Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЖАНРЫ ИСКУССТВА



Тема №7

ЖАНРЫ ИСКУССТВА

Это понятие особенно развито в станковой живописи. В зависимости от того, что изображает то или иное произведение, различают такие жанры:

Исторический, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанрчасто переплетается с другими жанрами – бытовым,  портретом, пейзажем, батальным жанром. Его зачатки восходят к композициям Древнего Египта и Месопотамии, к мифологическим образам Древней Греции, Рима. Собственно исторический жанрначал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения –композициях Леонардо да Винчи, Тициана.В 17–18 вв. в искусстве классицизма исторический жанрвыдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Выдающимися являются полотна Д. Веласкеса, П.П. Рубенса, Рембрандта. В эпоху Просвещения, историческому жанрупридается воспитательное и политическое значение: картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, прозвучали как призыв к революционной борьбе.  В 19 в., в эпоху романтизма, наиболее яркими художниками этого жанра были: Э. Делакруа («Свобода, ведущая народ»),Гойя («Какая доблесть!») и др. В русском искусстве второй половины ХIX в. можно назвать В.Сурикова («Утро стрелецкой казни» и др.), И. Репина («Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), В.Верещагина («Апофеоз войны»). В советском искусстве был популярен историко- революционный жанр  (например А.Дейнека («Оборона Севастополя»).

Батальный(от франц. bataille – битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанрезанимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов прошлого и современности. Такого рода изображения известны с древнейших времен (Древний Восток, Греция, Рим, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др.), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. Как самостоятельный батальный жанрформируется в Италии эпохи Возрождения, в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ф. Гойи в Испании. Художники, работающие в батальном жанре,называются баталистами.

Также различают мифологический жанр, т.е. изображение сцен мифов, и фольклорный - изображение сказок и легенд. Один из самых древних жанров, первоначально носил религиозный характер (росписи египетских гробниц, фрески языческих храмов и т.д.); позднее применялся чаще как аллегория на события и известных личностей (например статуя «Самсон, раздирающий пасть льва» большого фонтана в Петергофе олицетворяла собой победу России над Швецией).

Бытовой – произведения на темы повседневной жизни, рассказывающие о занятиях и быте различных слоёв общества. Бытовые ("жанровые") сцены известны еще с глубокой древности в первобытном искусстве, в Древнем Египте любили изображать фигурки слуг, занимающихся различной работой и ремеслом. В эпоху формирования в Европе буржуазного общества знаменитыми мастерами были П.П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт. Картины и гравюры У. Хогарта высмеивали нравы английского общества.

В 16–18 вв. бытовой жанрпереживал расцвет и в искусстве стран Азии –Ирана, Индии,  Кореи графике Японии (Кацусика Хокусай). В Европе 19 в. бытовой жанрстал полем социальной критики и сатиры (графика и живопись О. Домье во Франции). Художники, работающие в бытовом жанре,называются жанристами.

 Интерьерный- раздел бытового жанра, где изображаются внутренние помещения.

Анималистический(от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором главным является изображение животных. Стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, мифологические животные - в искусстве Древнего Востока, искусстве Древней Греции. Собственно анималистический жанрпоявился в Китае в 8 в. В средневековом искусстве Европы были распространены взятые из фольклора и языческих легенд сказочные образы зверей и птиц. Художники эпохи Возрождения (А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры. В Европе XVIII-XIX вв.  те или иные животные выступали как олицетворение  человеческих пороков и добродетелей. Художники, работающие в анималистическом жанре,называются анималистами.

Натюрморт(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально – мертвая природа) - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи и графики), посвященный изображению вещей, окружающих человека, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и организованных в единую группу. Объектом изображения в натюрмортемогут быть также цветы, овощи, фрукты, "дары моря" и т.п.; как дополнение к основному мотиву в композицию натюрмортаиногда включаются люди, животные, птицы, насекомые.

Натюрмортвозник в искусстве итальянского и нидерландского Возрождения в 16 в. В 17 в., в эпоху расцвета натюрморта,выделяются своей возвышенной строгостью и внутренней значительностью композиции испанских художников (Ф.Сурбаран и др.), вниманием к передаче фактуры предметов и материалов – "завтраки", "десерты", "битые птицы", голлландских мастеров (В.Хеда, П. Клас и др.); декоративный размах, радостное жизнелюбие – "лавки", "рынки", "цветы и фрукты" фламандских живописцев. Во французском натюрморте18 в. особое место занимают произведения Ж.Б.   Шардена, в 19 в. - Э. Мане П. Сезанна, В. ван Гога и многих др.

    Пейзаж(франц. paysage, от pays – страна, местность), жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются природа, реально существующая или вымышленная местность, города и архитектурные постройки. Часто пейзажслужит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров.

Элементы пейзажасодержатся уже в рельефах и росписях искусства Древнего Востока, в памятниках искусства Древней Греции и Древнего Рима (росписи, мозаики, "живописные" рельефы), для которых характерен образ природы как сферы идиллического сосуществования людей и божеств. Значительное место пейзажные фоны занимают с 13–14 вв. в книжной миниатюре стран мусульманского Востока. Исключительно важное положение занимает пейзажкак самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая и Японии. В Европе 14 в творили Джотто, Ян ван Эйк и др. Если первоначально пейзаж служил лишь фоном к картине, то в искусстве Возрождения появляется самостоятельный пейзажный жанр, складывающийся первоначально в графике. В 18 в. широко распространился городской пейзаж,топографически точный или тонко-лиричный. Художники, работающие в жанре пейзажа,называются пейзажистами.

 Марина -картина с изображением морских видов и кораблей. Как самостоятельный вид пейзажа маринаобособилась в европейском искусстве 17 в. и пережила свой первый расцвет в творчестве голландских живописцев. Среди крупнейших  художников 18–19 вв., обращавшихся к жанру марины– Уильям Тёрнер в Великобритании, Кацусика Хокусай в Японии, Константин Айвазовский в России. Художники, работающие в жанре марины,называются маринистами.

Портрет(франц. portrait, от устаревшего франц. portraire – изображать, передавать "черта в черту"), изображение человека или группы людей, реально существующих либо существовавших в прошлом. Важным в портрете является сходство изображения, которое достигается не только верной передачей облика, но и раскрытием его души, социального положения, типичности или исключительности его индивидуальности и т.п.      Художник передает и своеличное отношение к модели, свой собственный творческий стиль. Различают портретыгероические, сатирические и сентиментальные, парадные и интимные, погрудные, в полный рост, анфасные, профильные, автопортрет.

Зародившийся в глубокой древности, портретдостиг высокого уровня уже в искусстве Древнего Востока, особенно в древнеегипетской пластике и монументальной живописи (работы Тутмеса и многие другие памятники). В античном искусстве портретразвивался от идеализированных скульптурных образов поэтов, философов, общественных деятелей Древней Греции до реалистичных портретных бюстов и статуй Древнего Рима. Портрет можно найти в скульптуре готики, некоторых мозаик и фресок Византии и Древней Руси и т.д., в средневековой живописи Китая и Японии, миниатюре стран мусульманского Востока.

В Европе следует отметить живопись С. Боттичелли, статуи Донателло и А. Верроккьо, живопись и медали Пизанелло, мастеров Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Ф. Гойю, Рембрандта, Д. Веласкеса, П.П. Рубенса, У. Хогарта. В 1-й половине 19 в. появился романтический портрет: Э. Делакруа, Д. Энгр. Появился сатирический портрет (графика и скульптура О. Домье во Франции). Мастера Франции - Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, скульптор О. Роден.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.