресении Христовом. Утреня начинается молением о Государе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души ченловеческой с Богом, молений о благосостояний Церкви Божией и всех ее членов (великой ектении), чтения кафизм, проставления Бога и святых его в каноне, хвалитных псалмах и великом славословии, наконец, из прошений о различных духовных благах. часами 1, 3, 6 и 9-м называются краткие молитвословия, совершаемые Церковью в эти часы, по восточному счислению, и соответствующие, по нашему счислению 7, 9 и 12 часу пополуночи и 3 часу пополудни. Каждый из этих часов состоит из молитв начальных, заключительных, из трех псалмов, имеющих по своему содержанию отношение к воспоминанию, с ним соединяемому, и из тропаря, в котором выражено воспоминаемое событие. А именно: в первый час мы вспоминаем и прославляем Бога за дарование нам света чувственного, так как первым часом на востоке был час восхода солнечного в третий час мы вспоминаем нисполслание Духа Святого на Апостолов в день Пятидесятнице в шестом - распятие Иисуса Христа в девятом - смерть Иисуса Христа                 седмичный круг, включающий семь суточных кругов: 1 день - Воскресение Христово - воскресный день 2 день - Понедельник - прославляет боесплотные силы, которые после Божией Матери, ублажаемой ежедневно, занимают первое место в лике Святых 3 день - Вторник - прославляет Пророков, как древнейших делателей в Церкви Божией, и Предтечу Господня Иоанна 4 день - Среда - воспоминает о предании Господа Иудою начальникам иудейским 5 день - Четверг - памяти Святых Апостолов и Святителя Николая 6 день - Пятница - воспоминание о крестной смерти Господа 7 день - Суббота - как день покоя - прославление Божией матери, святых мучеников                       и всех Святых, достигших успокоения в Господе, а равно поминовение всех усопших в вере и надежде жизни вечной                 годовой круг - все службы и богослужебные круги Литургия Литургия - христианское богослужение, представляющее идеологическое и музыкальное целое. Всенощное бдение
Вечерня Утреня
Начальный возглас Приидите, поклонимся Благослови, душе моя, Господи                                                                Великая Пение стихов первой кафизмы                                                           Малая Господи воззвах... и стихиры Вечерний вход. Свете тихий Прокимен. Чтение паремий                                                          Сугубая Ныне отпущаеши... и Богородице Дево, радуйся Отпуст Слава в вышних Богу Шестопсалмие   ектения Бог Господь и явися нам Чтение кафизм ектения Хвалите имя Господне... Тропари воскресные или величание Чтение евангелия. Канон. Хвалитны Великое славословие и просительная ектении     Отпуст

 

Градация музыки в литургии:

псалмодирование; 

аккламация (восклицание),

чтение на одном тоне (ректотоно);

возглас (среднее между пением и речью).

гимническое пение

 

Драматургия литургиипредставляет собой «эмоциональную кривую»

Включает песнопения, которые по содержанию можно разделить на шесть групп:

1) догматического характера (о воплощении, приснодевстве Богоматери)

2) повествовательно-исторического характера

3)нравственно-дидактического характера

4)созерцательного характера

5)песнопения, сопровождающие действие - разъяснение символики

6) гимны: славословия (доксология), молитва (евхология)

 

По формам пения различаются:

респонсоное - чередование солиста и хора

пение с канонархом - «подсказывает» текст

пение с головщиком - запевает, указывания на точный тон

антифонное - чередование хоров

 

Божественная литургия

Божественная литургия - важнейшее богослужение в христианской Церкви, таинство св. Причастия.

В переводе «литургия» - служение. Иначе - Евхаристия - в благодарное воспоминание заслуг Христа.

 

Главные части литургии:

1. Проскомидия - с греч. «принесение» - древние христиане приносили с собой в церковь хлеб, вино, елей и все нужное для богослужения. Часть священники отлирали для таинства, а часть для вечери любви - по окончании литургии. Сборы стали запрещать с IV века. Священники сами стали заботиться о заготовлении вещества для таинства, из сумм, жертвуемых верующими на содержание храма.

Примечание:

Просфора - приношение, дар. Ее приготавливают священники накануне вечером с чтением молитв, воздержанием от пищи и питья. Священники молятся до начала службы, входят в алтарь, читают стихи из псалмов, облачаются. умывают руки, приступают к жертвеннику для совершения проскомидии.

Во время совершения проскомидии читаются 3 (страдание на суде Пилата) и 6 (распятие на кресте) часы, в дни Великого поста перед вечернею - 9 (смерть Господня) час

2. Литургия оглашенных. При совершении ее дозволяется присутстввать оглашенным и кающимся, не допускаемым до причащения. Состоит из ектений, песнопений и чтения Слова Божия. оглашенные с молитвой изводятся перед совершением таинства литургии верных



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.