|
|||
Юридические коллизии и способы их разрешенияСтр 1 из 2Следующая ⇒
61. Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости. Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве: 1) фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования; 2) определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать. Различают объективные и субъективные причины пробелов в праве. Их необходимо своевременно устранять и преодолевать. Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса через принятие новой нормы права. С помощью правоприменительного процесса можно преодолеть пробел. Хотя в этом случае новых норм права уже не создается, а правоприменителю необходимо каждый раз пополнять отсутствующее нормативное предписание через аналогии права, аналогии закона. Проблема пробелов в праве разрешается посредством аналогий, что представляет собой процесс выведения умозаключения, чтобы, используя знание, полученное в процессе изучения конкретных объектов, перенести его и полученный опыт на вновь возникший объект правовых отношений, который требует разрешения. Законодатели рассматривают как инструмент устранения пробелов две возможности, способные разрешить и урегулировать ситуацию в рамках закона: 1) аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай. Аналогия закона применяется в том случае, когда отсутствует норма права, регулирующая разбираемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве есть иная норма, регулирующая похожие с ним отношения; 2) аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права. Этот способ преодоления пробелов можно применить только в том случае, когда нет конкретной нормы, способной урегулировать похожий случай. Ее не должно быть ни в данной отрасли, ни в смежной. Аналогию права применяют тогда, когда в законодательстве отсутствует также норма права, которая регулирует похожий случай, и дело должно решиться на основании главных, общих принципов права, таких как: справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т. д. Данные принципы закрепляются в Конституции и иных законах. Пробелы в праве устраняются, кроме того, при систематизации и рассмотрении правоприменительной практики. Законодательный орган власти, который имеет необходимые полномочия, может принимать нормы права, регулирующие отношения, в которых прежде имел место правовой пробел. Но необходимо заметить, что законодатель не реагирует оперативно на наличие пробелов в праве, поэтому преимущественно и используется аналогия при устранении пробелов. Таким образом, пробел в праве – это отсутствие в законодательстве юридических норм и институтов, необходимых для решения дела по существу или урегулирования общественного отношения на основании законности и справедливости. 62.Юридические коллизии и способы их разрешения Под юридическими коллизиями понимаются: расхождения либо противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. Кроме того, юридические коллизии — это противоречия, которые возникают именно в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Причины юридических коллизий носят, как правило, объективный характер. Правильность правовых норм зависит от воли и сознания политиков, законодателей, представителей государственной власти. Вообще, в рамках теории государства и права существует множество видов юридических коллизий, однако все их можно разделить на четыре основные группы: 1. Юридические коллизии, возникающие между целыми нормативно-правовыми актами или отдельными правовыми нормами. 2. Юридические коллизии, возникающие в области правотворчества. Ктакого рода юридическим коллизиям относятся бессистемность, дублирование правовых норм, издание взаимоисключающих нормативно-правовых актов. 3. Юридические коллизии, возникающие в области правоприменения. 4. Юридические коллизии, возникающие в полномочиях и статусах государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований. При правоприменении соответствующие государственные органы и должностные лица в случае обнаружения юридических коллизий руководствуются следующими правилами:\ • закон, изданный позже, отменяет закон, изданный раньше, принятый тем же государственным органом, во всем том, в чем он с ним расходится; • в том случае, если коллизионные акты изданы одновременно, но различными государственными органами, применяется тот акт, который обладает более высокой юридической силой; • при расхождении общего и специального нормативных актов одного правового уровня (это так называемые юридические коллизии по горизонтали), применяется специальный нормативно-правовой акт; • при расхождении общего и специального нормативных актов различных правовых уровней (это так называемые юридические коллизии по вертикали), применяется общий нормативно-правовой акт. В теории правоведения выделяют следующие способы разрешения юридических коллизий: 1) толкование, 2) принятие нового нормативно-правового акта, устраняющего юридические коллизии, 3) отмена старого нормативно-правового акта, 4) внесение изменений, уточнений и дополнений в действующий нормативно-правовой акт, 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение, 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм, 7) переговорный процесс, создание согласительных государственных комиссий, 8) конституционное правосудие, т. е. разрешение юридических коллизий Конституционным Судом Российской Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в том случае, если последние противоречат Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам либо если последние нарушают права и свободы человека и гражданина. Способ устранения юридических коллизий между нормативно-правовыми источниками должен быть правовым, а не силовым. 63. Толкование права–это деятельность госорганов, должностных лиц, граждан, их объединений, направленная на раскрытие смысла юридических норм в соответствии заключенных в них воли субъектов правотворчества. Необходимость толкования права вызвана: 1. Абстрактным характером 2. Наличием специальной правовой терминологии 3. Ошибками законодателя Толкование норм права складывается из (т.е. элементы): 1 часть – уяснение норм права 2 часть – разъяснение норм права (для других участников) 64. Способы толкования права: - это совокупность приемов, позволяющих уяснить смысл и содержание юр. нормы и выраженной в ней воли законодателя.
|
|||
|