Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала
|
|
|
Раздел 1.
| Введение в психологию
|
Тема 1.1
Предмет, задачи и методы психологии
| Содержание учебного материала
|
Психология как наука. Предмет психологии, ее значение и задачи. Связь психологии с другими науками.
|
Тема 1.2
Методы исследования в психологии
| Содержание учебного материала
|
Методы психологических исследований: основные и вспомогательные. Наблюдение и самонаблюдение, опрос, беседа, анкетирование, эксперимент, психологические тесты и др. Достоинства и недостатки каждого метода.
|
Тема 1.3
Психика и ее развитие
| Содержание учебного материала
|
Понятие о психике, ее структуре и функциях. Психика и этапы ее развития.
|
Тема 1.4
Сознание и самосознание
| Содержание учебного материала
|
Сознание и самосознание. Сознание как форма психического отражения. Самосознание как вершина сознания.
|
Тема 1.5 Закономерности возрастного развития
| Содержание учебного материала
|
Общие закономерности психического развития детей. Движущие силы и факторы психического развития ребенка.
|
Тема 1.6
Периодизация психического развития ребенка
| Содержание учебного материала
|
Возрастная периодизация психического развития. Движущие силы психического развития. Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития. Понимание индивидуальности ребенка как ценности.
|
Раздел 2.
| Деятельность
|
Тема 2.1
Понятие о деятельности
| Содержание учебного материала
|
Общее понятие о деятельности. Движение и действие. Знания, умения, навыки.
|
Тема 2.2
Психологическая характеристика деятельности
| Содержание учебного материала
|
Психологическая характеристика деятельности. Основные виды деятельности.
|
Тема 2.3
Деятельность в младенчестве
| Содержание учебного материала
|
Двигательная активность младенца. Движения и действия ребенка. Развитие бытовой деятельности. Развитие игры.
|
Тема 2.4
Деятельность в раннем возрасте
| Содержание учебного материала
|
Развитие бытовой деятельности. Развитие предпосылок трудовой деятельности. Развитие игры.
|
Тема 2.5
Развитие бытовой и трудовой деятельности дошкольника
| Содержание учебного материала
|
Развитие бытовой и трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Психологические основы учебной деятельности.
|
Тема 2.6
Развитие игровой деятельности дошкольника
| Содержание учебного материала
|
Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника. Роль игрушки в психическом развитии ребенка.
|
Тема 2.7
Развитие продуктивных видов деятельности дошкольника
| Содержание учебного материала
|
Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
|
Тема 2.8
Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками
| Содержание учебного материала
|
Развитие общения дошкольников со взрослыми. Отношение дошкольников к личности воспитателя. Развитие общения дошкольников со сверстниками.
|
Раздел 3.
| Познание
|
Тема 3.1
Познавательные процессы
| Содержание учебного материала
|
Общая характеристика познавательных процессов. Основные формы познания, их психологические механизмы.
|
Тема 3.2
Ощущение и восприятие
| Содержание учебного материала
|
Понятие об ощущениях. Виды и свойства ощущений. Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. Виды и свойства восприятия.
|
Тема 3.3
Внимание
| Содержание учебного материала
|
Понятие о внимании, его виды и свойства. Функции и состояния внимания человека. Возрастные особенности внимания.
|
Тема 3.4
Память
| Содержание учебного материала
|
Понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Виды и процессы памяти. Качества памяти.
|
Тема 3.5
Мышление
| Содержание учебного материала
|
Понятие о мышлении и его физиологические основы. Формы мышления. Качества ума. Понятие интеллекта.
|
Тема 3.6
Речь
| Содержание учебного материала
|
Понятие о речи. Физиологические основы речи. Виды речи и их характеристика. Значение и функции речи. Связь речи и мышления.
|
Тема 3.7
Воображение
| Содержание учебного материала
|
Понятие о воображении. Физиологические основы воображения. Виды воображения. Психологические механизмы воображения.
|
Тема 3.8
Развитие познания в младенчестве
| Содержание учебного материала
|
Сенсомоторное развитие младенца. Развитие внимания, памяти, мышления и речи младенца.
|
Тема 3.9
Развитие внимания, памяти в раннем детстве
| Содержание учебного материала
|
Развитие познания в раннем возрасте. Развитие внимания, памяти в раннем возрасте. Сенсорное развитие в раннем детстве.
|
Тема 3.10
Развитие воображения, мышления и речи в раннем детстве
| Содержание учебного материала
|
Развитие познания в раннем возрасте. Развитие воображения, мышления и речи детей в раннем детстве.
|
Тема 3.11
Сенсорное развитие дошкольников
| Содержание учебного материала
|
Развитие познания в дошкольном возрасте. Сенсорное развитие дошкольников.
|
Тема 3.12
Развитие внимания и памяти дошкольников
| Содержание учебного материала
|
Развитие познания в дошкольном возрасте. Развитие внимания и памяти детей в дошкольном возрасте.
|
Тема 3.13
Развитие воображения дошкольников
| Содержание учебного материала
|
Развитие познания в дошкольном возрасте. Закономерности развитие воображения детей в дошкольном возрасте.
|
Тема 3.14
Развитие мышления и речи дошкольников
| Содержание учебного материала
|
Развитие познания в дошкольном возрасте. Особенности развития мышления и речи детей дошкольного возраста.
|
Раздел 4.
| Личность
|
Тема 4.1
Психологическая характеристика личности
| Содержание учебного материала
|
Личность, субъект, индивид, индивидуальность. Структура личности. Факторы формирования и развития личности. Направленность личности.
|
Тема 4.2
Личность и социальные роли
| Содержание учебного материала
|
Личность и социальные роли. Самосознание личности. «Я-концепция». Личность и коллектив. Механизмы психологической защиты личности.
|
Тема 4.3
Темперамент
| Содержание учебного материала
|
Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Психологические характеристики темпераментов.
|
Тема 4.4
Связь темперамента с другими сторонами личности
| Содержание учебного материала
|
Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности.
|
Тема 4.5
Характер
| Содержание учебного материала
|
Понятие о характере и его физиологическая основа. Черты характера. Структура характера.
|
Тема 4.6
Взаимосвязь характера с другими сторонами личности
| Содержание учебного материала
|
Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Факторы, влияющие на формирование и развитие характера.
|
Тема 4.7
Способности
| Содержание учебного материала
|
Способности и их задатки. Общая структура способностей. Виды способностей. Развитие творческих способностей. Способности и личность.
|
Тема 4.8
Эмоции и чувства
| Содержание учебного материала
|
Понятие об эмоциях и чувствах; эмоциональные состояния и высшие чувства. Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств.
|
Тема 4.9
Потребности и мотивы поведения
| Содержание учебного материала
|
Понятие о мотивации. Основные подходы к объяснению мотивации поведения человека. Виды, динамика и иерархия потребностей человека.
|
Тема 4.10
Развитие личности в младенчестве
| Содержание учебного материала
|
Развитие самосознания в младенчестве. Эмоциональное развитие в младенчестве. Нравственное развитие. Кризис первого года жизни.
|
Тема 4.11
Развитие самосознания в раннем детстве
| Содержание учебного материала
|
Характеристика сферы самосознания у детей раннего возраста.
|
Тема 4.12
Эмоционально-волевое развитие в раннем детстве
| Содержание учебного материала
|
Особенности эмоционально-волевой сферы ребенка в раннем детстве.
|
Тема 4.13
Нравственное развитие в раннем детстве
| Содержание учебного материала
|
Нравственное развитие в раннем детстве. Проблема негативных личностных проявлений в период кризиса трех лет.
|
Тема 4.14
Развитие самосознания дошкольников
| Содержание учебного материала
|
Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
|
Тема 4.15
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников
| Содержание учебного материала
|
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольном возрасте. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте.
|
Тема 4.16
Нравственное развитие в дошкольном возрасте
| Содержание учебного материала
|
Особенности нравственного развития детей. Кризис 7 лет.
|
Тема 4.17
Развитие темперамента дошкольников
| Содержание учебного материала
|
Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни. Характеристика детей с разными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
|
Тема 4.18
Развитие способностей дошкольников
| Содержание учебного материала
|
Развитие способностей в дошкольном возрасте. Условия развития способностей в дошкольном возрасте.
|