Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Женщине не нужно воевать!»



«Женщине не нужно воевать!»

Познакомим Вас с частью экспозиции, посвященной участию наших земляков в Великой Отечественной войне.

Слайд    В разделе «У войны не женское лицо» - материал о девушках, которые на поле брани защищали нашу Родину.

Слайд    В Летописи села Кривка указано, что в 1942 году из нашего села на фронт были призваны 12 девушек.

Слайд    Среди них были санинструкторы, медицинские сестры, прачка, связист, повар, водитель грузового автомобиля.

Слайд    «Женщине не нужно воевать.

Пусть она красивая и хрупкая,

Будет просто женщина и мать,

Свой очаг хранящая голубкою.»

Слайд    Действительно красивые и хрупкие девушки на фотографиях военной поры. Но какие они были отважные и смелые. Об этом говорят их документы, собранные в нашем музее. Я хочу вам рассказать о некоторых из них.

Слайд    Перед вами фотография Сундеевой Татьяны Васильевны.

Татьяна Васильевна, в те далекие годы, просто милая девушка Таня, после окончания Усманской фельдшерско-акушерской школы в 40-ом году, работала заведующей медпунктом в селе Васильевка Дрязгинского района. Призвана на фронт 2 августа 1942 года.

Слайд    Ее боевой путь в составе 60-ой армии 1-го Украинского фронта прошел по дорогам Воронежской области. Летом 43-го двадцатилетняя девушка видела, как горела земля Курской дуги, а на ней солдаты тоже горели. И она совсем девчонка, плача от боли и бессилия, старалась им помочь.

Почти год, с сентября 43 по август 44-го санинструктор полевого эвакопункта Сундеева выносила раненых бойцов на полях Украины.

Полгода спасала жизни советским солдатам на земле Краковского воеводства в Польше.

День Победы Татьяна Васильевна встретила в Праге, в Чехословакии.

Слайд    Пройдя через весь ужас войны, душа Татьяны Васильевны не ожесточилась. На всю жизнь осталась сестрой милосердия. В первые послевоенные годы ей пришлось много работать с детьми. На память остались фотографии из детских садов Германии и совхоза «Боринский».

Всю свою жизнь Татьяна Васильевна была донором.

Грамотой Почетного донора СССР она гордилась не меньше, чем боевыми наградами.

Слайд    На фотографии Душкина Елена Михайловна. Она в войну освоила мужскую профессию – шофер автомобиля.

Боевой путь Елены Михайловны прошел в составе 64 автополка 20 – ой автобригады 2-го Украинского фронта.

Участвовала в боях за освобождение городов Бухарест, Вена.

Слайд    Перед вами фотография скромной женщины, такой и осталась в памяти односельчан Складчикова Мария Андреевна. Но во время войны это была отважная связистка. На фронт ушла со школьной скамьи. Прошла всю войну. Боевое крещение приняла в начале декабря 41-го года, участвовала в Елецкой операции. С тяжелыми катушками - бобинами проводов за спиной, наравне с мужчинами, шла на передовую прокладывать связь. От полевого связиста дослужилась до начальника центральной телефонной связи 507 стрелкового полка 148 стрелковой дивизии. Мария Андреевна награждена медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».

Слайд    Мария Константиновна Гугнина воевала в качестве санинструктора, полевого госпиталя в составе первого Украинского фронта.

Выносила раненых бойцов с поля боя, оказывала им первую необходимую помощь, сопровождала машины с ранеными в тыл. Были случаи непосредственного участия в боях, у нее имелось личное оружие.

Слайд    Зверева Любовь Романовна – старшая хирургическая медсестра полевого госпиталя. Участвовала в боях Курской дуги, в форсировании Днепра, освобождении Кракова.

Закончила войну в звании старшего лейтенанта медицинской службы.

Любовь Романовна награждена орденом Красной Звезды.

Слайд    В боевой характеристике сказано: не считаясь со временем и не жалея сил, отдавала все свои способности и энергию на службу Родине.

Слайд    Окончание Липецкой фельдшерско-акушерской школы Ширяевой Клавдии (в девичестве Болотовой) совпало с началом Великой Отечественной войны.

Клавдия Андреевна рассказала: «Выдали нам справки об окончании техникума с присвоением звания – «фельдшер» и назначения для отправки на фронт. Собрали всех, человек 90, в Доме пионеров города Липецка и велели ждать. Родители ничего не знали, и сообщить не имелось возможности. Просидели мы в ожидании 7 суток. Что было на душе? Страх и желание, хоть напоследок, увидеть своих родных. На восьмые сутки приехали из военкомата и объявили, что девушки 1924-1925 годов рождения свободны и могут ехать домой. Остальных взяли на фронт».

В июле-месяце 1941 года Клавдия Ширяева поступила на работу в Дрязгинскую районную больницу (ныне село Октябрьское) и работала в отделении, которое готовили под госпиталь: мыли, красили, готовили кровати. Одновременно и оказывали помощь раненым, поступавшим с передовой. Затем госпиталь №2637 эвакуировали на станцию Грязи.

Клавдия Андреевна в составе госпиталя не поехала, ее оставили работать в больнице.

Условия жизни и работы, как говорит Клавдия Андреевна, были близки к фронтовым. На дежурство и с дежурства каждое утро или вечер она ходила пешком 15 километров. Бывало и блудила. Как-то вышла из дома на работу, шла-шла и вышла опять в Ямани, где-то возле своего дома. А опоздать на дежурство – «равносильно смерти». Дисциплина была военная. Работать было очень трудно.

Брюшной, сыпной тиф, дизентерия буквально косили людей. Морг был тут же, в подвале. И медсестры с санитарками на одеялах выносили туда умерших. Было очень много больных туберкулезом. По возможности всем оказывали помощь. Если нужно было, то оперировали. Электрического света не было, работали при керосиновой лампе или «коптушке» - это ветошь, пропитанная соляркой.

Клавдия Андреевна, как и все медсестры, выполняла любую работу, не считаясь со временем. Зарплату получала 325 рублей. Для сравнения: стакан соли в войну стоил 100 рублей, буханка хлеба – 50-60 рублей.

Слайд    Анну Спиридоновну Мелихову как опытного медработника военкомат тоже направил работать в госпиталь на базе Дрязгинской районной больницы. Она вспоминала, что «от станции Дрязги до госпиталя санитарки и медсестры несли слабых израненных солдат пять километров буквально на своих плечах, так как не хватало машин и лошадей».

В августе 1942г. госпиталь в Дрязгах свернули и передислоцировали его в Тамбовскую область. Мелихова А. С. была в составе госпиталя направлена на станцию Токаревка, затем под Воронеж. В 1943г. Анну Спиридоновну демобилизовали и она продолжила работать в Дрязгинской районной больнице.

Слайд    Одна из медицинских сестер Дрязгинской больницы, Елена Бабина из села Московка, через полвека написала автобиографическую повесть «Как молоды мы были» и посвятила ее девушкам времен Великой Отечественной. В начале книги и повествуется о работе госпиталя №4899 в райцентре Дрязги.

Юной девушке работать в госпитале было очень трудно: «Кровь, каждый день новые трупы, крики раненых, слезы. Мы плакали, когда умирали раненые и когда они мучились от боли». Уставали и морально, и физически, недоедали, недосыпали, работали днем и ночью, отдыхать было некогда, подмены не было. «Врачи ходили, прижимаясь к стенке, боясь упасть. Лица у всех были бледные, усталые, измученные …» Не хватало врачей, медсестер, санитарок, многие ушли на фронт из госпиталя. Ели на ходу, все чаще всухомятку. После операций медики валились с ног, дремали на подоконниках, в минуты отдыха засыпали на стульях. К тому же еще медицинский персонал сдавал свою кровь для раненых, но никто не жаловался на свою судьбу, и радовались, когда солдаты поправлялись.

Слайд    Анну Егоровну Складчикову называют женщиной из легенды. Во время экскурсий часто задают вопрос, а почему из легенды? Обычно экскурсовод дает краткий ответ, что война застала Анну Егоровну в Брестской крепости. И она боролась с фашистами в составе партизанского отряда. Во время войны Анна Егоровна потеряла своих двух детей, которых нашла через четырнадцать и шестнадцать лет после разлуки.

Слайд    О боевом пути Складчиковой Анны Егоровны можно узнать из материалов раздела «Партизанка Брестчины Анна Егоровна Складчикова»

Слайд   Начало Великой Отечественной войны застало Анну в Брестской крепости, где она жила со своим мужем Чекалиным Василием Федосеевичем, политруком 8 роты 125 стрелкового полка 6 Орловской Краснознаменной стрелковой дивизии.

Первый день войны, Анна, будучи беременной с двухлетней девочкой на руках, провела в казематах фортов крепости.

Она не просто спасалась от вражеских бомб и снарядов, а по мере возможности оказывала помощь раненым бойцам и женщинам. Как написала Анна Егоровна в своих воспоминаниях, она не самовольно ушла, а ее буквально вытолкали из укрытия, заставив уйти из крепости.

Слайд    В ходе поиска нам удалось найти уникальные документы времен войны: справку и характеристику на партизана Складчикову А. Е. Эти документы свидетельствуют о ее героическом прошлом.

Слайд    В первые месяцы войны она добровольно сама установила связь с подпольщиками города Бреста, по их приказу выполняла различные задания: работала в немецкой амбулатории, выносила для раненых партизан медикаменты. После освобождения из тюрьмы гестапо Анна ушла в партизанский отряд.

Слайд    «У меня часто спрашивают, - рассказывала Анна Егоровна, как это я оставила малолетних детей. Да, мне нелегко было решиться на такой шаг. Но я оставила дочь и сына, чтобы не погубить их, не погубить тех, кто их будет содержать. Ушла в партизанский отряд, чтобы продолжить борьбу с ненавистным врагом. Думала, что расстаюсь с детьми на месяц – два. Но оказалось, на долгие-долгие годы …»

Об этом она писала и своим родным в село Кривку.

Приветы и счастья.

Папа! Мама! Если вы живы то я всем передаю свой пламенный привет и всем родным со своими малышами Нелей и Васей! Папа и мама, я еще пока жива. Нахожусь в территории (слово вымарано чернилами) района. Может наша будет счастье после войны встретимся. Папа про Васю с первых дней войны ничего не знаю. Осталась с двумя детьми. Нели теперь 3 г 10 м Васи 1г и 10 месяцев. Из вещей своих почти ничего не осталось. Да и они теперь не нужны то, сама пока еще жива, а живу с детьми по разному. Все живем в разных уголках, иначе не проживешь.

Пока милый папа, мама, братишки сестренки до свидания целуем всех крепко накрепко ваша дочь Аня.

Детей Анна видела последний раз поздней июньской ночью 1943г. Ей даже не разрешили с ними проститься. Командир партизанской группы твердо пообещал, что дети будут в безопасности, и никто не будет знать, что отец у них политрук, а мать в партизанах. Об их жизни обещали периодически сообщать.

Но так случилось, что детей в 1944 году отправили в детский дом, сменили фамилии, следы их затерялись.

Детей Анне Егоровне удалось найти только через 14 лет – сына, через 16 лет – дочь.

Слайд    Анну Егоровну, как защитника Брестской крепости, приглашали на открытие мемориала в Брестской крепости, на встречах с ветеранами 125 полка.

С каждым годом становится все меньше среди нас людей, кому мы бесконечно благодарны за спасенную Родину. Нет уже в живых и легендарной «Анны-партизанки», как называет старшее поколение Анну Егоровну Складчикову.

В нашем краеведческом музее имеется земля и кусок кирпича из Брестской крепости, как символ памяти о защитниках Брестской крепости и легендарной нашей землячке Складчиковой Анне Егоровне.

Слайд    На примере изучения фактических событий жизни Складчиковой Анны Егоровны и других наших отважных девушках, еще раз доказываем, что Великая Отечественная война была поистине всенародной. В борьбе против захватчиков добровольно участвовали молодые девушки и женщины, в том числе и матери малолетних детей.

Спасибо за внимание!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.