Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Трудное поведение» ребенка. Что делать взрослому?



 «Трудное поведение» ребенка. Что делать взрослому?

Люди по природе своей ленивы. И взрослые, и дети. Мы не склонны делать то, что нам ни к чему. Тем более мы не станем делать ничего трудоемкого, энергозатратного, да еще и грозящего неприятностями, если нам от этого нет никакой пользы. Причем это справедливо не только для «хороших» дел, но и для «плохих». Например, та же истерика. Очень энергозатратное мероприятие! Даже отбиваться от требований вынести мусор, выдержать натиск взрослых, их недовольство, а то и последующие санкции гораздо труднее, чем вынести этот самый мусор. Если ребенок все же выбирает этот утомительный тип поведения, значит, есть ради чего.

Значит, первый вопрос, который стоит себе задать взрослому  - зачем он это делает? Чего хочет?

 Американский психолог и  педагог Рудольф Дрейкурс первым выделил четыре ошибочные цели детей, приводящих их к «трудному поведению»:

· потребность привлечь к себе внимание

·  желание избежать неудачи

·  выяснение «кто здесь главный»

·  Месть

 При этом взрослый чувствует, соответственно: раздражение, бессилие, злость и обиду. Понаблюдайте за собой, и вы убедитесь: так оно и есть. Собственные чувства действительно могут помочь нам распознать, что же движет ребенком.

Рассмотрим подробнее мотивы, цели  и проявления «трудного поведения» детей, чувства и спонтанные реакции взрослых на такое поведение, условия, способствующие появлению у детей таких мотивов, и эффективные принципы поведения взрослого при «трудном поведении» ребёнка.

Когда мотивом плохого поведения является привлечение к себе внимания, это проявляется обычно в постоянных просьбах ребёнка о помощи, даже если он в состоянии с чем -то справится сам, желании заниматься, играть только совместно с взрослым, нарушениях дисциплины. Сущность такого поведения в том, что ребёнок хочет получать особое внимание, в этой ситуации для рёбёнка даже сердитое внимание лучше, чем никакого. Причинами возникновения такого мотива поведения является желание ребёнка удовлетворить свою базовую потребность в принадлежности,   недостаток внимания со стороны  окружающих по отношению к ребёнку  и то, что никто не учит ребёнка просить внимания в приемлемой манере. В этой ситуации, чем меньше оказывается внимания ребёнку дома, тем больше вероятность плохого поведения, направленного на привлечение внимания в детском саду, школе и т.д.

Взрослые в ситуациях поведения, вызванного мотивом привлечения к себе внимания, обычно испытывают чувства раздражения и негодования и желание сделать замечание. Эффективными принципами поведения взрослого в таких ситуациях будут проявления внимания по отношению к ребенку, искренняя заинтересованность в его делах, обучение умению просить внимания в приемлемой для окружающих манере.

Такой мотив как избегание неудачи в разных видах деятельности, проявляется у ребёнка в откладывании дел « на потом», в недоведении дел до конца, во временной неспособности выполнить необходимое действие, в оправдании этой неспособности медицинскими диагнозами. Сущность такого поведения заключается в том, что ребёнок думает: «Не буду и пробовать, всё равно не получится». Появление мотива избегания неудачи у ребёнка часто обусловлено тем, что взрослый постоянно указывает на ошибки ребёнка, не обращая внимания на удачи и достижения, также неоправданно высокими ожиданиями взрослых от ребёнка, их перфекционизмом, направленностью на всегда высокий результат, упором на соревнование (сравнение) с другими детьми.

 Спонтанное чувство взрослого в ситуациях поведения ребёнка, вызванного мотивом избегания неудач – беспомощность, приводящее взрослого к спонтанному желанию оправдаться и объяснить неудачи ребёнка с помощью специалистов. Эффективными же принципами поведения взрослого в таких ситуациях являются такие, как формирование отношения ребёнка к ошибкам как к нормальному и нужному явлению, минимизации последствий от сделанных ошибок, обучение детей умению позитивно рассказывать о том, что они делают. Полезен также и принцип: «Ищите два плюса на каждый минус», когда услышав, что ребёнок негативно высказывается о себе и своей несостоятельности, взрослый вслух говорит о его способностях или его работе не менее двух позитивных утверждений. Для того, чтобы у ребёнка не появлялся такой мотив для поведения, взрослым нужно перестать считать себя беспомощными, потому что мы можем дать ребёнку опыт, благодаря которому он сможет раскрыть свои способности.

Мотив желания власти, превосходства, выяснения «кто здесь главный» проявляется в поведении ребёнка демонстративными выходками, вызывающими, провоцирующими конфликты действиями, потерей чувства дистанции по отношению к взрослому, негативным самопредъявлением. Сущность такого поведения в том, что ребёнок своим поведением демонстрирует взрослому: «Ты мне ничего не сделаешь». Причинами для возникновения такого мотива, могут быть современные социальные отношения, мода на «сильную личность»…

 Чувства, испытываемые взрослым в этой ситуации - злость, гнев, негодование, иногда страх. Спонтанный импульс со стороны взрослого - стремление прекратить выходку с помощью физического действия. Принцип эффективного поведения взрослого: не принимаем вызов и не боремся, потому что ребёнку не нравится быть победителем, когда нет побеждённого.

Такой мотив как месть за реальную или вымышленную обидупроявляется в поведении ребёнка желанием вредить в ответ на обиду.  Взрослый в этой ситуации чувствует обиду, боль, опустошение.Спонтанная реакция взрослогопроявляется в желании немедленно ответить силой или уйти из ситуации, затаив обиду.

Эффективными же принципами  поведения взрослого являются желание  строить отношения так,  чтобы ребёнок чувствовал заботу о себе, обучение ребёнка  тому, как нормальными  способами выразить боль и страдание,  разговор с ребёнком в моменты психических травм и потрясений.

Взрослому важно знать, что дети не осознают ошибочных целей, мотивов поведения, и поэтому задача взрослого  - объяснить ребёнку цель его поступка, помочь в осознании его действий, изменить свои реакции, чтобы такое поведение ребёнка стало для него неэффективным. А если ребёнок не достигает своей ошибочной цели плохим поведением, он сможет поискать что- то более полезное и конструктивное!

 

Использованы материалы статьи Р. Дрейкурс . 4 цели плохого поведения детей. Перевод из книги на немецком языке ( R. Dreikurs / Y. Soltz. Kinder fordetn uns heraus) и книги

Л.  Петрановской «Десять шагов по исправлению трудного поведения».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.