Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ЖЕНИ ДЕРЮГИНОЙ»



 

     ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ

Севастопольское государственное бюджетное образовательное
учреждение профессионального образования

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ ЖЕНИ ДЕРЮГИНОЙ»

самостоятельная работа

«Модернизм и Постмодернизм »

по дисциплине

философия

 «Сестринское дело» № 310201

 

 

Выполнила: студентка группы9-22

Гладкая Анастасия

2020г

Постмодернизм — мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры современного общества. Постмодернизм как комплексное идейное течение определяет время неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствовавших ранее представлений о мире и человеке.

Отличительной чертой постмодернизма считается уверенность в невозможности объяснения устройства мира, как чего-то полноценного, развивающегося по определенным законам и доступного для теоретического изучения.

Еще одной чертой постмодернистского учения является инновационная направленность. Представители постмодернизма считают, что он — важный этап развития европейской культуры, периода позднего капитализма, постиндустриального общества. Это связано со становлением эпохи постмодерна в развитых странах во второй половине 60-х гг., то есть стремительным переходом от индустриального общества к информационному. Именно тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые и составили базис культуры постмодерна.

Пафос инновационности и радикальный антитрадиционализм постмодернизма объясняется тем, что еще в самом начале мирового постмодернистского движения неоднократно высказывалась мысль, что нынешний этап (XX в.) принципиально отличается от всего, что ранее знала история. Современная культура мыслилась не как новая фаза эволюции, а как нечто уникальное, ни с чем не сопоставимое. Постмодернизм еще более усилил, обострил этот радикализм, в результате чего получила распространение характеристика современной реальности как «посткультуры».

История происхождения термина

Понятие постмодернизм произошло от французского postmodernisme, что означает «после модернизма».

Термины «постмодерн» и «постмодернизм» образуются с помощью приставки «пост». Такой способ образования философских и находящихся за пределами философии понятий получил распространение в конце ХХ в. Термины, образованные таким образом (постпозитивизм, постиндустриализм, посткоммунизм), не указывают напрямую на свою сущность и свой предмет, а фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия. Это говорит о том, что постмодернизм подразумевает не отрицание модернизма, апереход на новый качественный уровень с сохранением достижений минувшего, причем последний уже теряет свое право на всеобъемлемость и исключительность.

Постмодернизм как философское течение отражает структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и начала XXI века и интерпретируется как «то, что пришло на смену модернизму».

Философское течение стало распространяться по всему миру после выхода в свет в 1979 году книги Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании», где впервые были обозначены в обобщенном виде многие существенные черты постмодернизма.

Причины появления

Возникновение постмодернизма обычно связывается сусталостью от прогресса, который ассоциировался с целенаправленным развитием науки и техники, повышением благосостояния народа, веры в социальное развитие и рациональное планирование. Постмодернизм зародился из глубокого разочарования в ценностях и идеалах, сложившихся на протяжении предшествующих двух столетий. Философское течение подвергает сомнению неоспариваемый авторитет объективности и способность науки завершить свой «модернистский проект».

Это объясняется временем возникновения постмодернизма как массового умонастроения в конце 60-х гг., когда происходит окончательное разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно «великим историческим проектам». Переломным моментом такого разочарования стали социально-политические события, произошедшие в 1968 г. Например, майские волнения во Франции, когда леворадикальные силы столкнулись с механизмами власти и оказались неспособны претворить свои требования в реальность.

Идейные источники

Влияние Ницше

Ницше считал, что реальность представляет собой не упорядоченную, объективную и законосообразную сущность, а непрерывный поток бытия в процессе становления. Человек не способен познать ее, а те законы, которые помогают описывать причинно-следственные связи в мире — не более чем фикция, всегда имеющая целью сферу практических интересов.

Для постмодернистов важным трудом Ницше, где он вводит систематическое собрание философских понятий, является трактат «Об истине и лжи во вненравственном смысле». В этом тексте философ выдвигает гипотезу, что научные понятия — это цепочки метафор, застывшие в общепринятых истинах.

Философ считал, что люди постоянно видят мир в его динамичном изменении, что не подразумевает наличие каких-то постоянных законов его развития, как раньше считали другие мыслители. Ницше говорил, что мир динамичен сам по себе: «Все материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: все сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного».

Познание такого мира заключается в попытке упорядочить хаос для удовлетворения прагматических интересов человека. Стремление к истине и поиск объективности и определенности свидетельствует, по Ницше, о слабости духа. Если человек недостаточно устойчив, он страдает от бессмысленности жизни, что побуждает искать другой, метафизический мир. Повинуясь предустановленным идеалам как чему-то данному свыше, индивид признает их полную власть над cобой. Философ говорил о необходимости развенчивать высшие ценности и переносить их из сознания общества в свой внутренний мир, личный опыт. Таким образом, власть переходит к отдельному человеку, не обремененного общепризнанными нормами и мнением авторитета.

Эти взгляды стали особенно актуальны после Второй мировой войны, как реакция на очевидные недостатки модернизма, радикальные проекты которого стали ассоциироваться с тоталитаризмом.

Страх «диктатуры разума» заставил отказаться от стремления к истине, веры во власть и авторитет как источник развития науки и повышения уровня жизни людей.

Влияние Хайдеггера

Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на изучение разума, который со временем вырождается в рассудок. Такое мышление философ считал «исчисляющим», высшей формой которого становится техника, развивающаяся против гуманизма. Гуманизм, как полагал Хайдеггер, неизменно становится варварством, в котором «множатся вызванные техникой пустыни».

Хайдеггер, как и Ницше, исходил из отрицания идеального, потустороннего мира, то есть из понимания реальности как бытия. Он также признавал единство разума и тела, отмечая, что именно биологическое и животное, а не рациональное, является фундаментом этого единства. Хайдеггер считал, что хотя человек и свободен, но «заброшен» в мир, вынужден балансировать между свободной волей и внешними обстоятельствами. Человек в его понимании не является центром мира, он участник бытия, которое ему «открывается».

Важной составляющей влияния Хайдеггера на философию постмодернизма было изучение нигилизма. Осмыслению нигилизма Хайдеггер придает ключевое значение: он становится судьбой сущего, судьбой онтологии. В традиции Хайдеггера, точнее в ницшеанскохайдеггеровской традиции, нигилизм неизбежен. Главным его аспектом в онтологии является утрата построения познания: платонизм и аристотелизм исходят из анагогии, поэтапного познания.

С точки зрения Хайдеггера, истину, о которой говорят платонизм и метафизика, вообще познать невозможно; можно лишь пребывать при ее историческом свершении, каждый этап которого открывает только одно исторически обусловленное явление истины бытия. Философ считал, что вне онто-исторического измерения истина, как таковая, просто не существует. Людям может быть доступна только некая историческая редакция истины в «послании» бытия.

В результате деятельности Хайдеггера и Ницше (относительно модерна и постмодерна) выделились два типа современности, разделяемых своим отношением к истории. В модерне очень сильна связь современности и истории.

Постмодернизм считает, что история двигается динамично, не подчиняясь каким-либо законам развития и линейности. Философское течение смешивает разные исторические пласты, допускает обратимость исторической герменевтики, возможность начинать историю с любого места. Это помогает преодолеть позицию модернизма об абсолютности начала и необходимости возвращения к нему.

Основные идеи учения

Принцип плюрализма и релятивизма

Постмодернистское направление философии опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», не подлежащая иерархической систематизации.

Плюрализм является главной отличительной особенностью философского течения. Он допускает одновременное сосуществование разнообразных точек зрения. Принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма и его влияния на идентичность постмодерного человека.

Из идеи всеобщей плюралистичности вытекают такие производные характеристики постмодернистского мировоззрения, как:

1. Фрагментарность — недоверие к «тотальному», ко всякого рода синтезу. Реальность представляется несистематизированной, лишенной структуры и связей между объектами и событиями.

2. Децентрация — означает не только отказ от иерархии смыслов в рамках бинарных структур, но отрицание единого миропорядка, а также различного рода Абсолютов как вечных и неизменных первооснов этого порядка.

3. Контекстуальность — зависимость смысла сказанного от более обширного целого, частью которого он является.

4. Ирония — является средством, позволяющим в условиях плюрализма и отсутствия каких-либо парадигм находить истину. Характеристика подразумевает восприятие всей человеческой истории пародийным и одновременно ностальгическим образом, стремление не превращать что-то в стереотип сознания и порождать стандартную, ожидаемую реакцию.

5. Симуляция — отношение к знанию, как к конструкции, которая может не отражать объективную действительность. Социолог и постмодернист Жан Бодрийяр говорил о процессе симуляции как создании особой реальности, не имеющей истоков и основания. Широкомасштабность этого процесса способствует совпадению реальности и созданными моделями симуляции; это явление получило название симулякр. Постмодернисты считают, что мир представляет собой эпоху «тотальной симуляции», в которой все современные социокультурные феномены имеют симуляционный характер и отражают «модели реального без оригинала и действительности», то есть имитацию мира, порождающую сам мир.

Релятивизм в постмодернизме (от лат. relativus — относительный) — это философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура.

Постмодернизм придерживается того, что любое знание и любые ценности — относительны, обусловлены ситуацией. Отрицание абсолютной истины или абсолютных ценностей проявляется в философском течении отрицанием «больших нарративов» («великих проектов»), недоверием к любым идеологиям; постмодернизм все ставит под сомнение.

Антионтология

В противовес традиционной онтологии, подлинной основой мира постмодернисты признают множественность, радикальное разнообразие, причем в особенно свободной, ничем не скованной форме «хаоса». Мир для постмодернистов не есть целостность, номножество фрагментов, между которыми не всегда установимы связи. Для характеристики этого положения существует категория «ризома», которая трактует способ бытия целостности, как принципиально внеструктурный.

Множественность и хаотичность для представителей течения — синоним жизненности, верное свидетельство подлинности, неподтасованности. Единство у них ассоциируется с насильственным усреднением, нивелированием различий, рационалистическим сведением к «общему знаменателю».

Скептическое отношение к истине

С точки зрения постмодернизма, поиск реального и истинного не имеет смысла. Специфика течения заключается в отрицании возможности рационального объяснения и преобразования общества. Постмодернизм заявляет, что нет и не может быть трансцендентального (то есть выходящего за пределы чувственного опыта) разума; то, что люди называют разумом или рассудком, является лишь эффектом дискурса.

Постмодернисты считают, что не существует непосредственных или бесспорных характеристик жизни сознания. Ощущения, идеи, понятия и восприятия возникают в среде разнообразных дискурсивных практик и отображают их.

Представители учения считают, что человеческое сознание не обладает определенными универсальными категориями или концепциями, которые формируют восприятие одинаковым образом.

В модернизме постижение истины возможно посредством интерпретации смысла символов в конструируемой субъектом реальности; смысл обнаруживается в опыте. Постмодернистская деконструкция призвана обеспечить возможность «разрыва» границ опыта, стремится выйти за границы возможности и приблизиться к обнаружению способа сделать невозможное возможным. Понимание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст в своем активном функционировании должно обеспечить трансгрессию— одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее феномен перехода непроходимой границы между возможным и невозможным, которая в свою очередь дает надежду на случайное обнаружение смысла и постижение истины бытия.

Модернизм(от фр. moderne – новейший, современный) – это система течений в искусстве и философии, возникновение которой относиться приблизительно к 70–м гг. ХІХ в. Основными идеями модернизма как культурной волны является начинание новой жизни, нового ощущения времени, приоритета «современного» над «устаревшим». Развитие общества должно происходить на основе 4 принципов: демократии, доминирования индустрии, техники и естествознания. Идеальная личность эпохи модернизма сама творит историю и выступает центром культурно-исторического процесса. Культурное сознание модернизма строится вокруг идеи бесконечного прогресса, который понимается как тотальное подчинение мира человеческой воле. Культура эпохи модернизма вселяла в человека глубокую уверенность, что его рождение, жизнь и труд имеют высокое предназначение. Эта уверенность была разрушена двумя мировыми войнами, которые показали, что достижения человеческого разума могут быть обращены против человека.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.