Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Великолепная хроника». к 145-летию публикации романа Н.С.Лескова «Соборяне»).



«Великолепная хроника»

 ( к 145-летию публикации романа Н.С.Лескова «Соборяне»).

Ни одно из больших произведений Н.С.Лескова не испытало столько трудностей при печатании, сколько пришлось вытерпеть роману «Соборяне». Над этим произведением Лесков работал около 6 лет.

В первоначальном виде «Соборяне» назывались «Чающие движения воды. Романическая хроника». Лесков очень настаивал на этом жанровом определении. В письме к А.А.Краевскому в начале осени 1866 года он писал: «Усердно прошу Вас…в объявлении при следующей книжке не печатать «большое беллетристическое произведение», а объявить прямо…Романическая хроника»- «Чающие движения воды», ибо это будет хроника, а не роман .Так она была задумана и так она и растёт по милости божией. Вещь у нас мало привычная, но зато и поучимся».

В марте 1867 года в «Отечественных записках» началось печатание «Чающих движения воды». Автор предполагал широко показать купеческую и стародворянскую жизнь, тогда как основным материалом «Соборян» является духовенство.

В январе1868года Николай Семёнович возобновил печатание своей хроники под названием «Божедомы» в журнале «Литературная библиотека». В новой публикации он изменил не только название, но и характер произведения в целом. Замысел Лескова сузился и получил дополнительное полемическое обоснование. Имея ввиду Помяловского и других авторов, в неприглядном свете изображавших духовенство, Лесков писал: «Мы не берём своих длиннополых героев от дня рождения их и не будем рассказывать , много или мало секли их в семинарии. Это всё уже со всякой полнотою описано другими людьми, более нас искусными в подобных описаниях,- людьми, евшими хлебы, собираемые с приходом их отцами, и воздвигнувшими пяту свою на своих крохоборных кормильцев. Мы просто хотим представить людей старогородской поповки, с сокровенными помыслами тех из них, у кого были помыслы, и с наиболее выступающими слабостями, которые имели все они, зане все они были люди, и всё человеческое им было «не чуждо».

8 августа 1868 года «Божедомы» были отданы Лесковым В.В.Кашпирову для журнала «Заря», который должен был начать выходить в 1869 году. Вскоре между автором и издателем начинаются недоразумения, оканчивающиеся судебным процессом в Петербургском окружном суде. После разрыва с Кашпиревым «Божедомы» предлагаются в славянофильский журнал С.Ю.Юрьева «Беседа». Не получив определённого ответа от Юрьева, Лесков в марте 1871 года едет в Москву и договаривается с Катковым о печатании «Божедомов» в «Русском вестнике».

При подготовки «хроники» к печати, Лесков дорабатывает её, сокращает, и в результате получается новое название - роман «Соборяне». Он выходит отдельным изданием в 1872 году, представляющим сброшюрованные оттиски в «Русском вестнике». Критика, обсуждая «Соборян», видела в Лескове-Стебницком не только тенденциозного романиста «Русского вестника», но и художника-реалиста, по-новому осветившего целую область русской жизни- быт и нравы православного духовенства.

Образ Савелия Туберозова открывает галерею лесковских праведников. Его независимая и смелая натура раскрыта в личном дневнике - «демикатоновой книге», куда он 30 лет заносит свои размышления. Он сокрушается о бедности всего своего сословия и умиляется доброте простых русских людей.

Одиночество в личной жизни и в борьбе против угнетённых крепостных, против развращения народа водкой, против тлетворного воздействия петербургской власти на нравы его паствы приводят Савелия Туберозова к гибели: перед лицом всемогущих столичных ревизоров он произносит не проповедь, а сокрушительное обличение. Его требуют в губернский город к ответу. Но вскоре это хождение по мукам заканчивается смертью. У гроба его простодушный дьякон Ахилла жаждет чуда и тщетно взывает к мертвецу: «Баточка! Встань!»…

Таких замечательных людей как отец Савелий, дьякон Ахилла, простодушный русский богатырь, Лесков встречал в своих путешествиях по Руси.

В Петербурге Лесков познакомился со священником Александром Желобовским, который был в восторге от романа «Соборяне» и даже подарил Николаю Семёновичу «Псалтырь»(1871г.) с автографом: «Творцу «Соборян», воспевшему тяжёлый быт б. духовенства усердно приносит искренний его почитатель дивные песни Давида.Александр Желобовский,1873 г.,февр.»

Ст. научный сотрудник Дома-музея Н.С.Лескова Труфанова С.И.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.