Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическая работа по теме «Отмена крепостного права».



Практическая работа по теме «Отмена крепостного права».

Задание № 1.

Что такое крепостное право? Напишите определение.

Задание № 2.

Каково отношение Александра II к отмене крепостного права? (работа по документу).

Документ: Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.

- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

- Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?

Задание № 3.

Каковы были основные причины отмены крепостного права? Работая с документами, выделите и запишите их себе в тетрадь.

Документ:

1) Кошелев А.И.: “Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.

2) Отчет III отделения: “Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.

3) Федоров В.А.: “Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”.

4) Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о крымской войне, писал: “Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”.

Задание № 4.

Составление таблицы-схемы. Самостоятельная работа по презентации - выписать учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.

Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы Обязанности
   
   
   

Задание № 5.

На основе текста документа определите отношение различных групп дворянства к реформе.

Документ:«Отношение дворян к реформе отмены крепостного права»

«Дворянство было в это время сильно возбуждено, и большинство его не только не сочувствовало поднятому по манию царя некоторы­ми передовыми дворянами вопросу об освобождении крестьян, но даже прямо относилось к этому делу враждебно.

Но когда дворянство само пришло к убеждению, что дело осво­бождения крестьян неизбежно, оно перешло на практическую почву и устремилось к осуществлению этого освобождения на наиболее вы­годных для дворянства условиях.

...Помещикамоброчных имений не особенно трудно было рас­статься с крепостным трудом. ... Для этих же помещиков, редко пользовавшихся обязательным трудом крестьян, весь вопрос при уничтожении крепостного права сводился к тому, чтобы не поте­рять ничего из своих оброчных доходов и, сверх того, удержать за собою всю ту землю поместья, которую не эксплуатировали кресть­яне. Самым выгодным разрешением вопроса оказалось для помещиков оброчных имений: немедленный выкуп правительством крестьянских оброков, скорейшее личное освобождение крестьян с оставлением за ними их усадеб и обрабатываемых ими пахотных земель, а за поме­щиками — всех остальных земель поместья, не состоявших непосред­ственно в пользовании крестьян, и в особенности ценных поемных лугов (по Оке и ее притокам), лесов и пустопорожних, никогда не обрабатывавшихся залежей. При таких условиях помещики оброч­ных имений были готовы свести на самые короткие сроки временно­обязанные отношения к ним крестьян.

Совершенно иначе относились к вопросу освобождения крестьян помещики издельных (барщинных) имений. Помещики эти привыкли жить со своих поместий и заниматься сами эксплуатацией земли в свою пользу при помощи обязательного труда своих крестьян... Воз­можность извлекать для себя доход из жалованных им поместий без обязательного труда (барщины) казалась многим из них немысли­мою...

Поэтому, придя к убеждению, что вопрос  об освобождении крес­тьян решен уже окончательно, большинство дворян-помещиков бар­щинных имений пришло к нижеследующему способу решения аграрно­го вопроса:                                                1. Продлить сколь возможно долго крепостной труд крестьян и во все время его существования сохранить дисциплинарную власть по­мещика в форме предоставления ему права на вотчинную полицию.

2. По прекращении обязательного труда и признания полной лич­ной свободы крестьян, дать им, уступая требованию правитель­ственной программы, право на выкуп их усадебной оседлости по такой цене, которая вознаградила бы помещика за утрату им права на крепостной труд крестьян.

3. Признать право крестьян на бессрочное пользование ими толь­ко таким небольшим количеством пахотной земли поместья, кото­рое было бы необходимо для их прокормления «только проголодь» (нищенский надел), для того чтобы поставить крестьян в экономи­ческую зависимость от помещика и заставить их наниматься на работы на помещичьих полях за предложенную им цену.

4. Все остальные земли поместья признать полною собственнос­тью помещиков, сняв с них все лежавшие на них, в силу обычного права, обязанности...»

 Задание к документу. Заполнить таблицу «Отношение помещиков к отмене крепостного права».

  Помещики оброчных имений (нечерноземные земли) Помещики барщинных имений (черноземные земли) Сходство позиций помещиков
Земля      
Выкуп      

 

Задание № 6. Определив основные положения реформы, составить смысловые схемы.

ЦЕЛИ РЕФОРМЫ 1861 г.
1) 

 

 

2) Размеры крестьянского надела.

 

 

 


3) Порядок совершения выкупной операции.

     
выкупная сумма
 
в 1,5 раза больше реальной стоимости земли


                                                                 

 

 

Задание № 7. Значение отмены крепостного права (заполнить таблицу).

 

Прогрессивные черты Отрицательные черты
   

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.