Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экзаменационные вопросы по курсу



Экзаменационные вопросы по курсу

 «Эволюция и анатомия нервной системы»

 

Раздел I.Основы анатомических знаний. Общая анатомия и эволюция нервной системы и органов чувств.

1. Понятие об анатомии. Направления и методы анатомических исследований. Анатомическая номенклатура.

2. Понятие об органе и системе органов. Организм как целостная, динамическая открытая система.

3. Понятие о тканях человеческого организма. Строение нервной ткани.

4. Понятие об основных плоскостях и осях человеческого тела и мозга.

5. Общий план строения и функции нервной системы.

6. Строение и специфичность нейронов.

7. Классификация нейронов по морфологическому и функциональному признакам. Локализация нейронов в отделах нервной системы.

8. Понятие о нейроглии и классификация клеток нейроглии.

9. Строение и классификация сигналов.

10. Филогенез нервной системы (сетчатая, узловая, трубчатая нервная система, как стадии филогенеза).

11. Нервная система в онтогенезе (нервная полоска, нервная трубка, стадии 3-х и 5-ти мозговых пузырей).

12. Отличия мозга человека от других приматов.

13. Эволюция органа обоняния.

14. Эволюция органа зрения.

15. Эволюция органа слуха и равновесия.

16. Рефлекс как основа деятельности нервной системы. Понятие о рефлекторной дуге. Виды рефлекторных дуг.

 

Раздел II. Центральная нервная система.

1. Внешние строение спинного мозга. Понятие о сегменте спинного мозга.

2. Строение белого и серого вещества спинного мозга (поперечный срез).

3. Общая характеристика головного мозга: части, отделы и их составляющие; масса головного мозга (средняя, минимальная, максимальная); возрастные особенности. Подписать пронумерованные образования на схеме 1.

4. Продолговатый мозг, его расположение, внешнее и внутреннее строение; функциональные особенности.

5. Задний мозг, его составляющие, расположение, внешнее и внутреннее строение; функциональные особенности.

6. Средний мозг, его составляющие , расположение, внешнее и внутреннее строение; функциональные особенности.

7. Продолговатый мозг, его составляющие, расположение, внешнее и внутреннее строение; функциональные особенности.

8. Гипоталамус как центр регуляции эндокринных функций. Гипоталамо-гипофизальная система.

9. Конечный мозг. Общая характеристика больших полушарий. Белое и серое вещество полушарий. Понятие о социоархитектонике и миелоархитекторики коры больших полушарий.

10. Понятие об анализе по И.П. Павлову. Части анализатора. Корковый конец анализатора.

11. Борозды и извилины верхнебоковой поверхности полушария; функциональные поля. Выполнить задание на схеме 3.

12. Борозды и извилины нижней и медиальной поверхностей полушария; функциональные поля. Выполнить задание на схемах 3,4.

13. История формирования представлений о функциональных полях головного мозга (работы Галя, Буйо, Дакса, Брока, Бродма, Экономо, О. Ферстера, О. Фогта).

14. Борозды и извилины лобной доли. Локализация функций в коре лобной доли.

15. Борозды и извилины телесной доли. Локализация функций в коре теменной и затылочной долей.

16. Борозды и извилины височной доли. Локализация функций в коре височных долей.

17. Понятие о проводящих путях головного и спинного мозга. Классификация проводящих путей.

18. Оболочки головного и спинного мозга, межоболочные пространства.

19. Желудочки головного мозга как система сообщающихся полостей; их расположение, части, сообщения.

20. Спинномозговая жидкость, её выработка и пути циркуляции.

 

Раздел III. Периферическая нервная система. Вегетативная нервная система. Органы чувств.

1. Элементы периферической нервной системы. Спинномозговые нервы, их строение, образование, классификация, области иннервации.

2. Черепные нервы (12 пар), названия, место выхода (входа) на мозге, состав волокон, области иннервации.

3. Общий план строения и функций вегетативной нервной системы. Отличия вегетативной нервной системы от соматической.

4. Систематическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы, их морфологические и функциональные различия.

5. Общая схема строения органа равновесия (статокинетический) и механизм формирования ощущения равновесия.

6. Общая схема строения органа слуха; механизм формирования слуховых ощущений.

7. Общая схема строения органа зрения. Оболочки глазного яблока; механизм формирования зрительных ощущений; цветное зрение.

8. Общая схема строения органа зрения. Светопреломляющие среды глазного яблока. Понятие об аккомодации и механизм аккомодации.

9. Общая схема строения органа вкуса и обоняние, механизм формирования вкусовых и обонятельных ощущений; виды вкусовых рецепторов.

10. Кожа как орган осязания. Строение и классификация рецепторов кожи. Механизм формирования тактильных ощущений.

 

Раздел IV. Дать определение следующим термином: онтогенез, филогенез, эволюция, нейрон, аксон, дендрит, глия, синапс, белое и серое вещество головного и спинного мозга, сегмент спинного мозга, канатик спинного мозга (передний, задний, боковой), корешок спинного мозга (передний, задний), рефлекс, рефлекторная дуга, полюс полушария (лобный, височный, затылочный), борозда (I, II и III пар одна), борозда (центральная, материальная, теменно-затылочная), мозолистое тело, желудочек мозга (боковой III, IV), водопровод мозга, задний мозг, промежуточный мозг, таламус (зрительный бугор), гипоталамус, ствол головного мозга, островок, зрительный перекрест, гипофиз, эпифиз (шишковидное тело, ретикулярная формация, анализатор, ядро анализатора, цитоархитектоника, миелоархитектоника, спиномозговай нерв, черепной нерв, склера, роговица, сетчатка, радужна, пятно сетчатки (желтое, слепое), хрусталик, передняя (задняя) камера глазного яблока, аккомодация, зрачковый рефлекс, лабиринт, улитка, кортиев орган, барабанная полость, статокинестический орган, обонятельная область носа, вкусовой сосочек.

 

 

Экзамен предполагается проводить в письменной форме. Экзаменационная работа состоит из 4 частей.

Часть 1. Включает вопросы из  I-го раздела.

Часть 2. Включает вопросы из II-го раздела.

Часть 3. Включает вопросы из III-го раздела.

Часть 4. Предлагается перечень терминов, для которых нужно дать короткое, четкое определение.

Каждая из частей оценивается максимальной оценкой 3 балла, т.о. максимальная суммарная оценка – 12 баллов.

В каждой из частей будет предложен перечень и несколько вопросов (4-5), из которых можно произвольно выбирать 1-2 вопроса, на которые дать короткий ответ, но возможно исчерпывающий ответ в письменном виде.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.