Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Толерантность – искусство жить вместе»



 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 404 г. Челябинска»

 

.

 Мероприятие с элементами тренинга

для педагогов ДОУ

«Толерантность – искусство жить вместе»

 

г. Челябинск


«Толерантность – искусство жить вместе»

В настоящее время педагогический процесс ориентирован на гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка. Подобные изменения побуждают к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям с ОВЗ, для их успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации. А важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Поэтому, важнейшей задачей у нас - педагогов-психологов, является формирование у педагогов навыков толерантного поведения с детьми ОВЗ (умения строить взаимоотношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять таких детей, способности поставить себя на место другого.).

 

Целевая аудитория:педагоги ДОУ.

 

Цель: формирования у педагогов навыков толерантного поведения с детьми.

 

Задачи:

- познакомить с понятием “толерантность”;

- создать условия для самопознания и показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;

- помочь педагогам внимательно относиться детям, имеющим статус ОВЗ; понимать и принимать их особенности.

 

С точки зрения исследователей толерантности педагогов Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой, толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения.

На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора отношения к человеку вообще, к другим людям, к коллективам, которая не навязываются, а приобретается каждым человеком в детстве через систему воспитания и обогащается через собственный жизненный опыт.


Методы и приемы:содержание тренинга представлено в практических играх и упражнениях, есть специфические методы: ролевые игры, демонстрация — работа в малых группах, групповая дискуссия, психогимнастические упражнения.

 

Необходимое оснащение:лист регистрации участников, грецкие орехи по одному на каждого участника, игрушка «Сердце», распечатанные установки и памятки «На черный день», листы для бейджиков трех цветов, косынка, небольшая веревка, чистые листы А4 20 штук, наушники, колонка, фломастеры, музыка Шведовой «Медитация 1», любая веселая музыка для упражнения «Карусель».

Критерии оценки эффективности

Измерение удовлетворенности мероприятием участников тренинга было выполнением упражнения «Синквейн "Толерантность"», таким образом, провелась рефлексия.

Рекомендации для ведущих по проведению

Тренинг может проводиться не только с педагогами ДОУ, но и с родителями, с близкими родственниками детей с ОВЗ. Число участников тренинга не должно превышать 15 человек.

 

 


ХОД:

Педагог-психолог: Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами станем участниками тренинга толерантности. Давайте поприветствуем друг друга в форме игры.

1. Игра «Приветствие».

Задача упражнения: познакомиться с приветствиями в разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.

Необходимое время: 5 минут.

Участники двигаются хаотично по помещению, играет музыка, как только музыка остановилась, ведущий зачитывает приветствия из разных стран:

ü сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);

ü потереться носами (Новая Зеландия);

ü пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

ü крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)

ü показать язык (Тибет);


ü очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);

ü обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).

 Обсуждение упражнения:

1. Какую роль играют приветствия в нашей жизни?

2. Было ли трудно здороваться каким-то способом?

3. Показались ли какие-то из приветствий смешными?

4. Как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

 

Педагог-психолог: Я предлагаю вам немного отвлечься от возможных рабочих и семейных забот, и настроиться на процесс общения, выполнив ряд незатейливых заданий:

- Скажите «здравствуйте!» все кто пришел сегодня на встречу.

- Хлопните три раза в ладоши те, у кого есть замечательные дочки.

- Хлопните три раза по коленкам те, прекрасные сыночки.

- Топните три раза те, у кого когда-либо возникали проблемы в воспитании детей.

- Скажите « У-у-у ». Кто хоть раз в жизни не знал, как поступить со своим ребенком/воспитанником;

- Приложите руку к сердцу, кто готов что-то изменить в себе ради воспитания счастливого, здорового ребенка.

 

Педагог-психолог: на разноцветных листочках выберите себе имя, которым хотели бы, чтобы вас называли во время тренинга. Например, Елка, Ленуля, Петрович, Фемистоклюс или Афродита Ивановна. В течение всего тренинга к вам будут обращаться именно по этому игровому имени.

А теперь представимся друг другу. Давайте, каждый по кругу скажет, как он бы хотел, чтоб его называли и несколько слов о себе.

 

2. Упражнение "Карусель"

Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Инструкция: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Упражнение

Примеры ситуаций:

• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...

• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...

• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...


Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Это упражнение поможет участникам почувствовать на себе особенности установления контакта в различных культурах. Педагог-психолог должен обращать особое внимание на то, чтобы участникам было комфортно.

 

3. Игра «Орехи» (Ю. Зарипова)

Задачи: осознание и принятие собственной уникальности и неповторимости каждого.

Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытаетесь найти свой.

 Обсуждение

Ведущий. Что помогло найти свой орех?

В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Чтобы увидеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться. Для этого должно пройти время.

 

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна – единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

 

4. Беседа о понятии «Толерантность».

В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает ТЕРПЕНИЕ.

Это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения.

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире

разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность        – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.


5. Упражнение «Сердце»  Особенно важна толерантная культура в профессиональной деятельности педагога.

Вам необходимо будет передавать Сердце по кругу друг другу, при этом описывая по одному слову толерантную личность:

· Сотрудничество, партнерство.

· Готовность мириться с мнением другого человека.

· Уважение чувства человеческого достоинства.

· Уважение прав других.

· Принятие другого таким, какой он есть.

· Способность поставить себя на место другого.

· Уважение права быть другим.

· Признание многообразия людей, мнений, религий и т.д..

· Признание равенства других.

· Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

· Отказ от насилия и жестокости по отношению друг к другу.

· Доброжелательность

Я надеюсь, что все или большинство из этих качеств есть у вас.

 

6. Знакомство с понятием интолерантность.

Интолерантность (нетерпения) противоположность толерантности.

Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой я принадлежу, стоят выше остальных. Как видно, это неприятие другого человека только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремится подавлять всё, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон её результатов достаточно широкий. Это и обычная невежественность, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей.

 

Проявления нетерпимости:

• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

• игнорирование (отказ в беседе, в признании);

• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки.

поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других людей),

- преследование, запугивание, угрозы,

- дискриминация,

 

7. Упражнение «Почувствуй себя другим…»

А сейчас, я предлагаю вам поделиться на три подгруппы (по цвету визиток). Из каждой подгруппы выбирается один участник, для того, чтобы изобразить ребенка с ОВЗ (например: ДЦП, слабослышаший, слабовидящий). Педагогам, изображающим детей с ОВЗ, дополнительно добавить: слабослышашему-наушники, слабовидящему – повязку на глаза, дцп –


связать руки и ноги. Задание в каждой подгруппе: остальным педагогам нужно выполнить задание: нарисовать, слепить, одеть одежду т.п.

 

 Примерные вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали, когда были лишены возможности (слышать, видеть, нормально двигаться)?

- Какие трудности возникли при объяснении и выполнении задания?

 

8. Игра «Пойми без слов»

Оборудование: листок бумаги с написанным для показа заданием Задание

Толерантность предполагает умение терпеливо выслушать и понять другого человека. В то же время - умение терпеливо и спокойно объясниться, даже если тебя с трудом понимают.

Выходит по желанию участник, которому предлагается выйти за дверь, ему дается инструкция быть мужем, который смотрит в окно на жену с 10 этажа, нужно ему понять, что она пытается ему показать и объяснить. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.

 

Ситуация 1:

Вы опаздываете на работу, Наспех собираете сумку, надеваете пальто, прощаетесь с мужем и спускаетесь с 10 этажа во двор. Здесь, заглянув в сумку, вы обнаруживаете, что оставили дома ключ в кармане куртки и телефон. Позвонить вы не можете. И чтобы не возвращаться, жестами и мимикой объясняете ситуацию мужу, который смотрит сверху через стекло, что вы:

забыли дома ключ, закончите работу в 4 часа,

зайдете после работы в магазин за молоком, а потом придете домой.

пускай он оставит ключ от дома соседке по площадке.

 

Выбирается другой желающий, выйти за дверь, которому предлагается почувствовать бабушке: что она развешивает белье, увидела девушку, жестикулирующую и пытается понять, что та ей показывает. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.

 

Ситуация 2:

Вы вышли на балкон повесить белье. Ваш малолетний малыш повернул ключ в балконной двери и Вы с ребенком остались по разные стороны. Во дворе никого нет. Позвать помощь вам неоткуда. Только в доме напротив полуглухая бабушка вешает на балконе белье. Вы жестами:

объясняете ей ситуацию,

просите вызвать службу спасения или позвонить на работу мужу и попросить его прийти домой.

 

 Обсуждение


- Какие чувства вы испытывали, когда видели, что вас не понимают?

- Легко ли вам было понять вашего партнера? Почему?

 

Быть услышанным и понятым - это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг - друга. Потому что каждый видит и понимает мир по-своему. Но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь ему.

 

9. Упражнение «Эмблема толерантности»

Предлагаю вам пофантазировать и создать эмблему толерантности, которая могла бы печататься на обложках тетрадей, баннерах, буклетах.

 

10. Прослушивание Медитации 1 Анны Шведовой

Толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке. Человек может быть толерантен, если принимает себя со всеми своими достоинствами и недостатками. Мы предлагаем вам немного расслабиться и порелаксировать и прослушать прекрасные слова Анны Шведовой.

 

11. Упражнение «Памятка на черный день»

Я предлагаю Вам составить памятку на «черный день». Перед вами табличка, которую необходимо заполнить из трех столбцов: мои лучшие черты, мои способности и таланты, мои достижения. Заполнение ее можно послушать по желанию, остальные ее оставлять для себя, для того чтобы повесить ее на видное место, добавлять туда новые тезисы, это и будет вашим ресурсом, который можно использовать как "скорую помощь" для восстановления сил. (Приложение 1 к тренингу).

 

12. Предлагаю вам послушать и повторить за мной установки:

Предложить повесить дома эти установки на видном месте переодически смотреть на них – это тоже повышает энергетический потенциал человека.

Раздать эти установки:

- Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста»;

- Или подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

- «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

- Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо» (Приложение 2 к тренингу).

 

13. Упражнение «Синквейн "Толерантность"».

Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии.


Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это 5 строк:

1 – тема существительное (наз тренинга), 2 – два прилагательных (познав, увлекат. и т.д.), которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме (играли, рисовали и т.д.), 4 – осмысленная фраза на данную тему (Мне это пригодится), 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание, свое отношение, например, здорово и т.д.).

 

Подходит к концу наша встреча.

Выдержка и терпение приводят к положительным результатам. Будьте терпеливыми, спокойными, внимательными к своим детям. Любите своих детей, радуйтесь их открытиям, проживайте вместе с ними прекрасное время.

 

 

Список литературы

1. Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.

2. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/

3. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение, М., 2002.;

4. Зенич О.А. Тренинг толерантности. Кемерово, 2010;

5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.;

6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] Пер. с нем. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006г.

Шаповаленко И.В.;

7. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина – М.: «Ось-89», 2004.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.