Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала
|
|
|
Раздел 1.
| Введение в психологию
|
Тема 1.1
Предмет, задачи и методы психологии
| Содержание учебного материала
|
Предмет психологии, ее задачи. Основные категории психологии. Взаимосвязь науки с педагогикой. Отрасли психологии: общая, возрастная, педагогическая психология и др. Методы психологии. Использование методов психологии в педагогической деятельности учителя.
|
Тема 1.2
Психика и ее развитие
| Содержание учебного материала
|
Понятие о психике, ее структуре и функциях. Психика и этапы ее развития. Сознание и самосознание. Сознание как форма психического отражения. Самосознание как вершина сознания.
|
Тема 1.3
Основные закономерности психического развития детей
| Содержание учебного материала
|
Предмет и задачи возрастной психологии. Закономерности, предпосылки, условия и движущие силы психического развития в детском возрасте.
|
Тема 1.4
Возрастная периодизация
| Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы. Учет возрастных особенностей детей в организации образовательного процесса. Ведущая деятельность возраста и ее влияние на психическое развитие.
|
Раздел 2.
| Деятельность
|
Тема 2.1
Понятие о деятельности
| Содержание учебного материала
|
Общее понятие о деятельности. Движение и действие. Знания, умения, навыки. Психологическая характеристика деятельности. Основные виды деятельности.
|
Тема 2.2
Деятельность в раннем возрасте
| Содержание учебного материала
|
Движения и действия младенца. Виды деятельности ребенка раннего возраста: предметная, изобразительная, игра.
|
Тема 2.3
Деятельность в дошкольном возрасте
| Содержание учебного материала
|
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Развитие игры и изобразительной деятельности детей. Развернутые формы игровой деятельности.
|
Тема 2.4
Деятельность в младшем школьном возрасте
| Содержание учебного материала
|
Учебная деятельность как ведущая деятельность у младшего школьника. Ее структура и характеристики: результативность, обязательность, произвольность. Компоненты учебной деятельности (по Д.Б.Эльконину): мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль и оценка.
|
Тема 2.5
Другие виды деятельности младшего школьника
| Другие виды деятельности младшего школьника: труд, игра, общение.
|
Раздел 3.
| Познание
|
Тема 3.1
Познавательные процессы
| Содержание учебного материала
|
Общая характеристика познавательных процессов. Основные формы познания, их психологические механизмы.
|
Тема .3.2
Ощущения и восприятие
| Содержание учебного материала
|
Понятие об ощущениях и восприятии. Виды и свойства ощущений и восприятия.
|
Тема .3.3
Внимание
| Содержание учебного материала
|
Понятие о внимании, его виды и свойства. Функции и состояния внимания человека. Возрастные особенности внимания.
|
Тема .3.4
Память
| Содержание учебного материала
|
Понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Виды и процессы памяти. Качества памяти.
|
Тема 3.5
Мышление и речь
| Содержание учебного материала
|
Понятие о мышлении и речи. Физиологические основы мышления и речи. Формы мышления. Виды речи и их характеристика. Связь речи и мышления.
|
Тема 3.6
Развитие познания в дошкольном возрасте
| Содержание учебного материала
|
Сенсорное развитие дошкольников. Развитие воображения, внимания, памяти, мышления и речи детей.
|
Тема 3.7
Развитие внимания и памяти младших школьников
| Содержание учебного материала
|
Особенности внимания и памяти в младшем школьном возрасте. Внимание младшего школьника: произвольное и непроизвольное. Развитие памяти в течение первых лет обучения в школе.
|
Тема 3.8
Развитие мышления и речи в младшем школьном возрасте
| Содержание учебного материала
|
Развитие мышления и речи детей. Условия ускоренного развития и совершенствования речи младших школьников. Некоторые особенности мышления младших школьников.
|
Раздел 4.
| Личность
|
Тема 4.1
Психологическая характеристика личности
| Содержание учебного материала
|
Личность, субъект, индивид, индивидуальность. Структура личности. Факторы формирования и развития личности. Направленность личности. Личность и социальные роли. Самосознание личности. «Я-концепция». Личность и коллектив.
|
Тема 4.2
Темперамент
| Содержание учебного материала
|
Понятие о темпераменте. Свойства темперамента, их характеристика. Физиологические основы темперамента. Учет темпераментов детей младшего школьного возраста в педагогической работе.
|
Тема 4.3
Характер
| Содержание учебного материала
|
Понятие о характере и его физиологическая основа. Структура характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. Факторы, влияющие на формирование и развитие характера.
|
Тема .4..4
Способности
| Содержание учебного материала
|
Способности и их задатки. Общая структура способностей. Виды способностей. Развитие творческих способностей. Проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в педагогическом процессе.
|
Тема 4.5
Эмоции и чувства
| Содержание учебного материала
|
Понятие об эмоциях и чувствах; эмоциональные состояния и высшие чувства. Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств.
|
Тема 4.6
Воля
| Содержание учебного материала
|
Понятие, значение, функции воли. Структура волевого акта. Анализ волевого действия, волевые качества личности.
|
Тема 4.7
Потребности и мотивы поведения
| Содержание учебного материала
|
Понятие о мотивации. Основные подходы к объяснению мотивации поведения человека. Виды, динамика и иерархия потребностей человека.
|
Тема 4.8
Развитие личности в раннем возрасте
| Содержание учебного материала
|
Младенец как человеческий индивид. Предпосылки формирования личности в раннем возрасте. Зарождение самосознания. Кризисы развития: кризис первого года жизни и кризис трёх лет.
|
Тема 4.9
Развитие личности в дошкольном возрасте
| Содержание учебного материала
|
Развитие самосознания и самооценки. Усвоение нравственных норм. Эмоционально-волевое развитие дошкольников.
|
Тема 4.10
Развитие личности в младшем школьном возрасте
| Содержание учебного материала
|
Развитие самосознания и самооценки. Нравственное развитие детей в младшем школьном возрасте.
|
Тема 4.11
Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника
| Содержание учебного материала
|
Развитие эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника.
|
Тема 4.12
Мотивационно-потребностная сфера личности младшего школьника
| Содержание учебного материала
|
Развитие мотивационно-потребностной сферы личности младшего школьника. Развитие мотивации достижения успехов. Становление самостоятельности и трудолюбия. Усвоение правил и норм общения.
|