|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа по теме «Отмена крепостного права».Практическая работа по теме «Отмена крепостного права». Задание № 1. Что такое крепостное право? Напишите определение. Задание № 2. Каково отношение Александра II к отмене крепостного права? (работа по документу). Документ: Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”. - Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права? - Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”? Задание № 3. Каковы были основные причины отмены крепостного права? Работая с документами, выделите и запишите их себе в тетрадь. Документ: 1) Кошелев А.И.: “Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”. 2) Отчет III отделения: “Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”. 3) Федоров В.А.: “Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”. 4) Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о крымской войне, писал: “Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”. Задание № 4. Составление таблицы-схемы. Самостоятельная работа по презентации - выписать учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.
Задание № 5. На основе текста документа определите отношение различных групп дворянства к реформе. Документ:«Отношение дворян к реформе отмены крепостного права» «Дворянство было в это время сильно возбуждено, и большинство его не только не сочувствовало поднятому по манию царя некоторыми передовыми дворянами вопросу об освобождении крестьян, но даже прямо относилось к этому делу враждебно. Но когда дворянство само пришло к убеждению, что дело освобождения крестьян неизбежно, оно перешло на практическую почву и устремилось к осуществлению этого освобождения на наиболее выгодных для дворянства условиях. ...Помещикамоброчных имений не особенно трудно было расстаться с крепостным трудом. ... Для этих же помещиков, редко пользовавшихся обязательным трудом крестьян, весь вопрос при уничтожении крепостного права сводился к тому, чтобы не потерять ничего из своих оброчных доходов и, сверх того, удержать за собою всю ту землю поместья, которую не эксплуатировали крестьяне. Самым выгодным разрешением вопроса оказалось для помещиков оброчных имений: немедленный выкуп правительством крестьянских оброков, скорейшее личное освобождение крестьян с оставлением за ними их усадеб и обрабатываемых ими пахотных земель, а за помещиками — всех остальных земель поместья, не состоявших непосредственно в пользовании крестьян, и в особенности ценных поемных лугов (по Оке и ее притокам), лесов и пустопорожних, никогда не обрабатывавшихся залежей. При таких условиях помещики оброчных имений были готовы свести на самые короткие сроки временнообязанные отношения к ним крестьян. Совершенно иначе относились к вопросу освобождения крестьян помещики издельных (барщинных) имений. Помещики эти привыкли жить со своих поместий и заниматься сами эксплуатацией земли в свою пользу при помощи обязательного труда своих крестьян... Возможность извлекать для себя доход из жалованных им поместий без обязательного труда (барщины) казалась многим из них немыслимою... Поэтому, придя к убеждению, что вопрос об освобождении крестьян решен уже окончательно, большинство дворян-помещиков барщинных имений пришло к нижеследующему способу решения аграрного вопроса: 1. Продлить сколь возможно долго крепостной труд крестьян и во все время его существования сохранить дисциплинарную власть помещика в форме предоставления ему права на вотчинную полицию. 2. По прекращении обязательного труда и признания полной личной свободы крестьян, дать им, уступая требованию правительственной программы, право на выкуп их усадебной оседлости по такой цене, которая вознаградила бы помещика за утрату им права на крепостной труд крестьян. 3. Признать право крестьян на бессрочное пользование ими только таким небольшим количеством пахотной земли поместья, которое было бы необходимо для их прокормления «только проголодь» (нищенский надел), для того чтобы поставить крестьян в экономическую зависимость от помещика и заставить их наниматься на работы на помещичьих полях за предложенную им цену. 4. Все остальные земли поместья признать полною собственностью помещиков, сняв с них все лежавшие на них, в силу обычного права, обязанности...» Задание к документу. Заполнить таблицу «Отношение помещиков к отмене крепостного права».
Задание № 6. Определив основные положения реформы, составить смысловые схемы.
2) Размеры крестьянского надела.
3) Порядок совершения выкупной операции.
Задание № 7. Значение отмены крепостного права (заполнить таблицу).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|