Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 9. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ



Глава 9

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

1.Человек не ощущал кольца, которое постоянно носил на пальце,но  отчетливо почувствовал, что на этот палец села муха. Чем объяснить возникновение указанного различия в ощущениях у человека?  

ОТВЕТ.Явлением адаптации – чувствительность тактильных рецепторов к длительно действующим раздражителям снижается, вплоть до полного исчезновения их реакции на постоянно действующий раздражитель.

2.У больного с повреждением специфических ядер таламуса проводили исследование чувствительности    на действие различных  раздражителей: звуковых, световых, тактильных и обонятельных. Укажите, к какому из перечисленных раздражителей и почему у больного будет сохранена чувствительность.  

ОТВЕТ.На обонятельные раздражители, поскольку в отличие от других чувствительных путей, большая часть волокон обонятельного тракта достигает коры большого мозга не через таламус.

3.Для определения вкусовых качеств пищи дегустатор должен 1) непосредственно перед пробой тщательно ополоснуть рот дистиллированной водой, а 2) во время дегустации тщательно её пережёвывать. С какой целью дегустатор проводит эти действия?

ОТВЕТ. 1).Вкусовые рецепторы обладают высокой чувствительностью к низким концентрациям вкусовых веществ, но быстро адаптируются. Дистиллированная вода безвкусна, и после ополаскивания ею полости рта, чувствительность всех вкусовых рецепторов наиболее высока. 2). Тщательное пережевывание дегустируемых пищевых веществ позволяет вкусовым веществам хорошо раствориться в слюне, что обеспечивает лучший контакт с вкусовыми рецепторами и получение адекватных вкусовых ощущений. 

4.Студент перед сдачей экзамена отметил у себя снижение вкусовых ощущений при приеме пищи. Объясните, с чем это может быть связано.

ОТВЕТ.Сдача экзамена – стрессовая ситуация для студента, связанная с возбуждением симпатической нервной системы, что сопряжено с резким уменьшением объема выделяемой слюны. Растворение вкусовых веществ в слюне – необходимое условие для получения адекватных вкусовых ощущений. Кроме того, активируются корковые тормозные влияния на афферентный поток импульсов, что также снижает чувствительность сенсорной системы (центральное влияние).

5. Для изучения особенностей функционирования соматосенсорной системы на ладонную поверхность кисти руки испытуемого, сидящего с закрытыми глазами, положили гирю массой 200 г, а затем добавляли к ней гири меньшей массы и спрашивали о его ощущениях. Выяснилось, что если к гире массой 200 г добавляли гирю массой 3 г, прирост массы испытуемый не ощущал. При дальнейшем увеличении дополнительного груза ощущение прироста массы возникло лишь, когда дополнительный груз достиг 6 г.  Объясните выявленное различие в ощущениях испытуемого.  

ОТВЕТ.Согласно закону Вебера, прирост силы действующего раздражителя воспринимается только при достижении некоторой величины – порог различения (Δ I); I– сила действующего раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.), причем

В данном случаепорог различения составляет 3%.  

6.Исследуя соматосенсорную чувствительность у пациента, невропатолог пришел к выводу, что у больного имеет место повреждение спинного мозга справа. Какие нарушения чувствительности и двигательной активности справа и слева позволили врачу прийти к этому заключению? Объясните причину этих нарушений.

ОТВЕТ.  При правостороннем повреждении спинного мозга ниже места повреждения справа отмечается нарушение движений и тактильной чувствительности, при сохранении болевой и температурной чувствительности. Слева в этом случае больной теряет болевую и температурную чувствительность, тогда как движения и основные тактильные ощущения сохранены. Это связано с особенностями хода восходящих проводящих путей. 1) Пути  проведения болевой, и температурной чувствительности переходят на противоположную сторону на уровне входа их в спинной мозг.  2. Пути  проведения мышечно-суставной  и вибрационной чувствительности по той же стороне спинного мозга поднимаются к продолговатому мозгу, где переходят на противоположную сторону.   

7.Во время нейрохирургической операции больной сообщал об ощущениях, возникающих при раздражении коры большого мозга. Так, при раздражении коры одной из областей пациент ощутил прикосновение к кисти. Какая область коры  большого мозга подвергалась раздражению?  

ОТВЕТ.Постцентральная извилина теменной доли коры большого мозга, где топографически представлены все участки поверхности тела (соматотопия), причем кисть (как и лицевая область речевого аппарата) представлена в большей степени, чем другие части поверхности тела, занимая значительную часть латеральной поверхности постцентральной извилины (рис.88).

    Рис.88. Топографическое представительство поверхности тела в постцентральной извилине теменной доли коры большого мозга.

8.В офтальмологической практике для выключения зрачкового рефлекса на свет и механизма аккомодации глаза используют раствор атропина, являющегося блокатором М-холинорецепторов. 1). Укажите, действие каких мышц выключает при этом атропин? 2). Почему при этом не страдают движения глазных яблок?  

ОТВЕТ. 1). Кольцевой мышцы радужки, которая  при сокращении сужает зрачок (сфинктер), и ресничной мышцы, сокращение которой влияет на кривизну хрусталика. Обе мышцы гладкие, иннервируются парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва. Атропин, блокируя М-холинорецепторы этих гладких мышц, выключает возможность их сокращения. 2). Глазодвигательные мышцы – поперечнополосатые, управляются соматическими нервами. На постсинаптических мембранах этих мышечных волокон находятся N-холинорецепторы, которые атропином не блокируются. 

9.Человек поместил руку в ванночку с тёплой водой и постепенно добавлял туда горячую воду, пока мог терпеть. Затем наложил жгут на плечо, в результате чего был вынужден немедленно вынуть руку из воды, так как вода ощущалась слишком горячей. Объясните результаты данного наблюдения.

ОТВЕТ. Наложение жгута привело к прекращению кровообращения в предплечье и кисти, что не позволило горячей венозной крови оттекать от руки  и непрерывно уносить тепло от горячей воды за счет поступления новой горячей артериальной крови в эту область. В результате температура помещенной в горячую воду руки резко повысилась, что сопровождается ощущением боли.

10.  У дальнозоркого человека отсутствуют очки, а ему необходимо прочесть несколько слов. Как это сделать, не используя никаких приспособлений?

ОТВЕТ. Из практики фотографии известно, что для увеличения глу­бины резкости фотоаппарата  (то есть обеспечения отчетливого изображения и более близких, и более далеких предметов) нужно уменьшить диаметр диафрагмы объектива. В нашем случае нужно смотреть на текст через небольшое отверстие в бумаге или между пальцами, например, большим  и указательным.

11.Если светящаяся точка в течение нескольких секунд действует на одни и те же элемен­ты сетчатки, то глаз перестает ее видеть, вследствие адаптации фоторецепторов. Этому препятствуют быстрые непроизвольные движения глазного яблока (саккады), которые постоянно обеспечивают попадание луча на другие фоторецепторы. Как доказать это в исследовании на человеке?   

ОТВЕТ.  Для этого на роговице глаза укрепляют микролампочку. Через несколько секунд человек перестанет ее видеть, т.к. ее изображение непрерывно  попадает  на один и тот же участок сетчатки.

12.Пациент страдает дальнозоркостью, и носят очки. Какой вопрос  ему нужно за­дать, чтобы определить причину дально­зоркости? Дайте соответствующее обоснование.

ОТВЕТ. «Носили ли Вы очки в молодости?». Причиной дальнозоркости мо­жет быть или слишком короткая продольная ось глаза или ослабление аккомодации с возрастом. Если пациент очки в молодости не носил, это значит, что причина дальнозоркости – ослабление аккомодации.

13.  Испытуемый некоторое время держал руку в сосуде с горячей водой ((40 - 50°С),, а затем перенес ее в сосуд с водой температурой 20°С. Вода показалась ему холод­ной.  Через час испытуемого попросили держать руку в холодной воде (5 - 10°С) , после чего снова опустить руку в воду с температурой 20°С. На этот раз вода показалась ему  теплой. В чем причина разных ощущений?

ОТВЕТ: Реакция   на   воздействие зави­сит не только от параметров этого воздействия, но и от функционального состояния органа. В данной задаче конечное воздействие одинаково (20°С). Однако, предшествующие воздействия были разными. В первой части исследования испытуемый сначала держал руку в горячей воде, и потому вода температурой 20°С показалась ему холодной. Во втором случае испытуемый сначала держал руку в холодной воде, и потому вода температурой 20°С показалась ему теплой. Адаптация к холоду повышает чувствительность к теплу, адаптация к горячему, снижает чувствительность к теплу. Отсюда, разные ощущения в ответ на одну и ту же температуру.

14.В неврологической практике для лечения сильных болей используется операция перерезки задних корешков спинного мозга (задняя ризотомия). В результате этой операции боль в органах, иннервируемых данными нервами, резко снижается, но не ликвидируется полностью. Ганглиолизис (операция разрушения соответствующих спинальных ганглиев) вызывает полное исчезновение боли (аналгезию). Объясните разницу в эффектах этих операций.

ОТВЕТ. Неполный анальгезирующий эффект ризотомии по сравнению с ганглиолизисом демонстрирует то, что часть аксонов нейронов спинальных ганглиев, проводящих болевые сигналы, поступает в спинной мозг  через   передние корешки.

15. Если ощупывать предмет, лежащий на ладони, он лучше воспринимается, чем если бы он лежал в неподвижной ладони. Почему?

ОТВЕТ. При ощупывании включаются новые тактильные и проприорецепторы, и в головной мозг поступает больше информации. 

16. При быстром погружении в горячую ванну или при включении горячей воды в душе возникает кратковременное ощущение холода. Почему?

ОТВЕТ. И "тепловые", и "холодовые" рецепторы лежат в толще кожи, образуя мозаику из тепловых и холодовых пятен, каждое диаметром около 1 мм. При этом холодовые рецепторы, которых в коже примерно в 4 раза больше, чем тепловых, расположены ближе к поверхности кожи (на глубине около 0,17 мм), и потому они возбуждаются первыми.    

17. Незрячие люди используют для чтения специальную азбуку Брайля, которая изображает буквы совокупностью различных точек на бумаге. «Читают» обычно, ощупывая текст кончиками пальцев, а не ладонью. Почему?

ОТВЕТ. Потому что кончики пальцев рук имеют низкий  порог пространственной чувствительности, так как плотность расположения тактильных рецепторов здесь наибольшая.

18. «Аппетит приходит во время еды». Объясните с физиологической точки зрения, почему это происходит.

ОТВЕТ: Во время еды корковый отдел системы вкуса получает информацию от вкусовых рецепторов, а также от рецепторов глотки, пищевода, желудка.   Возбуждение вкусовой сенсорной системы активирует лимбическую систему и гипоталамус, формируя аппетит. Кроме того, в мозговую фазу пищеварения активность блуждающего нерва (парасимпатические волокна) стимулирует выработку инсулина. В ответ на это слегка снижается концентрация глюкозы в крови, что способствует усилению  аппетита.  

19. «Ночью все кошки серы». Это не только поговорка, но известный факт. Объясните явление с точки зрения физиологических особенностей системы зрения.

ОТВЕТ. Рецепторный аппарат системы зрения представлен палочками и колбочками.  Световая чувствительность колбочек во много раз меньше палочек, они функционируют в условиях большей освещенности и обеспечивают дневное и цветовое зрение. Чувствительность палочек к свету высокая, поэтому в сумерках активны преимущественно палочки, с помощью которых  цвета неразличимы.

20. Вкусовые ощущения изменяются в зависимости от состояния человека. Как вы считаете, они будут усилены или ослаблены во время сильного волнения?

ОТВЕТ. Вещества, вызывающие вкусовые ощущения,  действуют в растворенном виде. При сильном волнении вырабатывается меньше слюны, т.к. активация симпатической нервной системы тормозит секрецию жидкой части слюны, поэтому  в сухой полости рта вкусовые ощущения будут ослаблены. Кроме того, подключаются тормозные влияния коры большого мозга.

21. Крысы хорошо обучаются находить путь в лабиринте с многочисленными поворотами. После выключения зрения с помощью повязки животное правильно находит все повороты. Какое дополнение надо сделать, чтобы нарушилась ориентация крысы в лабиринте? 

ОТВЕТ. При движении в лабиринте в основном работает зрительная сенсорная система. Но при поворотах возникает угловое ускорение и, следовательно, включается вестибулярная сенсорная система, нейроны соответствующих отделов коры запоминают последовательность движений и поворотов. Значит, надо с помощью хлороформа выключить вестибулярную сенсорную систему, что   приведет к исчезновению ориентации в лабиринте.

22. В условиях стресса (например, во время боевых действий) человек может совершать сложные действия тяжело травмированной рукой, не чувствуя боли. По окончании состоянии стресса возникает сильное болевое ощущение. С чем это связано?

ОТВЕТ. Величина болевого порога (следовательно, болевое ощущение) является результатом взаимодействия болевой и обезболивающей систем. Состояние стресса вызывает мощную активацию обезболивающей системы, блокирующей активность болевой системы, что ведет к угнетению болевых ощущений. 

23.Человек плохо слышит. Он не слышит звук камертона. Что необходимо  предпринять, для уточнения причины его тугоухости – звукопроводящий или звуковоспринимающий аппарат нарушен?

ОТВЕТ. Звучащий камертон  ножкой приставить  к участку головы.  Его колебания будут передаваться по костям черепа к костной части лабиринта, перилимфе и эндолимфе внутреннего уха, а значит - к слуховым рецепторам. Если человек услышит звук, значит, поврежден звукопроводящий аппарат.

24. Людей, имеющих высокую чувствительность вестибулярного аппарата, укачивает при поездке в автомобиле, но не укачивает при поездке в поезде. Объясните, почему.

ОТВЕТ. При поездке в автомобиле и поезде раздражителями рецепторов отолитового аппарата являются линейные ускорения при вертикальных колебаниях, разгоне и торможении. Амплитуда вертикальных колебаний и действие горизонтальных ускорений, связанных с разгоном и торможением, в поезде меньше, чем при движении автомобиля.

25.      Молодойврач-отоларинголог с большим трудом удалил инородное тело из уха трехлетнего ребенка струей холодной воды, выпущенной из шприца Жанэ. Ребенок слез со стула и побежал к матери. По дороге он упал на ровном месте на сторону, противоположную промытому уху. Подошедший врач заметил регулярные содружественные движения глазных яблок ребенка, состоящие из двух компонентов: медленного, направленного в сторону промытого уха, и быстрого, направленного в противоположную от указанного уха сторону. Возникла рвота. 1). Как  называется данное нарушение, какова его причина? 2). Каким образом можно было избежать подобных явлений?

ОТВЕТ. Возник горизонтальный нистагм вследствие калорической пробы. Вызван промыванием наружного уха холодной водой. Связан с избирательным охлаждением горизонтального полукружного канала, что привело к  конвективному смещению эндолимфы и раздражению вестибулорецепторов. Нужно использовать воду температуры тела.  

26. Всем хорошо известна крылатая фраза - «у страха глаза велики»? Объясните ее происхождение.

ОТВЕТ. Возбуждение симпатической нервной системы, сопровождающее эмоциональные переживания, в том числе страх, вызывает сокращение радиальной мышцы радужной оболочки, ведущее к расширению зрачков.  

27. От людей, живущих с тугоухими родственниками, часто можно услышать жалобу: что надо слышать, он не слышит, а то, что слышать ему не надо, слышит хорошо. Значит ли это, что тугоухий родственник «притворяется»? Можно ли объяснить этот факт с точки зрения физиологии? 

ОТВЕТ. Нейрогенная тугоухость часто связана с повреждением рецепторов разных отделов улитки. Если страдают в основном рецепторы у основания улитки, выпадает восприятие высоких звуков. В этом случае, при обращении к больному вы повышаете голос, увеличивая число высокочастотных звуков – больной плохо их слышит. Когда вы хотите, чтобы больной вас не слышал, вы переходите на шепотную речь, в которой превалируют низкочастотные звуки  - их он слышит хорошо.   

28.   У больного методом тональной аудиометрии обнаружено резкое повышение порога ощущения звуков в диапазоне 15000¾20000 Гц. Какое повреждение периферического отдела системы слуха можно предполагать?.

ОТВЕТ.  Повреждение основания улитки (отдела, примыкающего к овальному окну), где расположены рецепторы, отвечающие преимуществен за восприятие звуков высокой частоты.   

29.Необходимыми условиями для успешного осмотра глазного дна являются расширение зрачка и выключение сужения зрачка на свет. Глазные капли с блокатором каких рецепторов вегетативной нервной системы и почему нужно применять с этой целью?  

ОТВЕТ. Сужение  зрачка в ответ на усиление освещенности связано с сокращением круговой мышцы глаза, которая иннервируется парасимпатическими нервными волокнами. Высвобождаемый ими ацетилхолин вызывает сужение зрачка, активируя M-холинорецепторы этой мышцы. Следовательно, блокада этих рецепторов приведет к расширению зрачка и предотвратит его сужение на действие света.

30. Семья собралась на выходные в лес на пикник. Когда же настало время разжечь костер, оказалось, что никто не взял спички. Стояла жаркая солнечная погода, и было решено попробовать поджечь бумагу, сфокусировав на ней солнечные лучи с помощью линзы. У кого надо позаимствовать очки - у дальнозоркого дедушки или  у близорукой дочки?

ОТВЕТ. При дальнозоркости лучи фокусируются позади сетчатки, поэтому применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами. Напротив, при близорукости лучи фокусируются перед сетчаткой, поэтому применяют очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами. Рассеянным туристам пригодятся дедушкины очки.

31. У больного, страдающего тугоухостью, при тональной аудиометрии выявлено, что  воздушная звуковая проводимость нарушена, а костная ¾ нет. Где локализуется поражение?  

ОТВЕТ.  За усиление звуковых колебаний воздуха отвечают структуры среднего уха, поэтому нарушение воздушной проводимости при сохранности костной ¾ характерный признак  повреждения структур среднего уха.

32. При обследовании системы зрения у подростка Вы обнаружили у него ухудшение сумеречного зрения - гемералопию, или «куриную слепоту». 1). Что обычно приводит к этому заболеванию? 2). Палочки или колбочки при этом страдают?

ОТВЕТ. 1). Авитаминоз А. 2). Палочки, которые обеспечивают сумеречное зрение. 

33.  Тактильные рецепторы Паччини называют рецепторами вибрации. 1). Какие особенности этих рецепторов позволяют им реагировать на быстродействующие высокочастотные раздражения? 2). Могут ли они воспринимать постоянное давление?

ОТВЕТ. Рецепторы Паччини самые быстро адаптирующиеся рецепторы, поэтому   они реагируют только на начало и конец раздражения, прекращая возбуждаться при непрерывном давлении на кожу. 2). Нет, они реагируют только на частые кратковременные раздражители.  

34.На судебно-медицинскую экспертизу привезли человека, ут­верждающего, что он не слышит звуков. Как с помощью электроэнцефалографического исследования можно проверить, говорит ли обследуемый правду?

ОТВЕТ. Если при включении звонка (или действии других звуковых раздражителей), на ЭЭГ,зарегистриро­ванной от затылочных, височных и теменных об­ластей мозга, врач обнаружит реакцию десинхронизации (появление бета-ритма), это укажет на наличие реакции на звук и поможет отвергнуть ложное утверждениеобследуемого. Если электроэнцефалографической реакции не будет, вероятно, он говорит правду.

35.У пациента поврежден спинной мозг с левой стороны. Укажите нарушения кожной чувствительности у него на обеих ногах.  Обоснуйте ответ.

ОТВЕТ. 1). Справа будет нарушена болевая и температурная чувствительность, т.к. соответствующий чувствительный путь имеет перекрест на уровне входа в спинной мозг, и далее поднимается к таламусу по противоположной (контрлатеральной) стороне. 2). Слева будет нарушена тактильная чувствительность, поскольку эти пути поднимаются к продолговатому мозгу по той же (ипсилатеральной) стороне, с которой они вошли в спинной мозг (рис. 89)

    Рис. 89 Схема нарушений чувствительности на обеих ногах при левостороннем повреждении спинного мозга.

36. Мгновенные сильные звуковые раздражения приводят к нарушению слуха, связанному с повреждением барабанной перепонки и перегрузкой внутреннего уха. Укажите защитные механизмы, предохраняющие внутреннее ухо от перегрузки. Объясните причину отсутствия их эффективности при мгновенных сильных звуковых раздражениях.

ОТВЕТ. В среднем ухе расположены две мышцы: напрягающая барабанную перепонку (m. tensor tympani) и стременная (m. stapedius). Первая из них, сокращаясь, усиливает натяжение барабанной перепонки и тем самым ограничивает амплитуду ее колебаний при сильных звуках, а вторая фиксирует стремечко и тем самым ограничивает его движения. Рефлекторное сокращение этих мышц наступает через 10 мс после начала звука. Если сильный звук возникает очень быстро (взрыв, выстрел пушки), защитный механизм не успевает сработать, что может привести к нарушению слуха.

37.Больной ослеп на левый глаз, что было связано с поражением зрительного нерва. Будут ли у этого пациента наблюдаться 1) прямая реакция зрачка больного глаза на свет, и 2) содружественная реакция зрачка левого глаза  при освещении здорового глаза? Обоснуйте ответ.

ОТВЕТ.  1). Нет, поскольку для зрачкового рефлекса необходимы интактные сетчатка, зрительный нерв, средний мозг и III пара черепных нервов. В норме освещение одного глаза вызывает сужение зрачка не только этого глаза (прямая реакция), но и другого (содружественная реакция зрачка на свет). 2). Да, поскольку  эфферентные пути зрачкового рефлекса левого глаза сохранены. Они представлены парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва (III пара, добавочное ядро), которые иннервируют мышцу, суживающую зрачок своей и противоположной стороны. 

38.У испытуемого при исследовании границ поля зрения было обнаружено, что для черно-белых предметов (ахроматическое поле зрения) они составили большую величину по сравнению с цветными предметами (хроматиче­ское поле зрение). Укажите границы ахроматического поля зрения в норме. Объясните причину выявленных различий.

ОТВЕТ.   Пространство, видимое глазом при фиксации взгляда на одной точке, называется полем зрения. Границы поля зрения для черно-белых предметов (ахроматическое поле зрения) составляют книзу 70°, кверху — 60°, внутрь — 60° и кнаружи — 90°.   Поля зрения для различных цветов неодинаковы и меньше, чем для черно-белых объектов.

39.Испытуемый заметил, что при надавливании на глазное яблоко сбоку    наблюдается двоение изо­бражения. Дайте физиологическое объяснение полученным эффектам.

ОТВЕТ.   При взгляде на какой-либо предмет у человека с нормальным зрением не возникает ощущения двух предметов, хотя и имеется два изображения на двух сетчатках. Изображения всех предметов попадают на так называемые корреспондирующие, или соответственные, участки двух сетчаток, и в зрительной коре сигналы от двух сетчаток объединяются в единое изображение. При легком надавливании на один глаз сбоку отмечается двоение изображения, потому что нарушается соответствие сетчаток.  

40. Для оценки состояния сенсорных систем часто определяют: 1) порог ощущения и 2) порог различения. Дайте определение для каждого из этих понятий. Объясните, в чем состоит различие между ними.

ОТВЕТ.  1)  Порог ощущения - минимальная величина раздражителя, вызывающая субъективное ощущение. Пороговая сила раздражителя в этом случае обычно  превышает порог возбуждения рецептора. 2)  Порог различения – минимальное увеличение или уменьшение силы действующего раздражителя, которое воспринимается субъективно.  Относительная величина порога различения, согласно закону Вебера-Фехнера, остаётся постоянной для каждого анализатора в достаточно широких пределах изменения величины раздражителя.  Так, у человека относительная чувствительность яркости света примерно равна 1 %, силы звука – 10 %, силы тяжести – 3 %. Эти закономерности справедливы только для средней зоны интенсивности раздражителей.

41. Известно, что человек с нормальной системой зрения хорошо видит при изменении 1) расстояния до объекта, 2) величины объекта, 3)  освещённости, а также 4) при рассмотрении движущихся предметов. Перечислите и опишите приспособительные механизмы глаза в этих условиях.  

ОТВЕТ. 1). Механизм аккомодации (изменение кривизны хрусталика), конвергентные и дивергентные движения глаз, изменение размеров зрачков при этих движениях. 2). Механизмы центрального и периферического зрения, а также произвольного движения глаз при переводе взгляда с одной точки объекта на другую. 3). Механизмы темновой и световой адаптации, защитный рефлекс  смыкания век, зрачковый рефлекс. 4). Механизмы содружественных движений глаз (произвольных и непроизвольных).

42. Лягушка, в отличие от человека, хорошо видит только движущиеся предметы. Объясните, почему.

ОТВЕТ. Если светящаяся точка в течение нескольких секунд действует на одни и те же элемен­ты сетчатки, глаз перестает видеть, вследствие быстрой адаптации зрительных рецепторов. У человека при рассматривании неподвижных предметов этому препятствуют постоянные быстрые непроизвольные содружественные движения глаз (тремор) частотой 30-80 Гц. В результате световые лучи быстро перемещаются от одних рецепторов сетчатки к другим, что не позволяет им адаптироваться. У лягушки глазное яблоко неподвижно, поэтому она может хорошо видеть только движущиеся предметы.

43. При обследовании системы зрения у пациента врач обнаружил у него дальнозоркость. 1). Какие линзы нужны, чтобы корригировать дальнозоркость и почему?  2). Нарисуйте схему рефракции в дальнозорком глазу.

ОТВЕТ.При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой. Для коррекции этой аномалии рефракции нужны собирающие (двояковыпуклые) линзы, позволяющие изображению фокусироваться на сетчатке (рис. 90)

  Рис. 90 Схема рефракции в дальнозорком глазу и ее коррекции с помощью двояковыпуклой линзы

44.При обследовании системы зрения у пациента врач обнаружил у него близорукость. 1). Какие линзы нужны, чтобы корригировать близорукость и почему?  2). Нарисуйте схему рефракции в близоруком  глазу.

 ОТВЕТ.При миопии (близорукости) обычно в связи с удлинением глазного яблока изображение фокусируется перед сетчаткой. Для коррекции этой аномалии рефракции нужны рассеивающие (двояковогнутые) линзы, позволяющие изображению «дотянуться» до сетчатки, т.е. сфокусировать изображение на сетчатке (рис. 91)

  Рис. 91 Схема рефракции в близоруком глазу и ее коррекции с помощью двояковогнутой линзы

45.У больного с односторонним нарушением слуха отсутствует способность определять положение источника звука в пространстве. С нарушением какой слуховой функции это связано? Укажите ее остроту.

ОТВЕТ. Нарушение пространственного слуха. Это свойство основано на наличии бинаурального слуха (слушание двумя ушами). Положение источника звука определяется с точностью до 1 углового градуса. Основой этого служит способность нейронов слуховой системы оценивать различия времени прихода звука к правому и левому ушам и интенсивности звука в каждом ухе. Если источник звука находится в стороне от средней линии головы, звуковая волна достигает одного уха несколько раньше и имеет большую силу, чем в другом ухе, что и позволяет организму определить локализацию источника звука. При поражении системы слуха на одной стороне локализация источника звука будет восприниматься на стороне с непострадавшим слухом. 

46.При действии адекватного раздражителя на рецепторы сенсорных систем возникает возбуждение, которое приходит в определенную часть коры большого мозга (КБМ), что сопровождается соответствующими ощущениями. Нарисуйте нейронную схему распространения возбуждения в системе вкуса от рецептора до коры большого мозга (КБМ); назовите элементы отделов системы и их локализацию, первичным или вторичным является рецептор, укажите, где возникает рецепторный потенциал (РП), генераторный потенциал (ГП) и потенциал действия (ПД).

ОТВЕТ.Рис. 92

  Рис.92.Схема распространения возбуждения в системе вкуса от рецептора до КБМ  1 – вкусовой рецептор слизистой рта (вторичный); 2 – чувствительные ганглии VII, IX, X пар черепных нервов; 3 – продолговатый мозг (ядро одиночного тракта); 4 – таламус; КБМ – задняя центральная извилина в области представительства лица и в островке.  

47.При действии адекватного раздражителя на рецепторы сенсорных систем возникает возбуждение, которое приходит в определенную часть коры большого мозга (КБМ), что сопровождается соответствующими ощущениями. Нарисуйте нейронную схему распространения возбуждения в системе обоняния от рецептора до коры большого мозга (КБМ), назовите элементы отделов системы и их локализацию, первичным или вторичным является рецептор, укажите, где возникает рецепторный потенциал (РП) и потенциал действия (ПД).

ОТВЕТ.Рис.  93

    Рис. 93Схема распространения возбуждения в системе обоняния от рецептора до КБМ.   1 – дендрит с ресничками чувствительного нейрона (первичный рецептор, слизистая носа); 2 – чувствительный нейрон, слизистая носа; 3 – митральные клетки в обонятельной луковице (на решетчатой кости); КБМ – прегрушевидная область, обонятельная извилина, гиппокамп.  

48.При действии адекватного раздражителя на рецепторы сенсорных систем возникает возбуждение, которое приходит в определенную часть коры большого мозга (КБМ), что сопровождается соответствующими ощущениями. Нарисуйте нейронную схему распространения возбуждения в системе слуха от рецептора до коры большого мозга (КБМ); назовите элементы отделов системы и их локализацию, первичным или вторичным является рецептор, укажите, где возникает рецепторный потенциал (РП), генераторный потенциал (ГП) и потенциал действия (ПД).  

ОТВЕТ.Рис. 94.

  Рис. 94.Схема распространения возбуждения в системе слуха от рецептора до КБМ. 1 – рецептор (вторичный), кортиев орган - улитка; 2 – чувствительный нейрон спирального ганглия улитки; 3 – нейроны кохлеарного комплекса продолговатого мозга; 4 – нейроны медиального коленчатого тела; КБМ – височная доля.

 

49.При действии адекватного раздражителя на рецепторы сенсорных систем возникает возбуждение, которое приходит в определенную часть коры большого мозга (КБМ), что сопровождается соответствующими ощущениями. Нарисуйте нейронную схему распространения возбуждения в вестибулярной системе от рецептора до структуры мозга, где формируется ощущение равновесия; назовите элементы отделов системы и их локализацию, первичным или вторичным является рецептор, укажите, где возникает рецепторный потенциал (РП), генераторный потенциал (ГП) и потенциал действия (ПД).

ОТВЕТ.Рис. 95.

    Рис. 96.Схема распространения возбуждения в вестибулярной системе от рецептора до КБП 1 – рецептор (вторичный), вестибулярный орган, лабиринт височной кости; 2 – чувствительный нейрон вестибулярного ганглия, дно внутреннего слухового прохода; 3 – вестибулярные ядра продолговатого мозга и моста; 4 – таламус.  

50.При действии адекватного раздражителя на рецепторы сенсорных систем возникает возбуждение, которое приходит в определенную часть коры большого мозга (КБМ), что сопровождается соответствующими ощущениями. Нарисуйте нейронную схему распространения возбуждения в проприоцептивной системе от рецептора до коры большого мозга (КБМ); назовите элементы отделов системы и их локализацию, первичным или вторичным является рецептор, укажите, где возникает рецепторный потенциал (РП) и потенциал действия (ПД).

ОТВЕТ.Рис. 96.

  Рис. 96.Схемараспространения возбуждения в проприоцептивной системе от рецептора до КБМ 1 – проприорецептор (первичный, мышцы, связки, сухожилия, суставные сумки, фасции); 2 – спинальный ганглий (для головы – ганглии черепных нервов); 3 – продолговатый мозг; 4 – таламус; КБМ – постцентральная извилина, теменная доля

51.При действии адекватного раздражителя на рецепторы сенсорных систем возникает возбуждение, которое приходит в определенную часть коры большого мозга (КБМ), что сопровождается соответствующими ощущениями. Нарисуйте нейронную схему распространения возбуждения в тактильной системе от рецептора до коры большого мозга (КБМ); назовите элементы отделов системы и их локализацию, первичным или вторичным является рецептор, укажите, где возникает рецепторный потенциал (РП) и потенциал действия (ПД).

ОТВЕТ.Рис. 97.

Рис. 97. Схема распространения возбуждения в тактильной системе от рецептора до КБМ 1 – механорецептор кожи, первичный; 2 – спинальный ганглий (для головы – ганглии тройничного нерва); 3 – задние рога спинного мозг (для головы – ствол мозга); 4 – таламус; КБМ – постцентральная извилина

52.При действии адекватного раздражителя на рецепторы сенсорных систем возникает возбуждение, которое приходит в определенную часть коры большого мозга (КБМ), что сопровождается соответствующими ощущениями. Нарисуйте нейронную схему распространения возбуждения в системе внешней температуры от рецептора до коры большого мозга (КБМ); назовите элементы отделов системы и их локализацию, первичным или вторичным является рецептор, укажите, где возникает рецепторный потенциал (РП) и потенциал действия (ПД).

ОТВЕТ.Рис. 98.

    Рис. 98.Схема распространения возбуждения в системе внешней температуры от рецептора до КБМ. 1 – терморецепторы


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.