Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





П. д. о. Верютина Светлана Сергеевна



П. д. о. Верютина Светлана Сергеевна

Программа год Тема Дата Время Содержание занятия

«Законы красоты»

3-й

«Психология цвета»

8.12.2020

 

30 мин теория  за ПК   Беседа
2 час практика самостоятельно Выполнение творческой работы на тему: «Совушки зимой»

Добрый день, ребята! Прочитайте весь текст, так как сегодня очень важная для нас художников тема «Психология цвета».

Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) — русский художник, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в Германии, затем во Франции. Дипломированный юрист, он предпочел посвятить свою жизнь искусству, в котором придерживался авангардных взглядов и много экспериментировал. Преодоление привычных форм в живописи, и интерес к возможностям воздействия цвета на человека привели к написанию интереснейших теоретических трактатов «О духовном в искусстве» (1911) и «Точка и линия на плоскости» (1926).

Сформулированная в них теория восприятия цвета заключается в том, что цвет воздействует на человека, при этом произведенное впечатление не только визуальное. Краска, как и музыка, способна вызывать отклик всех органов чувств.

Происходит естественное для творцов начала XX века сближение видов искусства и попытка преодоления границ между ними: беспредметное искусство становится отвлеченным, очищенным от искусственности. Цвет, как любой раздражитель, привлекает внимание и производит впечатление. Оно часто рассеивается, как только зритель отойдет от картины. Но если наблюдатель более настроен на восприятие, обладает развитой духовной культурой, то воздействие краски способно проникнуть к нему в душу, вызвать ряд ассоциаций. Их может вызывать любой оформленный в цвет и форму объект: здание, комната, стена.

По мысли Кандинского, каждая краска и форма, которой она ограничена, оказывают специфическое воздействие, рождают определенные ассоциации. Эту специфику живописец и берется описать. Как художник, он применяет на практике свою теорию, создавая абстрактные (беспредметные) картины, наполненные линиями, точками, простыми формами и цветом.

БЛИЗКО И ЯРКО

Теория цвета во многом стала прорывом в будущее для художников, архитекторов. Оказалось, что круг и квадрат воздействуют по-разному. Форма и краска влияют друг на друга, изменяя значения, по-новому расставляя акценты. Значение имеют и характеристики цветов: теплые или холодные; светлые или темные. Получаются две плоскости, по которым движется каждый цвет, более или менее насыщаясь, рождая новое ощущение.     Кандинский в теории психологии цвета называет это «звуками краски». Теплое приближается к смотрящему, холодное же от него отдаляется.

Особенное положение занимают черный с белым: они представляют полюсы между светом или тьмой. Своеобразными полюсами становятся и желтый с синим. Например, желтый ассоциируется с теплом, он колет глаз, приближаясь вплотную к зрителю. Но затемняясь, становясь холоднее, он становится более отдаленным, спокойным, комфортным - приближается к синему. Зеленый, как и серый, оказывается соединением противоположных друг другу цветов, рождает ощущение стабильности, неподвижности.

Но это не полная картина. Теперь добавим форму, усложнив систему соответствий! Динамическая система цветов предлагает такое прочтение: «острые» краски (красный) ощущаются намного острее в треугольнике, чем в квадрате. Глубокий синий, приняв форму круга, станет еще глубже. В голубой комнате посетитель погрузится в спокойствие, темно-синий же цвет способен депрессивно воздействовать, обращая посетителя к бесконечному, неразрешимому.

Эту специфику особенно продуктивно применять в архитектуре. Простая форма фасада или окон, их цвет дают возможность влиять на сознание человека. Конструктивисты 1920-х гг. свободно владели приемами воздействия через архитектурные формы и их краски, не боялись экспериментов. Продолжили и развили эту практику советские архитекторы, почувствовавшие необходимость возводить крупные, устремленные ввысь дома. Монументальность построек давала возможность человеку ощутить себя маленьким винтиком в общем механизме, идущем вперед. Они не так активно использовали краски, предпочитая нейтральные цвета с красными акцентами.

В любом современном городе большая часть фасадов окрашена в нейтральный, статичный серый. Здания по своей природе больше отсылают к статике, поэтому закономерно такое соотношение. Но выбор необычной формы и цвета в оформлении постройки наделяет ее уникальным смыслом. Поэтому так важно не забывать о соотношении формы и содержания: вместе они порождают смысл и чувственное впечатление. В руках художника или дизайнера сделать произведение (картину или здание) целостным.

*Снимки, используемые в статье, взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

 

Красный цвет — теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении. Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит. Желтый цвет активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение.
Маленькие удовольствия Импровизация

Теория восприятия цвета:
Зеленый цвет успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень. Голубой цвет — антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость. Синий цвет успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы. Эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках.
Фиолетовый (пурпурный) цвет благоприятно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Нежно-розовый цвет оказывает мощное седативное (успокаивающее) воздействие. Снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему ребенка.
Каждая форма имеет свой характер.
Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь».
Последний период творчества: треугольник, квадрат, круг
Еще в начале ХХ века великий русский художник, основоположник авангарда - Василий Кандинский исследовал влияние цвета на психофизику человека, а его французский коллега архитектор Ле Корбюзье чуть позже сформулировал основы эргономики - науки о среде обитания человека. Во многом благодаря этим двум великим художникам-новаторам стало общедоступным понимание того, что от правильности цветового и светового решения среды зависит душевное состояние человека, его работоспособность и психологический комфорт. Не случайно, именно в ХХ веке, рожденном модерном, возникает профессиональный дизайн, как искусство сотворения быта, а художник становится, чуть ли не главным человеком в социуме.
Наши исследования:
Согласно теории Кандинского восприятия человеком цвета: классный кабинет – это место умственного труда и поэтому окраска стен должна этому содействовать. в школах цвет стен обычно подбирается из спокойных тонов. Для этого хорошо подходят спокойные тона: зелёный, бежевый, серый. цвет мебели (стол, кресла) не должен сильно выделятся из общего фона и должен быть примерно такого же тона, только не яркий. При окраске стен в кабинетах следует отдавать предпочтение зеленым или коричневым тонам, действующим на человека успокаивающе, способствующим созданию рабочего настроения.
Хорошо известны интерьеры Кандинского, эскизы мебели. В интерьере важно все, вплоть до расцветки рюшечек на занавесках, их наличия и количества. Потому что среда не просто радует глаз, удивляет или рассказывает многое о своем обитателе, она формирует его психофизику.
Школьная мебель.
Проекты моделей молодежной женской одежды по мотивам Кандинского.
Зачем нужна школьная форма?
Единый стиль - это: Умение носить деловую одежду. Решение проблемы "В чем пойти в школу?" Чувство гордости за свой внешний вид. Желание работать в команде. Решение социальных проблем.
Школьная форма должна быть комфортной, удобной, не ярких оттенков и полуприлегающих силуэтов.
Раньше
Современная школьная форма – признак хорошей школы.
Вывод.
Изучив труды Кандинского, мы освоили эмоциональное и психологическое восприятие цвета и геометрических форм человеком. Далее мы провели исследования, на предмет соответствия цветовой гаммы в кабинетах нашей школы. Некоторым заведующим кабинетом были даны полезные рекомендации. А так же советовали переходить на приемлемую школьную форму. Действительно идеи Василия Кандинского досконально изучены и широко используются на практике в социуме школьной среды.

Теперь я хочу представить вашему вниманию творческую работу:

Вам понадобится:лист А3,простой карандаш, гуашь, кисти №3и №6-для фона.

Поэтапное выполнение :

Жду фото ваших рисунков!!!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.