|
|||
Средневековая культура в Западной Европе. Начало Ренессанса. Возникновение ислама.Средневековая культура в Западной Европе. Начало Ренессанса. Возникновение ислама. Задания выполнить письменно в рабочей тетради. Фото переслать преподавателю. Задание 1. Перепишите в тетрадь определения новых понятий, значение некоторых терминов нужно найти в тексте учебника § 14,21. (составьте глоссарий) 1) Схоластика –………………………………………...? 2) «Семь свободных искусств» - круг учебных наук в эллинистическую эпоху в Греции, Древнем Риме и средневековой Западной Европе…………………………………………..? 3) Университеты - союз школяров и преподавателей для учебы и защиты своих интересов. 4)Автономия - самостоятельность, способность или право субъекта действовать на основании установленных принципов. 5) Диспуты – научные споры. 6) Возрождение (Ренессанс) –…………………………………………………….?. 7) Гуманизм – ………………………………………………………………………………? 8) Палаццо – городское жилище. 9) Вилла – загородное жилище. 10)Мусульманин-………………………………….? 11).Халиф…………………………? 12)Мечеть…………………………………………..? Задание 2. 1. Что такое схоластика? 2. Как развивалась общественная мысль в Средние века. 3. Опишите развитие образования в Средние века. 4. В чем состояло значение появления и распространения университетов? 5Как называется религия, основанная Мухаммедом? 6. Какое событие стало началом мусульманского летоисчисления? 7. Какую роль сыграл Ислам в арабских завоеваниях? 8. Территории каких современных государств целиком или частично входили в Арабский Халифат?
Задание 3.
Порядок выполнения: 1. Изучите приведенный ниже материал . 2. Отметьте особенности Средневековой культуры Западной Европы. Ответ аргументируйте. 3. Назовите имена итальянцев, представителей культуры эпохи Ренессанса.
Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального — к буржуазному. Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир. Ренессанс (renaissance — возрождение) — это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, поскольку развивалась вокруг морей — Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «старым миром». Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек — только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации — формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу, и провидение господне тут ни при чем. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Я. Бердяев). Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом». Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях» (Любимов Л. Искусство Западной Европы. —М., 1976. С. 128). Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в. Крупнейшие мастера Раннего Возрождения — Ф. Брунеллески (1377—1446), Донателло (1386—1466), Вероккио (1436— 1488), Мазаччо (1401—1428), Мантенья (1431—1506), С. Боттичелли (1444—1510). Живопись этого периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и строят сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются главным образом линейной перспективой и почти не замечают воздушной среды. И архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж. Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венецианскому Возрождению. Только Венеция в этот период (вторая половина XVI в.) оставалась самостоятельной, остальные итальянские княжества утратили свою политическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав и готику, и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения — это Джорджоне (1477—1510), Тициан (1477—1576), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594).
|
|||
|