Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Реферат по предмету «Методология исследовательской деятельности»



Реферат по предмету «Методология исследовательской деятельности»

на тему « Рабочая гипотеза и её структура»

студента 2 курса ГМУ

Мелконяна Арена.

ПЛАН.

1.Понятие гипотезы и ее структура.................................................1
2. Виды гипотез.................................................................................3
а) общая гипотеза,.........................................................................3
б) частная гипотеза,.......................................................................3
в) единичная гипотеза,..................................................................3
г) рабочая гипотеза,.......................................................................4
д) версия.........................................................................................4
3. Построение гипотезы и этапы ее развития..................................5
4. Способы подтверждения гипотез.................................................8
5. Опровержение гипотез..................................................................9

1. Понятие гипотезы и ее структура.
В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения яв-лений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опро-вергнуты и окажутся ложными суждениями.
Гипотеза - это научно обоснованное предположение о при-чинах или закономерных связях каких-либо явлений или со-бытий природы, общества, мышления.
Специфика гипотезы - быть формой развития знаний - предо-пределяется основным свойством мышления, его постоянным дви-жением - углублением и развитием, стремлением человека к рас-крытию новых закономерностей и причинных связей, что диктует-ся потребностями практической жизни. Ф.Энгельс писал в своей книге "Диалектика природы" :"Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объ-яснения фактов, относящихся к той же группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающих-ся сперва только на ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипо-тез, устраняет один из них, исправляет другие, пока не будет уста-новлен в чистом виде закон".
О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественной жизни, единичных предметов или закономерно-стей, новое знание всегда возникает первоначально в форме гипо-тезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым всеобщий ха-рактер гипотезы как формы развития человеческих знаний.
Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвя-занных суждений о свойствах единичных фактов или закономер-ных связей явлений. Суждение является проблематичным суждени-ем, в котором выражено первоначальное предположительное зна-ние о причинах или свойствах исследуемых явлений.
Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение под-лежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипо-тезы, протекающий с использованием различных логических прие-мов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтвер-ждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызы-вающее сомнений истинное знание.
Возникающее при построении гипотезы предположение рожда-ется в результате анализа фактического материала, на базе обобще-ния многочисленных наблюдений. Значит, гипотеза - это не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опираю-щееся на конкретные материалы положение. В соответствии с этим и возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсоз-нательный, закономерный логический процесс.
Построение гипотезы - это сложный логический процесс с уча-стием различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипо-теза возникает как результат уподобления двух единичных явле-ний, т.е. ее основой выступает аналогия, в других случаях она - ре-зультат дедуктивных выводов, чаще всего ее возникновению пред-шествует индуктивное обобщение эмпирического материала.
Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и ко-нечный результат рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический подход к предпо-ложению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, пре-вращающая предположение в достоверное знание или опровер-гающая его.

 


2. Виды гипотез.

В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.
Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общест-венных явлений, а также закономерностях психической дея-тельности человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объ-яснения всего класса описываемых явлений, выведения закономер-ного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении вещества, современные гипотезы акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о происхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорга-ническом происхождении нефти.
Будучи доказанными, они становятся научными теориями и яв-ляются ценным вкладом в развитие научных знаний.
Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объек-тов, выделенных из класса рассматриваемых объектов приро-ды, общественной жизни или психической деятельности чело-века.
Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную гипотезу о времени происхождения и принад-лежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими собы-тиями или действиями отдельных лиц.
Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь прихо-дится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, от-дельных фактах, причинно связанных с преступлением.
Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит еди-ничные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.
В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.
Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза не-посредственно не ставит задачей выяснение действительных при-чин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты на-блюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблю-дениями описание явлений.
В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд ги-потез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы назы-вают версиями.
Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипо-тез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или пре-ступление в целом.
Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления и лиц, виновных в его совершении, обобщающая версия выдвигается по поводу главного предмета доказывания. Она объясняет всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, кто его совер-шил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника и т.д.
Версии бывают общие, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдель-ные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д.
Знания, полученные с помощью частных версий, служат осно-вой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для вы-движения частных версий по поводу еще не выявленных обстоя-тельств дела.

 

3. Построение гипотезы и этапы ее развития.
Гипотезы строятся тогда, когда возникла потребность объяс-нить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки извест-ных ранее научных теорий или других их объяснений. Вначале производится анализ каждого отдельного факта, а затем анализ их совокупности. Чтобы подтвердить выдвигаемую гипотезу, прово-дят дополнительные научные эксперименты или эксперименты в ходе следственной практики.
Следующей задачей является синтез фактов и формулировка гипотезы. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой теориям. Могут быть выдвинуты кон-курирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же яв-ление, конкурирующими являются гипотезы об органическом или неорганическом происхождении нефти и др. При построении гипо-тезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наи-большее количество фактов, а т.ж. была бы по возможности про-стой по форме их обоснования.
В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит не-сколько этапов. Эти этапы можно показать на примере построения одной из гипотез о Тунгусском метеорите.
1-й этап. Выделение группы фактов, которые не уклады-ваются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяс-нены новой гипотезой.
В случае падения Тунгусского метеорита это были следующие факты: "Тайга в долине Подкаменной Тунгусски стояла в солнеч-ном сиянии. Внезапно с неба упал в тайгу огромный шар. Свидете-ли рассказывают об огненном столбе, который взметнулся с земли. Края огненного столба светились голубым светом и достигали нижних слоев стратосферы. Взрыв сопровождался землетрясением, которое охватило всю Центральную Сибирь. Сейсмические волны были отмечены многими геофизическими станциями мира. Обра-щает на себя внимание отсутствие в районе катастрофы какого-либо кратера и остатков метеоритной материи."
2-й этап. Формулировка гипотезы (или гипотез), т.е. пред-положений, которые объясняют данные факты.
Существует много гипотез относительно падения Тунгусского метеорита. Одна гипотеза предполагает, что в атмосферу попал це-лый рой блуждающих метеоритов, которые упали в виде огненного дождя. Другая гипотеза утверждает, что это было ядро кометы, со-стоявшее из льда и застывших газов. Проходы через плотные слои атмосферы земли, оно нагрелось, газ, образовавшийся при ударе о Землю космического льда, взметнулся вверх огненным фонтаном и стал причиной огромного пожара в тайге.
Еще одна гипотеза: Землю по прямой пронизало космическое тело, так называемая черная дыра (сгусток материи, стянутый гра-витацией в ничтожный объем и имеющий практически бесконечно высокую плотность). Хотя "черная дыра" имеет огромный вес, со-ставляющий заметную часть земной массы, ее поперечник едва ли больше, чем диаметр одного атома, поэтому, как утверждают авто-ры этой гипотезы, Земля могла пережить это столкновение. Однако данная теория маловероятна.
3-й этап. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
Из гипотезы о "черной дыре" вытекают такие следствия: не бу-дет гигантского кратера, на пути этого космического тела в воз-душной оболочке Земли, возникли мощные слои плазмы, за плаз-мой шел ударный фронт воздуха, голубые края огненного столба возникли в результате преобразования невидимых рентгеновских лучей в видимый свет.
4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следст-вий с имеющимися наблюдениями, результатами эксперимен-тов, с научными законами.
Наблюдения в районе падения показали, что кратера действи-тельно не было, грохот ударной волны воздуха донесся вплоть до Монголии, люди наблюдали голубые края огненного столба.
5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее из-вестными законами науки.
Ни одна из перечисленных и других более поздних гипотез пока не подтверждена.
Важным условием построения плодотворной гипотезы как в процессе реализации конкретной научно-исследовательской про-граммы, так и в судебно-следственной практике является соблюде-ние принципа объективности исследования.
В психологическом плане объективность означает отсутствие предвзятости, когда исследователь руководствуется интересами установления истины, а не своими субъективными склонностями, предпочтениями и желаниями.
В логико-методологическом плане объективность означает все-сторонность исследования.
Во-первых, при выдвижении гипотезы или версии должен учи-тываться весь исходный эмпирический материал. Она должна дать рациональное объяснение всем собранным фактам, не допуская никаких исключений. Если версия строится с учетом лишь части фактов, главным образом согласующихся с выдвинутым предпо-ложением, и противоречит другим, то она не может считаться на-дежной. Будучи односторонней, а значит, и необъективной, такая гипотеза обычно уводит следствие в сторону от истины.
Во-вторых, всесторонность требует построения всех возможных в конкретных условиях версий. Это требование диктуется приме-нением широкоизвестного в науке метода "множественных гипо-тез". Поскольку первичный материал в любом эмпирическом ис-следовании, как правило, бывает неполным, он тем самым дает представлении лишь об отдельных звеньях, отдельных зависимо-стях между явлениями. Чтобы выявить всю цепь взаимосвязей, не-обходимо предположить все возможные объяснения, т.е. построить ряд версий, по-разному объясняющих неизвестные обстоятельства.

Гипотеза считается состоятельной, если удовлетворяет сле-дующим логико-методологическим требованиям.
1. Гипотеза должна быть непротиворечивой, т.е. предположение не должно противоречить исходному эмпирическому базису.
2. Она должна быть принципиально проверяемой. Принципиаль-ная непроверяемость гипотезы обрекает ее на вечную пробле-матичность и делает невозможным превращение ее в достовер-ное знание.
3. Гипотеза считается состоятельной, если она эмпирически и теоретически обоснованна. Вероятность гипотезы зависит от степени ее обоснованности и определяется с помощью количе-ственных либо приблизительных оценочных стандартов.
4. Эвристическая функция гипотезы определяется ее информатив-ностью.
4. Способы подтверждения гипотез.

1. Самым действенным способом подтверждения гипотезы является обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства, которое является причиной рассматриваемого явления.
Примерами могут служить открытие планеты Нептун, обнару-жение ряда островов в Северном Ледовитом океане, открытие яв-ления искусственной радиоактивности и т.д.
При расследовании уголовных дел о хищениях, а т.ж. о разбое, бандитизме, спекуляции важной задачей судебно-следственных ор-ганов является обнаружение приобретенных или накопленных пре-ступным путем вещей, ценностей и денежных сумм. Эти ценности и вещи, как правило, прячутся или реализуются преступниками. В связи с этим и возникают частные версии о местонахождении та-ких вещей и ценностей.
2. Основной способ подтверждения гипотез - выведение следствий и их верификация. В процессе верификации большая роль принад-лежит различным экспериментам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планиро-вать эксперимент так, чтобы результат был получен за более корот-кое время, более эффективно и по возможности не дорого.
3. Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего заклю-чают об истинности одного оставшегося предположения. Для этого применяется разделительно-категорическое умозаключение, отри-цающе-утверждающий модус. Структура его та же, что и при кос-венном доказательстве.

СХЕМА.
Явление А могло быть вызвано либо В, либо С, либо Д.
Явление А не вызвано ни В, ни С.
_________________________________________________
Явление А вызвано Д.

Необходимо выполнить два условия: во-первых, перечислить все возможные гипотезы, причем дизъюнкция может быть как строгой, так и нестрогой, во-вторых, следует опровергнуть все ложные гипотезы.
5. Опровержение гипотез.

Опровержение гипотез осуществляется путем опровержения их следствий. При этом может обнаружиться, что многие или все не-обходимые следствия рассматриваемой гипотезы не имеют места в действительности. Кроме того, возможно, будут найдены факты, противоречащие выведенным следствиям.


Чем большее число следствий отсутствует, тем выше степень опровержение высказанной гипотезы. Гипотеза окончательно оп-ровергнется , если обнаруживаются факты, обстоятельства, явле-ния, противоречащие вытекающим из данной гипотезы следствиям.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.