Как написать статью
Как написать статью
Статья представляет собой такой жанр журналистики, где автор анализирует какие-либо явления, общественные ситуации, процессы и т.д. с позиции лежащих в их основе закономерностей. Также в статье автор предлагает решение проблемы.
При написании статьи следует уделить особое внимание ее структуре. Составляющими статьи являются:
- Заголовок. Чаще всего это фраза, которая обозначает предлагаемую автором для анализа проблему. Он должен быть ясным, емким, вызывать интерес и привлекать внимание. Очень эффективны заголовки, содержащие вопрос.
- Вступительная часть. В большинстве случаев таковой служит один или два абзаца, подробно раскрывающие проблему, которую поставил автор, и обозначающие ее важность для читателя. Цель вступления – побудить читателя к прочтению статьи.
- Основная часть. В ней автор анализирует проблему, рассматривает ее с разных точек зрения и определяет наиболее подходящее на его взгляд решение. Для оживления основной части полезно использовать цитаты, мнения и комментарии авторитетных лиц, а также примеры из собственной практики. В случае, когда текст получается объемным, его нужно разбивать на несколько блоков, разделенных подзаголовками. Каждый блок фокусирует внимание читателя на отдельном нюансе рассматриваемой проблемы. Для удобства читателя рекомендуется использовать в статье маркированные и нумерованные списки.
- Заключительная часть. Как и введение, она не должна быть громоздкой. Одного-двух абзацев вполне хватит, чтобы предложить свое резюме и сделать определенные выводы. Смысл заключения – подвести к общему знаменателю все рассуждения основной части и ответить на вопросы, поставленные по вступлении.
Если же разбить процесс написания статьи на этапы, можем увидеть следующую пошаговую инструкцию:
- 1-й шаг. Выбор темы или постановка проблемы.
- 2-й шаг. Составление плана статьи. План может быть кратким (с указанием основных пунктов статьи) или более подробным – тезисным (идеи представляются в виде кратких предложений, задавая направление при написании материала). Также в плане нужно отразить необходимые выводы и аргументацию своей позиции. Именно на этом этапе удобно составлять заголовок, но некоторые авторы составляют заголовки уже после написания статьи.
- 3-й шаг. Написание вступления, где отражается актуальность проблемы для читателя.
- 4-й шаг. Написание основной части. Необходимо руководствоваться составленным на 2-м шаге планом, использовать списки, диаграммы, графики, таблицы, картинки и т.п.
- 5-й шаг. Написание заключения, в котором делаются выводы.
- 6-й шаг. Небольшой перерыв. Он может составлять 10-15 минут. Это нужно, чтобы немного разгрузить мозг, отвлечься и «обновить» внимание, т.к. по мере написания статьи оно будет притупляться, из-за чего велика вероятность не заметить ошибки, неудачные фразы и предложения и т.п.
- 7-й шаг. Перечитка статьи, исправление ошибок и формулировок, исключение избыточных слов и т.д. При желании этап правок можно пройти повторно.
- 8-й шаг. Создание заголовка (если он не был составлен на 2-м шаге).
И еще несколько рекомендаций, которые помогут вам в написании статей:
- Старайтесь использовать преимущественно короткие предложения. Избегайте вводных слов, слов-паразитов, причастных и деепричастных оборотов.
- Старайтесь преподносить материал простыми словами.
- Для удержания внимания читателя используйте графические материалы.
Как написать отчет
Естественно, речь идет о журналистском отчете. Журналистским отчетом называется официальный рассказ о каком-то событии (главным образом это события кабинетного (протокольного) характера). Вообще отчет как жанр пришел в журналистику из области экономики и политики. Изначально отчеты представляли собой «сухие» документы, но сегодня они должны не просто излагать факты, но и быть интересными для читателя и учитывать его потребности.
Основные признаки отчета таковы:
- Факты представляются как художественные слепки каких-то событий.
- Внимание сосредоточено на участниках событий, высказываниях, выступлениях, поступках, действиях людей и мотивации их поведения.
- Основой отчета служит событие, выраженное в словесной форме.
- Цель отчета состоит в точном отображении «информационного события» (доклада, выступления, конференции, семинара, симпозиума, собрания и т.п.) с изложением происходившего в хронологическом порядке.
- Ограниченность повествования пространственно-временными рамками.
- Детализация информации посредством реплик лиц, участвовавших в событии.
- Информация преподносится по большей части нейтрально – с позиции пассивного наблюдателя.
- Учитывая то, что читатель, знакомясь с отчетом, желает быстро понять суть дела, отчет должен быть невелик по объему и выполнен в энергичном стиле.
Отчеты ко всему прочему бывают и нескольких видов:
- Прямой отчет. Это банальный краткий пересказ, в котором авторская позиция никак не выражается.
- Тематический отчет. Отчет с акцентом на главном аспекте описываемого события. Допускается эмоциональное описание, но авторская позиция чаще остается нейтральной.
- Аналитический отчет. Служит для отображения внутренней связи речей, докладов и выступлений; внутреннего содержания событий. Считается самым сложным видом отчетов, и подразделяется на три подвида: отчет-объяснение, отчет-оценку и отчет-программу, что зависит от специфики интересов автора. Присутствует авторская позиция.
Также отчеты могут отличаться по форме подачи:
- Прямой отчет – информация передается непосредственно с места событий без лишних комментариев.
- Отчет-коммюнике – рассказ об уже прошедшей встрече (именно политической).
- Отчет-размышление – отчет, включающий элементы комментирования.
- Пространный отчет – информация, сопровождающаяся расширенными комментариями.
Писать отчеты нужно уметь каждому начинающему журналисту, т.к., во-первых, это позволяет «набить руку», а во-вторых, опыт помогает научиться делать из обычных отчетов качественные репортажи.
В написании отчета нужно ориентироваться на несколько важных моментов:
- Язык подачи должен быть формальным и безличным
- Выражения должны быть предельно точными
- Подробности должны быть только те, что неизвестны читателю (изначально нужно определить, что ему известно или может быть известно)
- Информация должна доноситься понятно
- Структура текста должна быть простой
- Материал должен быть организован и по возможности проиллюстрирован
- Один абзац отчета может состоять из 2-4 предложений
- Приветствуется использование цитирования
Что касается структуры отчета, то она предельно банальна:
- Новостное ядро (краткое выражение сути описываемого события)
- Речи участников события, столкновение их мнений, ход обсуждения проблемы
- Выводы и результаты события
Создавая отчет, нужно стремиться к оживлению пересказа события, применяя для этого средства привлечения и удержания внимания. Нужно приводить описания реальных ситуаций и диалогов, воссоздавать эффект присутствия, добавлять свои умозаключения и комментарии, анализировать (если это допускает форма отчета). Для описания событий следует использовать максимум журналистских средств – только так читатель может быть заинтересован и замотивирован к изучению материала.
Нельзя упускать из вида подробности, которые придают описываемому событию и самому отчету особенный характер и неповторимость. Нужно указывать, что именно происходило в таком-то месте, в такое-то время и таким-то образом. Если необходимо выделить авторское отношение, то делать это требуется грамотно: сначала автор предлагает читателю «прочувствовать» событие, а затем поясняет его; открытые комментарии, если они есть, даются только в конце.
Автор любого отчета, если он говорит о людях, принимавших участие в событиях, в обязательном порядке должен предварительно установить и проверить, а потом – назвать их имена и фамилии, занимаемые должности. Если публикация включает в себя формулировки поставленных задач или принятых решений, их надлежит указывать предельно точно и дословно, а не в пересказе.
И еще немного о требованиях к отчетам:
- Суть передаваемых высказываний должна соответствовать реальному положению дел.
- Предложения и абзацы нужно выстраивать так, чтобы как можно точнее передавались связи информации и идей, причин и следствий.
- Цитаты должны быть уместными и содержать логически законченные мысли.
- Факты и официальные данные (если делать упор на них не требует задание) не должны отягощать текстовый материал, иначе внимание читателя может быстро притупиться.
- Даже самые скучные данные желательно излагать в необычной форме, используя образные и яркие языковые средства.
- В отчете не должно содержаться длинных перечислений фамилий.
- В отчете не должны содержаться малоизвестные термины и понятия, цифровые нагромождения (если изначально присутствуют специфические слова, их нужно заменять более простыми, а профессионализмы следует сопровождать комментариями).
- Фрагменты выступлений желательно не комментировать, а цитировать (это же относится и к тезисам итоговых документов, если таковые имеются), но чрезмерного цитирования лучше избегать, иначе есть риск затруднить читателю чтение и оттолкнуть его.
Если есть возможность пообщаться непосредственно с докладчиками, очень удобно брать у них тексты выступлений, т.к. это позволяет избежать ошибок в именах, фактах и цифрах.
Берите на заметку эту информацию, и написать эссе, статью или отчет у вас не составит никаких проблем. Также мы надеемся, что и поиск информации станет для вас не только полезным, но и приятным занятием. На первоначальном этапе, конечно, придется потрудиться подольше, но с практикой навыки отточатся, и работа пойдет, как по маслу.
|