|
|||
Семинар №4. Полиархическая теория демократии Роберта Даля»
Абдуллина Л.З., И/б-18-1-о Семинар №4 Эссе на тему: «Полиархическая теория демократии Роберта Даля» Роберт Алан Даль – известный американский политолог, один из основоположников концепции плюралистической демократии. Эту широкую известность ему принесли, в первую очередь, работы в области политической теории, в частности, теории современной демократии, распределения власти и плюрализма. В дальнейшем его идеи окажут значительное влияние на современные политические исследования, так как в свое время они затронули вопросы, во многом определившие направление взглядов в области теории демократии. Основополагающим в идеях Даля выступает понятие «полиархия», в честь чего его теория и названа полиархической. Несмотря на то, что термин «полиархия» (что дословно значит «правление многих») возник в Англии еще в 1609 году, в политической литературе он практически не использовался вплоть до начала 50-х годов XX века. Именно благодаря Роберту Далю и Чарльзу Линдблому этот термин был введен в оборот в качестве политической категории. Произошло это в 1953 году в книге «Политика, экономика и благосостояние» и, по мнению авторов, использование этой новой категории открывало возможности для более реалистического анализа существующих демократических систем, оставляя при этом в стороне абстрактные демократические идеалы. Сперва Даль и Линдблом анализировали полиархию как процесс, посредством которого граждане могут осуществлять контроль над политическими лидерами. В последующем концепция полиархии развивалась и дополнялась существенными признаками, затрагивающими институциональные, процессуальные и культурологические аспекты плюралистической демократии. Уже сформировавшееся понятие «полиархия» наиболее полно раскрыто в работе Даля «Полиархия. Участие и оппозиция» 1971 года, где оно представлено как «система политического управления посредством открытого соперничества политических групп за власть». Понятие же «полиархичеркая демократия», раскрывается в книге «Введение в теорию демократии» (1956 г.). Ей в этом вопросе стоит уделить особое внимание, ведь именно эта работа стала первым серьезным теоретическим исследованием политолога. Во «Введении» Даль пишет о том, что теория демократии является «неубедительной, независимо от того, рассматривать ли ее как этическую теорию или как попытку описать реальный мир». Поэтому внимание политолога направлено на рассмотрение многообразия подходов в теории демократии с тем, чтобы выявить их особенности, специфику формирования и развития. Развивая свою теорию, Даль несколько изменил подход к раскрытию понятия «демократия» и значительно расширил содержание этого концепта. Но, все же, общее направление, заключенное в особом внимании к институциональным механизмам осуществления демократического правления, сохранилось. Один из ключевых моментов развития концепции Даля – это исследование оправданий демократии, которые позволяют создать вокруг теории некий философский контекст. Его образуют идеи равенства, проявляющегося в условиях демократии в возможности равного участия всех граждан в политической сфере, самоуправления и свободы самоопределения. Они означают возможность граждан жить согласно принятым ими законам и обеспечивают тем самым моральную автономию личности. Основной характеристикой полиархической демократии Даля является постоянная способность правительства реагировать на предпочтения и потребности своих граждан. А для того, чтобы это осуществлялось должным образом, граждане должны обладать следующими правами: · формулировать свои предпочтения; · выражать свои предпочтения согражданам и правительству посредством индивидуальных и коллективных действий; · иметь равное отношение к своим предпочтениям со стороны правительства, т.е. отношение, исключающее дискриминацию на почве содержания или источника этих предпочтений. Эти условия Даль считает необходимыми для существования режима, максимально приближенного к демократии. Следовательно, политолог полагает, что наличие перечисленных возможностей у граждан обеспечивается со стороны общественных институтов предоставлением некоторых гарантий: свободы в создании организаций, свободы мысли, права голоса и права политических лидеров состязаться за поддержку масс. Даль отмечает, что разные политические режимы отличны как раз тем, насколько эти гарантии доступны и реализованы. Исходя из этого, он выделяет следующую типологию политических режимов: Конкурентная олигархия – режим, при котором политическая конкуренция существует, а степень участия граждан в политике очень низкая. Закрытая гегемония – режим, при котором оппозиция отсутствует, а степень включенности граждан низкая. Открытая гегемония (гегемония с большим числом граждан, имеющих право участия в выборах и управлении) – режим с отсутствием политической конкуренции и высоким уровнем участия граждан в политическом процессе. Полиархия – режим, который предполагает не только высокий уровень участия граждан, но и открытое политическое соперничество. Этому режиму и соответствует демократия. Только Даль заменяет понятие «демократия» на более точный, по его мнению, термин - «полиархия», придерживаясь мнения, что в мире нет полностью демократизированных систем. В связи с чем Даль выделяет следующие условия, при которых возможна стабильность полиархии: · политические лидеры для завоевания власти и ее обеспечения не должны прибегать к средствам насильственного принуждения, то есть к использованию силовых структур (армии, полиции); · необходимо наличие современного, динамичного общества, организованного на плюралистических принципах; · конфликтный потенциал субкультурного плюрализма должен уравновешиваться высоким уровнем терпимости; · среди граждан государства, особенно политически активных слоев необходимо наличие политической культуры и системы убеждений, тяготеющих к идеям демократии и полиархии. · страна не подвергается интервенции со стороны враждебной полиархии иностранной державы. Следуя той же логике, можно утверждать, что в стране, где отсутствуют перечисленные условия или сложились прямо противоположные, практически наверняка будет установлен недемократический режим. Что же касается тех стран, которые находятся в промежуточном положении, то там полиархии, чаще всего, оказываются неустойчивыми или же происходит постоянное чередование полиархических и недемократических режимов. Подводя итог, можно прийти к следующим выводам. Разумеется, Роберт Даль внес огромный вклад в теоретическое оформление сущности демократии и ее разновидностей. Из неоспоримо положительных аспектов выделяется, можно сказать, реалистический взгляд политолога на ход вещей. Он не строит себе утопическую систему демократии, прекрасно понимая невозможность ее реализации в нашем мире. Взамен этого он вытесняет понятие демократии понятием полиархии – действительностью, хоть и отличной от нереализуемого демократического идеала, но стремящейся к нему. Сюда же можно отнести и то, что, согласно теории Даля, граждане имеют право на свободные выборы, контроль и влияние на власть, всеми возможными легитимными, правовыми способами, что является высокой степенью включенности граждан в политический процесс. Но некоторые пункты, на мой взгляд, выбиваются, и их не столько можно назвать негативными, сколько недостаточно проработанными. Как отмечает сам Даль, неравенство граждан является фундаментальной проблемой, ведь реализация демократии, во многом зависит от степени приближения народа к элите, принимающей решения. Из этого можно сделать логичный вывод, что группы, занимающие более низкие ступени общества и не имеющие определенных благ, не приносят пользы такому режиму. И, соответственно, к Далю возникает вопрос, учитывает ли его демократия голоса таких групп, сильно отдаленных от правящей элиты? Также слабым местом теории, прежде всего, является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можно большего количества граждан в «группы давления», большинство из них обречено на пассивность в политическом процессе. Совершенствование граждан, их активное участие в жизни общества и государства является необходимым условием развития демократии. И чем выше уровень политического участия, чем ближе граждане к постоянно возрастающему уровню требований к участникам политического процесса, тем ближе демократия к своему идеалу, к которому можно и нужно стремиться, но которого достичь невозможно. Тем не менее, Роберт Даль убежден, что «демократическая идея не утратит своей привлекательности для людей в недемократических странах, и, по мере того как в этих странах будут формироваться современные, динамичные и более плюралистические общества, их авторитарным правительствам станет все труднее противодействовать устремлениям к расширению демократии».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Введение в теорию демократии: [Пер. с англ.] / Роберт А. Даль; Отв. ред. Ю. К. Абрамов. - М.: Наука: Совмест. сов.-герм. предприятие «Квадрат», 1992. – 156 с. 2. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство. – Антология мировой политической мысли. – Т. 2. – М., 1997. 3. Даль Р. Полиархия: участие и оппозиция. – М., 2010.
|
|||
|