Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ход урока.. Итоги урока.



 

           Группа № 91. Рус яз.. Дата проведения -14.04.20г.Время проведения-1час.

Тема : «Звуки и буквы.»

Цель : повторить теоретический материал по теме, усвоить отличие звуков и букв ,научиться определять звуковое обозначение букв, делать транскрипцию слов.

Задачи урока: усвоение темы, умение характеризовать звуковое значение букв, делать транскрипцию.

 

                                                      Ход урока.

1 .Запишите тему в тетрадь.

2. Познакомьтесь с целью и задачами урока. 

3 .Изучите предлагаемый теоретический материал.

Фонетика-раздел науки о языке,изучающий звуки речи. Звуки в  рус.яз. делятся на гласные и согласные. Врус. яз. 6 гласных звуков-[А ], [ О ] ,[У],[Э, [И,] ,[ Ы. ]Гласные отчетливо слышатся под ударением, в безударном положении гласные подвергаются изменениям.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ бывают парными по звонкости-глухости.

Звонкие-[ б][ в ][г ][ д ][ж ]--- [ з [й ] [л] [м][ н][р ]

Глухие -[п[ ф      [ к ][ т][ ш ]  щ  [ с ] --------------- -----      [ х ] [ ц][ ч’][щ’]

Всегда твердые -[ Ц],[ Ж],[Ш ].

Всегда мягкие -[ Й’],[ Ч ‘],[Щ ‘].

Остальные согласные могут быть и твердыми,и мягкими. 

Не обозначают звука-Ъ и Ь.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Буквы Е Е Ю Я в начале слов и после разделительных Ъ и Ь передают ДВА звука .

Е—[jЭ ]Ё—[jО ]Ю—[-jУ ]   Я --- [jА ].

Для обозначения мягких согласных используются буквы Е,Ё, Ю, Я , Ь .

Процесс замены одни звуков другими в пределах одной морфемы (части слова ) называется чередованием:. Г/ Ж; К/Ч ; Х/Ш и т.д. НОГА-НОЖКА, РУКА—РУЧКА , ЛИК-ЛИЦО-ЛИЧНОСТЬ, ПЛАКАТЬ-ПЛАЧУ , СУХОЙ-СУШИТЬ, ХОТЕТЬ-ХОЧУ.

 Одна и та же буква в русском языке может обозначать разные звуки. Например ,С может обозначать звуки [c ] ,[ с’ ] ,[з ] , [ з ‘]  Например, [сад ], [ сядь ] , [ збор ] , [ прозьба ]. Способ графической записи речи в полном соответствии со звучанием называется транскрипцией.

 Запишите и проанализируйте примеры транскрипций .Черный-[ч ‘орный] .Желудь-[жолут’] . Счетчик-[щ’оч’ик].Любовь - [л’убоф] . Вьюн [ в’jун] . Учетчик-[уч’оч’ик] . Привет-[пр’ив’эт].

Итоги урока.

1) Что изучает фонетика?

2) На какие две группы делятся звуки в русском языке?

3) Назовите парные по звонкости-глухости.

4) Какие звуки всегда мягкие? Всегда твердые?

5) В какой позиции буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука?

6) В какой позиции Е Ё Ю Я передают звуки Э О У А и мягкость предшествующего звука?

7) Что такое транскрипция?

Дом.задание. Сделать транскрипцию слов : ЛЮСТРА, ВЬЮГА,ЛЁТЧИК ,ПРИЧЕСКА.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.