Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Текстообразующая роль синонимических вариантов форм именных частей речи



Текстообразующая роль синонимических вариантов форм именных частей речи

Практическая работа

 

К стилистическим функциям синонимов относят

а)функцию оценки: «У Ули не глаза, а очи» (А,Фадеев);
б) функцию противопоставления: «Старику захотелось важных, серьезных мыслей; хотелось ему не просто думать, а размышлять (А. П. Чехов);

в) функцию стилевой организации текста: все единицы текста должны быть стилистически согласованными единицами.

 

Задание 1. Найдите и подчеркните синонимы в предложенном тексте

О чём бы разговор ни был, он [Чичиков] всегда умел поддержать его: шла  ли речь  о лошадином заводе, он говорил  о лошадином заводе; говорили  ли о хороших собаках, он и здесь сообщал  очень дельные замечания; трактовали  ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, он показывал, что ему не безызвестны и судебные проделки; было  ли рассуждение  о бильярдной игре — и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили  ли о добродетели, и о добродетели рассуждал  он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина — и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках — и о них он судил  так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком. (Н.В.Гоголь)

 

 

Задание 2. Вспомнив всё, что вы знаете о синонимах, попытайтесь проникнуть в творческую лабораторию писателя и «угадать», какое из заключённых в скобки слов было им использовано.

1. Владимир встал и пошёл искать дороги домой, но ещё долго (блуждал — бродил)  по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам дома (А. Пушкин). 2. Горные (верхушки — вершины)  спят во тьме ночной (М. Лермонтов).  3. В гостиной сидела старушка с добреньким и худеньким лицом, робким и печальным (взглядом — взором) (И. Тургенев).  4. Дипломат говорил спокойно и величаво, развивая какую-то (идею — мысль) (Ф. Достоевский).  5. Белинский (владел — обладал)  необыкновенной проницательностью и удивительно светлым взглядом на вещи (Н. Добролюбов) . 6. Даша взяла горсть камешков и не спеша (бросала — кидала)  их в воду (А.Н. Толстой) . 7. Характерные черты (внешности — наружности)  Тополева — высокий рост, сутуловатость, усы — послужили благодарным материалом для художника (В. Ажаев).

 

Задание 3. Найдите примеры на противопоставление синонимов в следующих отрывках из художествен­ных произведений. Установите различия в оттенках зна­чения или стилистической окраске этих синонимов.

1. Больше б мог, да было к спеху,

Тем, однако, дорожи,

Что, случалось, врал для смеху,

Никогда не лгал для лжи (Твардовский).

2.Облачные белые одежды

Распахнув недрогнувшей рукой,

В первый раз

Не с верой,

А с надеждой

На небо взирает род людской,

Не глядит, не смотрит, а

Взирает,

Как его ракеты озаряют,

Вырывают из кромешной мглы

Неба захолустные углы (Слуцкий).

3. Холодные яйца всмятку — еда очень невкусная, и хороший веселый человек никогда их не станет есть. Но Александр Иванович не ел, а питался. Он не завтра­кал, а совершал процесс введения в организм должно­го количества жиров, углеводов и витаминов (Ильф, Петров).

4. Лакей Баклай учил мальчишек «пчелино­му языку», таская иногда за волосы, приговаривал: «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жало­вать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать» (Герцен),

Задание 4. Найдите в тексте из поэмы «Мороз, Красный нос» Н,А. Некрасова глаголы-синонимы. Ус­тановите оттенки значений этих слов. Объясните, с ка­кой целью их употребляет поэт.

Убитая, скорбная пара,

Шли мать и отец впереди.

Ребята с покойником оба

Сидели, не смея рыдать.

И, правя Савраской, у гроба

С вожжами их бедная мать

Шагала...

За Дарьей — соседей, соседок

Плелась негустая толпа.

Задание 5. В отрывках из книги А. Рыбакова «При­ключения Кроша» найдите синонимы. Объясните, с какой целью использовал автор синонимы в каждом отдельном случае.

1. Как всегда вокруг нашей машины толклось много народу. Даже Лагутин подходил несколько раз. Но он смотрел не на машину, а на меня. И Шмаков Петр обратил на это внимание.

— Чего он на тебя глаза таращит? — сказал Шмаков.

Я не знал, чего Лагутин таращит на меня глаза. Мне было не до этого...

Только к концу дня мне стало несколько не по себе от упорного взгляда Лагутина. Действительно, чего он на меня уставился?

2. Отношение к нам было самое безразличное. Даже равнодушное.

3. Почему так получается? Какую бы глупость ни говорил Игорь, все с ним соглашаются. А когда я говорю, на лицах появляется недоверчивое выра­жение, будто ничего, кроме ерунды, от меня ждать нельзя.

4. Когда мы вошли, они замолчали и уставились на нас. Мы воззрились на них.

5. Бывают моменты массового психоза, когда весь класс начинает ни с того ни с сего смеяться, орать, вытворять всякие штуки. Такой момент наступил и у них.

— Довольно ржать! — сказал я.

Но они гоготали, как сумасшедшие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.