Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ



ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ

ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ

Кабачинская Е.Л.,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

       Универсальные учебные действия являются одним из основных элементов теории развивающего обучения. Они являются базовым элементом умения учиться, давая возможность учащемуся самостоятельно развиваться и совершенствоваться на протяжении всей жизни [1].

 

       Одним из подвидов универсальных учебных действий являются логические учебные действия. Они предполагают формирование у учащихся умения анализировать и синтезировать новые знания, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения.

 

       Умение логически мыслить означает правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям. Такие качества личности формируют игра в шахматы и решение логических задач.

 

       В рамках учебно-методического комплекса к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы и логические игры» разработан комплект диагностических заданий, позволяющих выявить уровень сформированности логических универсальных учебных действий. Он базируется на номенклатуре логических УУД согласно ФГОС (Табл. 1).

 

Номенклатура логических УУД согласно ФГОС

Таблица 1.

№№ пп Перечень действий [2] Диагностические задания
1. Анализ объектов с целью выделения признаков «Разбор шахматной партии»
2. Синтез – составление целого из частей «Шахматные параллели»
3. Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов «Восстановление последовательности ходов»
4. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов «Открытые дебюты»
5. Подведение под понятие, выведение следствий «Какой ход следующий»
6. Установление причинно-следственных связей «Ошибки в дебюте»
7. Построение логической цепи рассуждений «Поиск закономерности»
8. Доказательство «Шахматная комбинация»
9. Выдвижение гипотез и их обоснование «Корпоративный мат»

Каждое задание диагностирует уровень одного из девяти логических УУД и оценивается в баллах (от 0 до 3):

• Задание выполнено без ошибок в полном объеме - 3 балла;

• В ответе имеются незначительные ошибки – 2 балла;

• Задание выполнено не правильно – 1 балл;

• Задание не выполнено – 0 баллов

 

Оценка уровня сформированности логических УУД каждого учащегося производится с помощью подсчета баллов, набранных за каждое задание:

• 27-21 – высокий уровень сформированности логических УУД;

• 20-15 – средний уровень сформированности логических УУД;

• 14 и менее – низкий уровень сформированности логических УУД.

 

Интерпретация уровней сформированности логических УУД  представлена в Табл. 2.

 

Уровень сформированности Логические УУД
Высокий • выделяет все признаки объектов; • осуществляет синтез; • выделяет признаки различия и сходства в объектах, явлениях, осуществляет классификацию самостоятельно; • устанавливает причинно-следственные связи; • строит рассуждение в форме простых суждений об объекте; • доказывает и подтверждает фактами суждение; • работает полностью самостоятельно
Средний • частично выделяет признаки объектов; • частично осуществляет синтез; • частично выделяет признаки различия и сходства в объектах, частично осуществляет классификацию; •  частично устанавливает причинно-следственные связи; • частично строит рассуждение в форме простых суждений об объекте; • доказывает и подтверждает фактами суждение; • обращается к педагогу за разъяснением
Низкий • выделяет только главные признаки объекта; • допускает ошибки в объединении частей; • выполняет группировку предметов по одному признаку; • выполняет обобщение объектов и явлений с ошибками; • выделяет причины и следствия с ошибками; • не может выдвинуть гипотезу, выстроить логическую цепочку рассуждения; • работает хаотично; • обращается к педагогу за подробными объяснениями

 

           

Результаты выполнения диагностических заданий заносятся в Листок личных достижений учащегося, на основе которого формируется его рейтинг.

 

 

Список литературы:      

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Иванова Т.Г., Синицын И.С. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий /Ярославский педагогический вестник. – 2017. - № 4.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.