Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 6. Основные понятия нарратологии



Тема 6. Основные понятия нарратологии

 

Вопросы:

I

1. Что такое «событие рассказывания»? Можно ли отграничить его от «события, о котором рассказывается»? Продуктивно ли такое различение понятий при исследовании художественных текстов?

2. В чем заключается общность функций повествователя и рассказчика? Каковы различия между этими субъектами изображения и речи? Покажите эти различия на собственных примерах.

3. Что такое «образ автора»? Обозначает ли этот термин только определенного субъекта речи или только одного из носителей точки зрения, или же и то, и другое одновременно? Как отличить образ автора от повествователя и рассказчика?

II

1. Что такое «точка зрения» субъекта (носителя сознания и речи) в тексте? Сравните разные определения и сделайте обоснованный выбор. 

2. Какое значение имеет вычленение разных точек зрения и выяснение логики их смены в тексте для анализа композиции произведения? Отвечая на этот вопрос, обязательно приведите собственный пример.

3. Насколько значимо для нарратологии разграничение понятий «субъект речи» и «носитель точки зрения»? Приведите примеры, когда обе эти функции имеет в произведении одно и то же лицо, например, повествователь или герой. Возможны ли другие ситуации: когда субъект речи – одно лицо, а носитель точки зрения – другое? Если да, покажите это на примере.

 

III

1. Какое определение термина «композиция», с Вашей точки зрения, предпочтительнее – «широкое» или «узкое»? Попытайтесь обосновать свое мнение. Связано ли решение этого вопроса с понятием «компонент»? И насколько необходимы учет этого понятия и его определение?

2. Достаточно ли для вычленения компонентов тех внешних, формальных (например, графически выделенных) границ между частями текста, которые указаны автором? Зависит ли разделение текста на компоненты от смены речевых субъектов и всегда ли эта смена наглядно выражена в границах между их высказываниями?

 

III

1. Что такое «композиционные формы речи»? Каковы источники этого термина и область его применения?

2. Что такое «повествование» как одна из композиционных форм речи? Сравните ее, с одной стороны, с формами речи героев (монологом, диалогом), с другой – с другими формами речи повествователя (описанием, характеристикой). Каковы отличительные структурные признаки повествования в этом значении термина и какую оно имеет специфическую функцию?

3. Какую роль в становлении теории повествования сыграла классическая риторика?

Литература

1. Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т. 1. М., 2004. С. 205-244.

2. Теоретическая поэтика. Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 178-202.

3. Шмид В.  Нарратология. М., 2003

4. Успенский Б.А. Поэтика композиции (Любое издание).

5. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М., 1998. С. 201-202.

6. Бахтин М.  Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 16-22.

7. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.