Сенсорные системы
Сенсорные системы
- Почему под водой определить, откуда исходит звук, трудней, чем в воздушной среде?
- Если бы размеры колбочек были в несколько раз больше, чем на самом деле, как изменилась бы при этом острота зрения?
- Почему мы не ощущаем кольцо, которое носим постоянно на пальце, и в то же время отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?
- При передаче информации в сенсорных системах используется, в частности, принцип частотной модуляции. В одной и той же группе рецепторов в эксперименте дважды зарегистрированы «пачки» импульсов, общее количество которых за единицу времени в каждой «пачке» одинаково. Можно ли утверждать, что в обоих случаях передавалась одна и та же информация?
- Если во время сильного волнения проверить вкусовые ощущения человека, то будут они ослаблены или усилены по сравнению со спокойным состоянием?
- У дальнозоркого человека отсутствуют очки, а ему необходимо прочесть несколько слов. Как это сделать, не используя никаких приспособлений?
- Почему самые разнообразные раздражители (звук, свет, запах и т.д.) вызывают в рецепторной клетке единообразный ответ - возникновение рецепторного потенциала?
- Два человека страдают дальнозоркостью и носят очки. Какой вопрос (один и тот же) нужно задать им, чтобы убедиться в том, что причина дальнозоркости у них одна и та лее?
- Один испытуемый некоторое время держал руку в сосуде с водой, а затем перенес ее в сосуд с водой температурой 20°С. Вода показалась ему холодной. Другой испытуемый проделал аналогичный опыт, но ему вода в 20°С показалась теплой. В чем причина разных ощущений?
- У человека тугоухость. Если при нем играют на скрипке или заставляют звучать камертон, он этого не слышит. Что нужно сделать, чтобы он услышал хотя бы один из этих звуков?
- Азбука Брайля для слепых представляет собой различные совокупности выпуклых точек. Ощущая их кончиками пальцев, слепой человек «читает» буквы. У зрячих людей способность к такому «чтению» выражена значительно хуже. Объясните конкретно причину этих различий.
- В отличие от других тканей, хрусталик в течение жизни человека постепенно дегенерирует из-за недостаточности метаболизма. Это приводит почти у всех людей к потере эластичности хрусталика, а у многих, кроме того,- и к его помутнению. Чем объяснить такие свойства хрусталика?
- И овальное, и круглое окно в костной капсуле улитки затянуты эластичной мембраной. Если бы эта мембрана стала жесткой, восприятие звуков нарушилось бы. В чем причина этого?
- Резонансная теория слуха Гельмгольца предполагала, что восприятие различной высоты звука основано на том, что в зависимости от высоты звука возникают колебания различных участков основной мембраны. (Резонируют и возбуждаются волокна основной мембраны, имеющие различную длину). Впоследствии эта теория не подтвердилась и была заменена другой теорией (бегущей волны). Известны, однако, опыты в лаборатории Павлова, в которых разрушение различных участков кортиева органа приводило к выпадению условных рефлексов на звуки определенной (низкой или высокой) частоты. Не подтверждает ли это справедливость резонаторной теории?
- Если крыс приучают находить дорогу в лабиринте с многочисленными поворотами, то даже после выключения зрения животное правильно находит все повороты. Какую дополнительную операцию (одну из двух возможных) нужно сделать, чтобы животное перестало ориентироваться в лабиринте?
- Вкусовые сосочки содержат большое количество холинэстеразы. К какому типу рецепторов они относятся — первичночувствующих или вторичночувствующих?
- «Открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна»- писал поэт. Пользовался ли он боковым зрением, когда увидел «бесчисленное количество» звезд?
|