Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первый год обучения. Морфологический принцип орфографии. Решение орфографических задач.



08.12. Первый год обучения. Морфологический принцип орфографии. Решение орфографических задач.

 

Первые пособия по грамматике стали появляться на Руси в конце XVI-начале XVII века. Однако разработать стройную систему орфографических правил для русского языка было не так просто. Поэтому неудивительно, что даже век спустя учёные спорили, какой принцип орфографии больше подходит для русского языка. В.К.Тредиаковский высказывал мнение, что следует «писать по звонам», то есть как слышится. Придерживаясь этого принципа, он писал, например, немношко, скаска, показывая оглушение согласных звуков в русском языке.

М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1775) изложил свою точку зрения. Он считал, что в написании слов должно учитываться их строение, или, как говорят лингвисты, морфемный состав (то есть корень, суффиксы, приставки, окончания). Если морфемы писать одинаково во всех формах слова, независимо от произношения, то его всегда легко узнать. А если в написании отражать звучание речи, то все его родственные связи слов затемняются и значение написанного можно толковать по-разному.

Действительно, в этом случае совпали бы, например, такие глаголы, как ВЕЗТИ – ВЕСТИ, ПОЛОСКАТЬ (БЕЛЬЁ)-ПОЛАСКАТЬ (СОБАКУ). Мы не отличили бы ЛУГ от ЛУКА, ГРИБ от ГРИППА.

 

Ломоносов отлично понимал, что фонетическое написание слов внесло бы в наш язык страшную путаницу. Поэтому он и отстаивал морфологический принцип, который и определил характер нашей орфографии уже в XVIII веке.

 

 

 

 

Задание 1.

Задание 2.

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

Задание 3.


Задание 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.).

2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.).

3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.).

4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.).

5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.).

6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).


Задание 5.

Докажите необходимость написание непроизносимых согласных в словах.

Радостный, честность, праздновать, счастливый, завистливый, здравствовать, туристский, тростник.

 

Задание 6.

Подтвердите отсутствие непроизносимых согласных в словах.

Искусство, существо, шествие, упорствовать, яство.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.