Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»



 

1. Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»

21. Статья 1 Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) культовое здание (сооружение) – место, предназначенное для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества); 2) религиозная деятельность – деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих; 3) священнослужитель – лицо, уполномоченное соответствующим религиозным объединением на духовное, проповедническое служение; 4) религиозное объединение – добровольное объединение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей; 4-1) распространение вероучения – деятельность, направленная на доведение, а равно передачу информации об основных догматах, идеях, взглядах и практиках определенной религии; 5) миссионерская деятельность – деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев, лиц без гражданства, направленная на распространение вероучения на территории Республики Казахстан с целью обращения в религию; 6) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере религиозной деятельности.   Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) богослужение – совокупность религиозных обрядов и церемоний, проводимых (совершаемых) священнослужителями по требованиям определенного вероучения;   2) деструктивное религиозное течение – один из видов деструктивного идеологического течения, совокупность взглядов, идей, способствующих оказанию негативного влияния на общественное сознание в религиозной сфере, основанных на разжигании религиозной розни, на оскорблении религиозных ценностей граждан, а равно пропагандирующих исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии;   3) информационный материал религиозного содержания – печатная, электронная и иная продукция, на любом носителеи имеющая реквизиты, содержащая информацию религиозного характера;     4) культовое здание (сооружение) –архитектурноестроение и (или) отдельные его помещения, а также прилегающие к территории религиозного объединения иные объекты, предназначенное для проведения (совершения) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний;   5) место поклонения – здания, сооружения, природные объекты, территории, используемые верующими для выражения своего почтения, уважения, преданности богу и (или) иным объектам религиозного культа, а также для совершения религиозных обрядов, церемоний и ритуалов;     6) миссионерская деятельность – деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев, лиц без гражданства, направленная на распространение вероучения на территории Республики Казахстан с целью обращения в религию;   7) паломничество – посещение верующими религиозно-значимых мест поклонения для удовлетворения религиозных потребностей;     8) распространение вероучения – деятельность, направленная на доведение, а равно передачу информации об основных догматах, идеях, взглядах и практиках определенной религии;   9) религиозная деятельность – деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих;   10)религиозный лозунг – призыв с обращением, выражающее идею, требование, пропаганду с распространением информации об определенной религии и (или) течении;   11) религиозный радикализм – направление деструктивного религиозного течения, демонстрирующее совокупность взглядов и (или) действий, в соответствии с приверженностью и убеждениями о религиозной исключительности и превосходстве; проявление крайних взглядов и (или) реализация действий в экстремистских целях, основанных на приверженности и убеждениях о религиозной исключительности;     12) религиозное объединение – добровольное объединение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей;   13) священнослужитель – лицо, уполномоченное соответствующим религиозным объединением на духовное, проповедническое служениена основании приказа религиозного объединения и наличия трудового договора (акта работодателя), а также имеющее духовное (религиозное) образование;     14) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере религиозной деятельности.     В статье 1 Закона такие определения понятий как «богослужения», «религиозные обряды» и «религиозные церемонии» отсутствуют. Данное обстоятельство в правоприменительной практике (в суде) вызывает разное толкование названных понятий, что приводит к отказу в удовлетворении исковых требований, предъявляемых представителями управлений по делам религий акиматов областей, г.г.Астаны и Алматы. В связи с чем, а также для единого их толкования, вводятся указанные понятия.   В целях законодательного определения понятия «деструктивные религиозные течения».   В законодательстве и в данном Законе используется термин «информационные материалы религиозного содержания». Однако в данном Законе содержание этих терминов не раскрыто, что вызывает критику со стороны, как верующих, так и правозащитных организаций.   Согласно действующей редакции, под культовым зданием (сооружением) можно понимать место, помещение, находящиеся внутри здания, а также открытые места или временные строения. Поэтому на практике под культовое здание используют помещения, которые находятся в жилых домах и в других объектах, не имеющие соответствующего целевого назначения. Кроме того, понятие приводится в соответствие со статьей 7 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (далее – Закон) в части употребляемых слов «богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний». Конкретизация терминов и понятий используемых в настоящем законе является необходимой юридической практикой.   Одним из важных компонентов религиозной жизни является религиозное поклонение, как форма почитания, уважения, проявления преданности и признания особых возможностей бога или иных, наделенных сверхъестественными свойствами объектов. Пунктом 1 статьи 7 Закона предусмотрено, что религиозные объединения вправе содержать места поклонения. Однако, в самом Законе понятие «места поклонения» отсутствует.  В этой связи, для устранения пробела вводится указанное понятие.     Пунктом 42 сравнительной таблицы законопроекта предусмотрена поправка касательно того, что религиозные объединения вправе содержать места поклонения, определять порядок совершения паломничества. Однако, в самом Законе понятие «паломничество» отсутствует. В этой связи, для устранения пробела вводится указанное понятие.     Проектом Закона вводится норма о недопущении использования религиозных лозунгов, демонстрации религиозных атрибутов. Понятие «религиозный лозунг» действующим законодательством не предусмотрено. В этой связи, для устранения пробела вводится указанное понятие.   Данный термин в литературе и среди экспертов имеют самую широкую трактовку. Единых общепринятых определений нет. Религиозный радикализм имеет более широкое разъяснение, связанное с приверженностью к крайним, бескомпромиссным взглядам и действиям в связи с определенными религиозными убеждениями и насаждением их другим. В законодательстве Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана они упоминаются лишь в общем контексте без расшифровки их содержания. Определение имеется лишь в Законе Азербайджанской Республики «О борьбе с религиозным экстремизмом». Понятие религиозный радикализм охватывает в целом социальное явление, действия участников которого распространяются на других лиц. Общественный вред, возможно, вытекающий или связанный с проявлениями религиозного радикализма вполне охватывается нормами Уголовного Кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, законов Республики Казахстан «О противодействии экстремизму», «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Так, радикализм в полной мере охватывается дефиницией статьи 1 Закона РК «О противодействии экстремизму» в части определения понятия «религиозный экстремизм», означающим: «организация и (или) совершениефизическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, преследующих следующие экстремистские цели: разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм)». Наказание за религиозный экстремизм осуществляется по статье 174 Уголовного Кодекса Республики Казахстан. Наказания за нарушение законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях предусмотрено статьями 489, 490 КоАП РК.     Требование о регистрации священнослужителей в качестве миссионеров в настоящее время законодательно не закреплено. Следовательно, священнослужители имеют право осуществлять миссионерскую деятельность в Казахстане, имея на руках только справку (приказ) религиозного объединения о признании их священнослужителями, что противоречит понятию «миссионерской деятельности». Предлагается уточнить на законодательном уровне правовое положение священнослужителей. Внести их обязательные признаки, исключающие возможность незаконного использования такого статуса (например, при отказе от воинской службы). В статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» определено, что каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех. Таким образом, в понятии «священнослужитель» предлагаем указать о наличии соответствующего и светского образования у духовных лиц. Государству нужны квалифицированные и образованные священнослужители, способные противостоять распространению радикальных религиозных идей. В соответствии с п. 1,2,3,4 ст. 24 ФЗ Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных организациях» указано, что религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором между религиозной организацией (работодателем) и работником. На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде. Согласно ст. 24 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях»,религиозная организация вправе принимать на работу граждан. Условия труда устанавливаются по соглашению между религиозной организацией и работником и указываются в трудовом договоре, который заключается в письменной форме. Религиозная организация обязана в установленном порядке зарегистрировать трудовой договор.В том же порядке регистрируются документы, определяющие условия оплаты труда священнослужителей. В Законе Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» термин «священнослужитель», рассматривается как – лицо, уполномоченное соответствующей религиозной организацией (объединением) на духовническое, имамское, пастырское, проповедническое служение. Также в статье 24 данного Закона прописано, что на граждан, работающих по трудовому договору в религиозных организациях и миссиях, а также на созданных ими предприятиях, учреждениях и благотворительных заведениях, распространяется действие трудового законодательства Кыргызской Республики.  
22.   Статья 3. Государство и религия 1. Государство отделено от религии и религиозных объединений. 2. Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом. 3. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 4. Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер. 5. Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются. 6. Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 7. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан. Граждане Республики Казахстан, являющиеся священнослужителями, миссионерами, руководителями или участниками (членами) религиозных объединений, могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами Республики Казахстан только от своего имени. 8. В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство: 1) не вмешивается в определение гражданином Республики Казахстан, иностранцем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан; 2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов; 3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан; 4) способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями. 9. В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства религиозные объединения: 1) не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность; 2) не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью; 3) обязаны соблюдать требования законодательства Республики Казахстан. 10. Запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями. 11. Деятельность не зарегистрированных в установленном законами Республики Казахстан порядке религиозных объединений, а равно какое-либо принуждение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в определении отношения к религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии не допускаются. 12. Не допускается деятельность религиозных объединений, сопряженная с насилием над гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства или иным причинением вреда их здоровью либо с расторжением брака между супругами (распадом семьи) или прекращением родственных отношений, нанесением ущерба нравственности, нарушением прав и свобод человека и гражданина, побуждением граждан к отказу от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан, и иным нарушением законодательства Республики Казахстан. 13. Не допускается деятельность религиозных объединений, принудительно вовлекающих в свою деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в том числе посредством благотворительности, и (или) препятствующих выходу из религиозного объединения, в том числе путем применения шантажа, насилия или угрозы его применения, с использованием материальной или иной зависимости граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства либо путем обмана. 14. Не допускается принуждение участников (членов) религиозного объединения и религиозных последователей к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других участников (членов). 15. Не допускается принятие решений и совершение действий с использованием религии и религиозных воззрений, заведомо способных дезорганизовать деятельность государственных органов, нарушить их бесперебойное функционирование, снизить степень управляемости в стране. 16. Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.   Статья 3. Государство и религия 1.Государство отделено от религии и религиозных объединений. 2.Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом. 2-1. Осуществление свободы исповедовать религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц. 3.Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 4.Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер. 4-1. Преподавание вероучения вне духовных (религиозных) организаций образования не допускается и влечет ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 5.Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических и юридическихлиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувствили атеистических убеждений, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются. 6.Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 7.Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан. Граждане Республики Казахстан, являющиеся священнослужителями, миссионерами, руководителями или участниками (членами) религиозных объединений, могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами Республики Казахстан только от своего имени. 8.В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство: 1) не вмешивается в определение гражданином Республики Казахстан, иностранцем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан; 2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов; 3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан; 4) способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями,не допускает проявлений религиозного радикализма и противодействует экстремизму. 9.В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства религиозные объединения: 1) не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность; 2) не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью; 3) обязаны соблюдать требования законодательства Республики Казахстан. 10.Запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями. 11.Деятельность, распространение вероучения не зарегистрированных в установленном законами Республики Казахстан порядке религиозных объединений, а равно какое-либо принуждение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в определении отношения к религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии не допускаются. 12.Не допускается деятельность религиозных объединений, сопряженная с насилием над гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства или иным причинением вреда их здоровью либо с расторжением брака между супругами (распадом семьи) или прекращением родственных отношений, нанесением ущерба нравственности, нарушением прав и свобод человека и гражданина, побуждением граждан к отказу от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан, и иным нарушением законодательства Республики Казахстан. 13.Не допускается деятельность религиозных объединений,направленная на принудительное вовлечение, в том числе посредством благотворительной деятельности, и (или) препятствование выходу из религиозного объединения, отказу от вероисповедования,в том числе путем применения шантажа, насилия или угрозы его применения, с использованием материальной или иной зависимости граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства либо путем обмана. 14.Не допускается принуждение участников (членов) религиозного объединения и религиозных последователей к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других участников (членов). 15.Не допускается принятие решений и совершение действий с использованием религии и религиозных воззрений, заведомо способных дезорганизовать деятельность государственных органов, нарушить их бесперебойное функционирование, снизить степень управляемости в стране. 16.Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению вовлечения или участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения без письменного согласия обоих родителей и сопровождения одного из родителей или иных его законных представителей. 17. Не допускается использование религиозных лозунгов, демонстрация религиозных атрибутов вне культовых зданий (сооружений) и отведенных территорий религиозных объединений, мест поклонения, за исключением случаев ритуальной необходимости вне кладбищ, крематориев, жилищ, объектов общественного питания, за исключением религиозных атрибутов для личного пользования. 18. Получение гражданами Республики Казахстан духовного (религиозного) образования в зарубежных государствах допускается только после получения высшего духовного (религиозного) образования в Республике Казахстан, а также при наличии международных договоров (соглашений), за исключением отсутствия у зарегистрированных религиозных объединений духовных (религиозных) организаций образования в Казахстане. 19. Запрещается ношение в общественных местах предметов религиозной одежды, препятствующих распознаванию лица, за исключением иностранных граждан или лиц, которым это необходимо при исполнении служебных (должностных) обязанностей, в медицинских целях, гражданской защиты, а также при участии в спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятиях. Пункт 2-1 данной статьи Закона изложен в соответствии с пунктом 8 Замечаний общего порядка Комитета по правам человека ООН № 22 (48) от 27.09.1993г.постатье 18 Международного пакта о гражданских и политических правахот 16 декабря       1966 года. Обеспечение контроля за деятельностью т.н. «курсов иностранных языков», под видом которых активно распространяется деструктивная идеология. Как указанов п. 5 ст. 3 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных организациях», запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. В соответствии со ст. 6 Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях», преподавание религиозного вероучения в частном порядке не допускается. Нарушение этих норм влечет привлечение к ответственности в соответствии с Законом. Согласно пункту 7 статьи 6 Закона Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», преподавание религиоведческих дисциплин для всех уровней образования в индивидуальном порядке запрещается. В п. 5 ст. 9 Закона Туркменистана «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» указано, что преподавание духовного вероучения в частном порядке запрещается и влечёт ответственность в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Согласно п. 3 ст. 23 Закона Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях», запрещается проповедческая и просветительская деятельность религиозных объединений в государственных дошкольных и школьных учреждениях, а также в домах и квартирах граждан. Власти Наманганской области Узбекистана пресекли в санатории «Чаткал» лекцию об исламе: проповедовавший там имам наказан. Ахмаджон Эшматов, 44-летний имам-хатиб мечети «Саидджалалходжа» в кишлаке Чодак Папского района Наманганской области в начале апреля предстал перед судом. Его обвиняли в чтении проповедей в санатории «Чаткал», находящемся в системе Федерации профсоюзов страны, без надлежащего разрешения и лицензии. В итоге суд Папского района признал имама виновным по статье 241 Кодекса об административной ответственности Узбекистана – «Нарушение порядка преподавания религиозных учений» и приговорил к выплате штрафа в 10 минимальных размеров заработной платы (около 230 долларов США). Пункт 5 данной статьи Закона изложен в соответствии с пунктом 2 Замечаний общего порядка Комитета по правам человека ООН № 22 (48) от 27.09.1993г.постатье 18 Международного пакта о гражданских и политических правахот 16 декабря      1966 года. Зачастую на практике граждане, не выполняющие в полном объеме религиозные обряды, или атеисты подвергаются оскорблениям, упрекам в «неверии», «греховности», что является проявлением религиозной нетерпимости. Одной из причин религиозного фанатизма и радикализации людей является страх граждан быть обвиненными в неверии, вероотступничестве и не соблюдении религиозных обрядов. Данное дополнение соответствует опыту большинства западных стран, где гарантируется свобода вероисповедания, в том числе свобода не причислять себя ни к одной религии. В мировой практике свобода вероисповедания по умолчанию включает свободу выбирать свою религию и убеждения, а также следовать атеистическому мировоззрению. (пункт 10 статьи 4 Закона РТ «О свободе совести и религиозных объединениях» - запрещается обвинение лица по причине религиозности или неверия, либо вероотступничества). В пункте 6 статьи 3 Закона исключаются слова «распространять их». Данное изменение обусловлено сложившейся правоприменительной практикой по делам об административных правонарушениях по части 3 статьи 490 действующего Кодекса РК об административных правонарушениях (равно части 3 статьи 375 ранее действовавшего КоАП РК), поскольку лица, фактически осуществлявшие незаконную миссионерскую деятельность (без соответствующей регистрации), отрицали сам факт осуществления такой деятельности, утверждая, что они лишь распространяли свои личные религиозные и иные убеждения на законных основаниях (в порядке пункта 6 статьи 3 Закона). Деятельность радикальных религиозных групп по рапространению деструктивной идеологии среди населения в основном активно осуществляется посредством распространения религиозных взглядов в процессе личного контакта идеологов с объектами влияния. Риски: данная норма может затронуть представителей зарегистрированных религиозных объединений и их отношений с членами своей семьи. Потому как, некоторые граждане получают религиозные знания от родственников, являющихся представителями зарегистрированных РО. Указанные изменения (недопущение проявлений религиозного радикализма и экстремизма) связаны с введением в Закон понятий «религиозный радикализм» и «религиозный фанатизм». Абзац шестой пункта 2 статьи 5 Закона Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях» - способствует установлению отношений терпимости и уважения между верующими и неверующими гражданами, между религиозными объединениями различных религий и конфессий, равно как и между их последователями, не допускает проявлений религиозного фанатизма и экстремизма в деятельности религиозных объединений. Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Кыргызской Республики«О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между религиозными организациями различных вероисповеданий, а также между их последователями, не допускает религиозного радикализма и экстремизма, действий, направленных на противопоставление и обострение отношений, разжигание религиозной вражды. Данная поправка (пункт 11 указанной статьи) вводится в рамках реализации пункта 3 второго вопроса (О состоянии и мерах по повышению эффективности работы по нейтрализации деятельности идеологов и проповедников деструктивных религиозных течений из числа граждан Республики Казахстан) протокола АТЦ КНБ РК от     13 марта 2017 года № 19. Задержанные при незаконной миссионерской деятельности адепты религиозных объединений ссылаются на то, что в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан». Т.е. незаконную миссионерскую деятельность адепты пытаются интерпретировать как «распространение религиозных убеждений». Риски: зачастую члены радикальных религиозных группировок удерживают адептов в своих рядах, устанавливая с ними тесные социальные и финансовые отношения. Тем самым, адепты становятся социально уязвимыми и финансово зависимыми от своей группировки, что не позволяет адептам выйти из группы. Осуществление религиозной или иной деятельности, сопряженной с принудительным вовлечением, и (или) препятствованием выходу из религиозного объединения, отказу от исповедования, с использованием материальной или иной зависимости граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства либо путем обмана также противоречит норме п. 2 с. 8 Международного пакта о гражданских и политических правахКомитета по правам человека ООН от 16 декабря 1966 года. Становится устоявшейся практикой вовлечение детей в религиозную деятельность, что не отвечает интересам развития светского общества. В Казахстане обучение и воспитание детей носит светский характер. В то же время, государство не вмешивается в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность. Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Малолетними считаются несовершеннолетние граждане, не достигшие четырнадцати лет (статья 28 Гражданского кодекса РФ). Согласно ст. 145 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан,вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а равно обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих, – наказывается штрафом от 50 до 75 минимальных размеров заработной платы или исправительными работами от 2 до 3 лет либо лишением свободы до 3 лет. Согласно Закону АР «О свободе вероисповедания» каждый имеет право в одиночку, или в группе следовать религии, выражать и способствовать распространению своей религии. Родители, или заменяющие их лица, могут воспитывать детей в духе своей религии только с их взаимного согласия. В статье 167.1 Уголовного Кодекса АР указывается, что привлечение несовершеннолетнего лица к какой-либо религии (религиозному течению), а также привлечение к участию в религиозных обрядах и церемониях против его воли, привлечение к участию в религиозной организации или отказ вывести его из рядов последователей карается штрафом от 7 до 9 тысяч манатов, или же тюремным сроком от 2 до 5 лет. Согласно ст.299.0.3. Кодекса об административных правонарушениях АР, проведение духовными лицами и членами религиозных объединений специальных собраний для детей и молодежи, а равно организация трудовых, литературных и иных кружков и групп, не связанных с отправлением религиозных ритуалов, влечет наложение штрафа нафизических лиц в размере от ста до трехсот манатов, на должностных лиц — от двухсот до пятисот манатов. Согласно Закону Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, обучение несовершеннолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих, влечет ответственность, установленную законом. Необходимо пресечь практикуемое последователями радикальных религиозных течений использование религиозных лозунгов, являющееся по сути, одной из форм распространения религиозных идей и психологического воздействия на граждан. Согласно статье 516.0.3. Закона АР «О свободе вероисповедания», озвучивание религиозных лозунгов, демонстрация религиозных атрибутов (за исключением религиозных атрибутов на теле) за пределами мест поклонения, религиозных центров и в общественных местах запрещается. В случае нарушения этого запрета граждан будут штрафовать на сумму от 2 000 до 2 500 манатов, должностных лиц – от 8 000 до 9 000 манатов, юридических лиц – от 20 000 до 25 000 манатов. Иностран


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.