|
|||
Квартирный вопрос. Портрет. Даешь фобию!5. Квартирный вопрос «Молодежь, хотя она и непутевая, все-таки жалко, - говорил по телевидению какой-то лысый мужчина. - Сами понимаете, даже дегенератам, алкоголикам и наркоманам жить где-то нужно. А скажите мне, как заработать молодым на квартиру, если они не работают? Как говорится, любишь кататься - люби и катайся, а собственной квартиры не видать, как своих ушей. Вот и получается, что жилищный вопрос стоит сейчас в нашей стране особо остро». Следившую за дебатами Людочку вдруг словно озарило: когда она вырастет - останется без квартиры. Поискав глазами родителей, девочка обнаружила мирно спавшего на диване деда. Стараясь шуметь как можно громче, Людочка подошла к нему: - Дедушка, ты не спишь? Деда, - ласковый голос не помогал, старик продолжал сопеть, и Людочке ничего не оставалось, как закричать. - Деда-а-а!!! - Не привыкай орать смолоду, - протирая глаза, застонал дедушка. - Мужа не будет. - А мне он и не нужен, - обиделась Людочка. - Мне квартира нужна. - Мне тоже муж не нужен, - вздохнул дедушка. - Деда, вот ты ответь: когда ты был молодой, где жил? - У родителей в деревне. - А потом? - В бараке. Мы строили коммунизм! - А после? - В бараке. Мы с женой семью строили! - А потом? - В бараке, только не в простом, а городского типа, потому что к тому времени строительство закончилось. Перспективы Людочку не радовали. Она все больше беспокоилась за свое будущее. Теперь мечта о том, чтобы скорее повзрослеть девочке казалась кощунственной. «Что же это получается, - рассудила Людочка, - растят тебя, растят, а потом выкидывают на улицу?!» Неожиданно для самой себя девочка почувствовала солидарность с лицами без определенного места жительства. Дедушка, продолжая зевать, спросил: - А что тебя это волнует? Когда подрастешь, пойдешь работать, тогда и будешь думать о квартире. - Задумываться нужно уже сейчас! - в отчаянии проговорила Людочка и живо представила себе будущее: обшарпанная комната в общежитии, муж - завсегдатай соседней комнаты, потому что сосед - дебошир и по совместительству заведующий публичным домом, Людочкин ребенок хочет смотреть мультфильмы, но не может - телевизор в ремонте, а для того, чтобы его выкупить, нет денег. - У меня даже телевизора не будет! - удивленно протянула Людочка, и на глаза ее навернулись горькие слезы. Дедушка понял - нужно спасать положение. Душевно улыбнувшись, он проговорил: - Не переживай, внучка. Родители у тебя хорошие, без жилья не оставят… Хм. Я кое-что на похороны скопил. В крайнем случае, будешь жить здесь! - А если у меня муж появится, семья? - Ничего страшного. Всем вместе веселее, только это событие торопить не надо. Подожди уж немного, - снова вздохнул дедушка и неожиданно вспомнил. - Ну-ка, тащи сюда веник! Людочка принесла, и дедушка продолжил: - Вот смотри, один прутик вытаскиваем и ломаем. Видишь? Вот и тебя одну также сломает… - Кто? - Да хоть твой муж, почем я знаю?! - не выдержал дед. - Я вообще это так говорю от нечего делать, а ты слушай и не перебивай! Смотри дальше - если все прутики вместе, никто этот веник не сломает. Видишь? Вот то-то. Надо, Людочка, жить всем вместе, то есть в одной квартире. - С тобой, родителями, своим мужем и детьми?! - не поверила Людочка. - Да, - кивнул дедушка, и по лицу его пробежала нервная дрожь. - С кошечкой, собачкой и рыбками?! Все в одной квартире?!!! - Да, - закашлявшись, ответил дедушка и поспешил к себе в комнату. Людочка все поняла. Она еще плохо представляла себе, как поместится все желаемое в их небольшой трехкомнатной квартире, но это уже было неважно. Больше квартирный вопрос девочку не пугал.
6. Портрет Человек, в силу своей природной скромности, мечтает оставить после себя память. «Потомкам», - застенчиво улыбаясь, утверждают диктаторы и совершают немыслимые поступки. Чтобы молва о них долго не выветривалась и не сходила с языков, они воздвигают себе скульптуры, называют в свою честь улицы, дома и чужих детей. У людей обыкновенных на такие жесты не хватает ни сил, ни времени. Еще бы, когда заниматься самовосхвалением, если ты задействован в процессе восхваления другого? Конечно, можно утешаться тем, что ты кирпичик великой истории, ноготок ноги огромного памятника или облюбованный для справления нужд угол улицы, названной в честь кого-то, кто жил в одно время с тобой и был велик. Но каждый все-таки желает быть увековеченным, и здесь пригождается обыкновенный художник. Главное в желании оставить после себя наследство не слишком наследить, но об этом забывают и диктаторы, и мы. - Скажите, а краски с картины не опадут? - с сомнением спросил Людочкин папа у художника. - Не должны. - Я хочу, чтобы они держались, как на древних иконах. - Постараюсь. - А вы правду говорили, что у меня лицо хорошее? Как вы сказали? Красивое, честное, с оттенком глубокого ума… - Я вам только цену назвал. Но если заплатите больше, могу нарисовать вам даже джокондовскую улыбку. - У нашего деда она такая, потому что он беззубый! Ладно, неважно. Приходи ко мне завтра. - Рисовать с семьей? - Зачем? Одного! Для семьи же и стараюсь, - Людочкин папа тяжело вздохнул, затем улыбнулся и расстался с художником. На следующий день, как и оговорено, они встретились в квартире Фонарейкиных. Людочкиного папу было не узнать. Он надел свой лучший костюм, побрился и пригладил волосы так, чтобы все видели его широкий лоб. Изменилось и поведение. Казалось, он не смотрит, а скользит взглядом, который не задерживается ни на чем, кроме собственного отражения в зеркале. - Рисуй меня в зале, - отдал распоряжение Людочкин папа и обратился к семье. - Вы все там прибрали? - Все, даже телевизор, - ответил дедушка. - Куда? - В мою комнату. - Ладно, не отвлекай. Я мыслю! - смягчился папа. Он развалился на диване в заранее продуманной позе и уставился в туманную даль потолка. Между прочим, он заметил, что не мешало бы забелить трещины, но момент для этого сейчас, конечно, был неподходящий. - Как тебе моя поза? - спросил Людочкин папа у художника, - Я могу и по-другому. С этими словами он живо представил на суд художника все тридцать шесть мучительно придуманных поз. - Э, - замялся художник. - Мне все равно. Сидите, как хотите. В комнату вошла Людочкина мама. Она хотела полить цветы. - Ты что делаешь?! - вскричал ее муж. - Здесь происходит магия искусства, мое лицо увековечивается в потоке времени… И ты тут?! Людочкина мама пожала плечами и вышла. Началась кропотливая работа. Иногда Людочкин папа в нетерпении выкрикивал: - Что ты сейчас рисуешь? Нос? Не забудь обратить внимание, что он тонкий, а глаза такие мечтательные и в то же время чрезвычайно умные... Я решил, нарисуй мне улыбку Джоконды, я иногда и вправду так улыбаюсь. - Боюсь, Джоконда не получится, - невозмутимо отвечал художник, - Лицо у вас не то. - Все равно нарисуй! - Давайте я лучше вашу улыбку нарисую. - А какая она? Красивая? - Обыкновенная. Людочкин папа не поверил. Работа длилась до позднего вечера. Ради портрета Эдик Фонарейкин пожертвовал всем: и обедом, и футболом, и домашними, которые лишь изредка просовывали через дверь свои головы. Наконец, портрет был готов. - Итак? - Людочкин папа застыл в торжественной вопросительности. - Готово, - убедил его художник и развернул картину… На холсте красовались геометрические фигуры неправильной формы с какими-то странными, ужасными ляпами. Единственный глаз чересчур выпирал, а нос непонятно где расположившись, был свернут в три раза. На нем выпирала огромная бородавка... «Надо же, а бородавку заметил», - отметил про себя Эдик и прошептал, задыхаясь от ужаса и негодования: - Что это? Ты рисовать то хоть умеешь? - Конечно, - обиделся художник. - У меня и образование есть. - Как же ты назовешь это? - тыкая дрожащим пальцем в портрет, спросил Эдик. - Взгляд сюрреалиста на обывателя, - улыбнулся художник. - Вон, - тихо засипел Людочкин папа. - Вон! - окрепнув, повторил он. - А деньги? - Держи деньги и вон! И мазню свою забери!!! Сегодня он больше не нуждался в вечности, только в своих домашних. Обхватив руками жену и дочь, он тихо страдал на любимом диване, но не жаловался. Про себя Людочкин папа думал: «Какое счастье, что скоро завтра, и я в нем. С мечтательными глазами и тонким, очень тонким носом»... 7. Даешь фобию! В Людочкиной школе появился новый педагог - прыщавая, неуравновешенная особа, которая еще и в придачу оказалась профессиональным психологом. Войдя в Людочкин класс, она окинула учеников невидящим взором и резким голосом воскликнула: «Дети, я буду преподавать у вас психологию, и сегодня же хочу поговорить с вами о фобиях. Для умственно отсталых объясняю: фобии - это ваше темное, бестолковое и коварное подсознание. Другим словом, страх. Ясно?». Школьники задумались: раньше их эта проблема не интересовала, а теперь, глядя в холодные синие глаза новой «училки» и слушая странные слова, они вдруг почувствовали это самое… Фобию! - Ты! - резко наклонившись к ученику за первой партой, крикнула психолог. - Расскажи доброй тетеньке – учительнице, что тебя мучает! - Н-н-не знаю, - прошептал ученик, но тень психолога нависала так грозно, что, порывшись в голове, он вспомнил. - Я боюсь опоздать домой. - У тебя забирают деньги старшеклассники, а потом бьют тебя? - смахнув невольную слезинку, спросила психолог. - Я боюсь пропустить любимые мультики. Психолог посмотрела на мальчика с таким отвращением, что весь класс невольно содрогнулся от охватившего ужаса. Между тем, учительница, похлопывая указкой по бедру, уже медленно проходилась по рядам. - Психолог, - уважительно протянул добрый мальчик, Людочкин сосед по парте Боря, за что и поплатился. - А чего боишься ты? - обратилась учительница к нему. - А как Вы догадались?! - удивился Боря. - Мальчики всегда чего-нибудь боятся! Так чего же?! - сощурившись, спросила психолог. - А Вы двойку мне не поставите? - Нет. Встань и отвечай на вопрос! - Я б-б-боюсь… Вас, - пролепетал Боря. - Садись, двойка! - Так тебе и надо, - фыркнула Людочка на вспотевшего соседа и вытянула руку. - А я боюсь замкнутых пространств. Просто ненавижу ездить в лифте! - Людочка, у тебя же в доме нет лифта, - прошептал Боря, но Людочка только отмахнулась. - Молодец, девочка, сегодня ты заработала свою первую честную пятерку, - похвалила Людочку психолог и, застыв возле доски в форме вопросительного знака, принялась учить: - Как можете вы, бездарные малолетки, ничего не бояться? Берите пример с этой девочки, - Людочка окинула победным взглядом свой класс. - В то время как падают самолеты, доллар, а у женщин на стороне пропадают мужья. В то время как в любой подворотне поджидает маньяк или еще хуже убийца! В то время как психи и бешеные пудели разгуливают на свободе, вы, дорогие мои, ничего не боитесь! Почему, спрашиваю я вас?! В то время как я, идиотка, - в доказательство своей правоты психолог ударила своим широким лбом доску на стене, - учу вас уму разуму, потому что другой работы мне не светит! В это время вы смотрите мультики!!! Забыв про бомбы террористов, голодных детей Африки и заложников! Господи, - учительница вскинула свои костлявые руки, и детям показалось, что это руки смерти, - жить-то как страшно! Класс чувствовал - в воздухе действительно пахнет жареным, и проносятся далекие стенания голодных африканских детей. Все заглянули под сиденья, не завалялось ли там случайно какой-нибудь бомбы. Оказалось, что нет, но в безопасности себя уже никто не ощущал. С дружным воплем школьники ринулись из класса наружу. По дороге Боря спросил умную Людочку: - Как ты думаешь, в Африке дети вправду голодают? - Нет, дурачок, там же везде бананы растут. С учительницей остались только двое - вечные второгодники, хулиганы Вовочка и Петенька. Когда стих в коридоре топот убегающих и наступило молчание, они восхищенно протянули: - У-а-у, вот это было круто! Даешь фобию! И все-таки, а где же бомба? - и засвистели так громко, что испуганный класс уже на улице обмер, а потом долго не мог придти в себя от пережитого шока.
|
|||
|