Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древнерускİй Ѧзыкъ. 1 КУРСЪ. 6 УРОКЪ.



Древнерускİй Ѧзыкъ. 1 КУРСЪ. 6 УРОКЪ.

Тема: Глаголы второго спряженİя.

Глаголы изменялись по следующим образцам:

1. При основе не на шипящие согласные.

Пример.

  Единственное число Множественное число Двойственное число
1 лицо велю велим веливѣ
2 лицо велиши(шь) велите велита
3 лицо велит велят велита

 

2.   При основе на шипящие согласные.

Какая наиболее распространённая у нас шипящая? - «ШЭ». – Ошибаетесь – «Ч».

Какое для вас сейчас ближе всего слово? Вам сейчас в первую очередь вот это.

В единственном числе произносится как бы в нос.

Хочу сразу же напомнить, пока ещё не забыл. Форму помните, когда двойственное обращение. Когда я сказал «иде», ты сказал ну «иде» это вроде как «где». Нет. Вот когда без определённой формы будет так – «КДЕ», а когда «ИНДЕ» - значит далеко. Т.е. чувствуешь разницу? «КДЕ» это где-то поблизости, это я вопрос задал: «Как ты далеко был»? А когда ответил: «ГДЕ я был» - вот там уже через «ГДЕ», т.е. глаголю в ответ. Т.е. это я просто пояснение дал.

Пример.

  Единственное число Множественное число Двойственное число
1 лицо учу(ю) Ѭ учимъ учивѣ
2 лицо учиши(шь) учите учита
3 лицо учить учѧтъ учита

        

Заметьте, в 3 лице, множественного числа стоит непривычная для вас буквица. Окончания или (атъ), или (ять). «Они учатъ».

    Глаголы первого спряжения отличаются от глаголов второго спряжения окончаниями третьего лица множественного числа и разными тематическими гласными перед всеми окончаниями, кроме окончаний первого лица единственного числа и третьего лица множественного числа.

ВОПРОС: Почему двойственное число первого лица?

ОТВЕТ: Потому что в старое время было понятие двойственного было единственного, и было множественного. Двойственное это конкретная двойная форма. Т.е. нашим Прѣдкамъ была необходима двойственная форма. Ну, допустим, у меня мой род, правильно? У моего брата то же, как бы семья, то же свой род. Мы с ним оба, т.е. нас двое. Так вот, допустим, вырастить урожай нам надо на обе семьи, т.е. урожай должен быть двойственный, т.е. мне и ему более никому. А когда мне, ему и ещё кому-то это уже… Или отец и сын, как говориться две семьи, двойной урожай. Поэтому и использовалась форма двойственного: что-то есть в едином числе, что-то есть в двойном числе, т.е. в двойне.

ВОПРОС: Почему тогда…….?

ОТВЕТ: Потому что всё сократили господа коммунисты, всё упростили до нельзя, и это привело к тому, что люди не то, что двойственные формы, они уже множественные формы не понимают, они понимают только единственную форму. Мне, мне, мне, мне. Хочу, хочу, хочу. Т.е. если раньше всё, что не делалось, в Роду было для всех представителей Рода и ещё часть, будем говорить, отделялась. Первая часть шла Богам и Прѣдкамъ, т.е. поминальная, а часть на случай, если гость придёт, т.е. как бы тройственная часть. Да? То сейчас не так. – Давай, мы съедим твоё, а потом я съем своё.

Т.е. и получается, что смысл слов поменялся. Раньше, допустим, рабочих большевики называли классом малоимущих, да? А теперь смысл изменился, теперь у нас малоимущие – депутаты, чиновники всех рангов. Почему малоимущие? А потому что, сколько не имут, всё им мало. Ясно, да?

И, заметьте, чем мы отличаемся от чиновников и прочих? – Мы живём полнокровной жизнью. А они не живут, они не существуют, они играют: в политические игры; в правила игры, т.е. взрослые дети играют в бирюльки, а страдает вся Держава.

Понятно, да? С глаголами, надеюсь, разобрались.

Поэтому урокъ окончен по глаголу, теперь у нас следующий урок «Этимология».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.