Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСУ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ



ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСУ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

  1. Предмет и задачи психофизиологии.
  2. Методы исследования в психофизиологии.
  3. Электроэнцефалография и сфера ее применения.
  4. Роль структур ЦНС в психофизиологической феноменологии.
  5. Показатели сердечно-сосудистой деятельности в психофизиологических исследованиях.
  6. Томографический мониторинг в психофизиологии.
  7. психофизиологический смысл детектора лжи.
  8. Особенности дыхательной ритмики при различных функциональных состояниях.
  9. Мышечная деятельность как психофизиологический феномен.
  10.  Общие представления о сенсорных системах и их роли в психической деятельности.
  11.  Психофизиология зрительной функции.
  12.  Психофизиология слуховой функции.
  13.  Психофизиология кожной чувствительности.
  14.  Психофизиология вкуса и обоняния.
  15.  Психофизиология болевой чувствительности.
  16.  Роль медиаторных систем в нервно-психической деятельности.
  17.  Рефлекторные механизмы как основа нервно-психической деятельнеости.
  18.  Учение об условно-рефлекторной деятельности.
  19.  Торможение условных рефлексов.
  20.  Общая типология ВНД как основа темперамента.
  21.  Частная (человеческая) типология ВНД в представлениях И.П. Павлова.
  22.  Психофизиология речи.
  23.  Развитие речи в индивидуальном психогенезе.
  24.  Межполушарное взаимодействие как психофизиологический феномен.
  25.  Сфера биологических потребностей человека.
  26.  Лимбическая система и психофизиологическая регуляция.
  27. Функциональное состояние как психофизиологический феномен.
  28. Роль ретикулярной формации в регуляции функциональных состояний.
  29. Психофизиология мотиваций.
  30. Психофизиология стресса.
  31. Психофизиология эмоций.
  32.  Виды стресса и стрессоры.
  33.  Вегетативно-гормональный компонент в стрессовой реакции.
  34.  Вегетативно-гормональный компонент при эмоциональной динамике.
  35.  Структуры лимбической системы.
  36.  Психофизиологические основы сна.
  37.  Виды сна. Их характеристики.
  38.  Роль цикличности «сон-бодрствование» в жизнедеятельности человека.
  39.  Виды памяти. Их характеристика.
  40.  Механизмы кратковременной памяти.
  41.  Механизмы долговременной памяти.
  42.  Подсознательная деятельность.
  43.  Проблема сознания.
  44.  Интуиция – что это?
  45.  Измененные состояния сознания.
  46.  Практика применения медитации.
  47.  Психофизиология пола.
  48.  Психофизиология старости.
  49.  Необычные способности человека.
  50.  Еще вопрос?

 

 

1. Предмет и задачи общей психофизиологии. Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности. Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы. Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.   2. Методы исследования в психоф-ии Психофизиология как часть нейронауки изучает мозговые механизмы психики, включая высшие психические функции и сознание, ориентируясь на системное изучение процессов, одновременно протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях. Успехи, достигнутые нейронаукой, особенно в области изучения нейронных механизмов психических функций, открывают новые пути для понимания сущности психических явлений, процессов психической регуляции и психокоррекции.За последние годы созданы принципиально новые неинвазивные методы исследования функций мозга, открывающие широкие перспективы для развития прикладной психофизиологии. Среди них:  1.Многоканальная электроэнцефалография (ЭЭГ)  2.Многоканальная магнитная энцефалография (МЭГ) 3.Транскраниальная магнитная стимуляция мозга, позволяющая непосредственно определять реактивность нейронов.  4.Многоканальный спектральный анализ МЭГ и ЭЭГ в фоне и при информационной нагрузке, 5.Структурная магнитно-резонансная томография  6.Функциональная магнитно-резонансная томография. 7.Магнитно-резонансная спектроскопия,  8.Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). 9.Многоканальная электромиография, 10.Многоканальная компьютерная полиграфия дыхательной и сердечно-сосудистой систем в сочетании с ЭЭГ- 3. Электроэнцефало и сфера ее прим. раздел электрофизиологии, изучающий закономерности суммарной электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, а также метод записи таких потенциалов. Также ЭЭГ — неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Электроэнцефалография дает возможность качественного и количественного анализа функционального состояния головного мозга и его реакций при действии раздражителей. Запись ЭЭГ широко применяется в диагностической и лечебной работе (особенно часто при эпилепсии), в анестезиологии, а также при изучении деятельности мозга, связанной с реализацией таких функций, как восприятие, память, адаптация и т. д. 4. Роль структур ЦНС в психофиз феноменологии направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Развивающаяся в начале XX в. феноменология практически сразу же проникла в медицину. С. К. Тумз в своей статье «Феноменология и медицина» говорит о том, что феноменологический метод был полезен медицине в следующем отношении: 1) феноменология разъясняла фундаментальное различие между непосредственным пре-теоретическим переживанием мира повседневной жизни и теоретическим, научным подходом к этому переживанию; 2) феноменология давала метод радикальной рефлексии этого опыта – феноменологическую редукцию; 3) акцентируя непосредственную и прямую дескрипцию, феноменология обеспечивала строгое и детальное рассмотрение того, как мы переживаем и интерпретируем мир повседневной жизни в контексте медицины и медицинской практики; 4) некоторые проблемы феноменологии соотносились со специфическими для медицины темами – это проблема телесности, человеческого бытия и существования, темпоральности, структур жизненного мира, анализа интерсубъективности и т. д
5. Показатели серд-сос деят в псхфиз исслеед. Сердечно-сосудистая система выполняет витальные функции, обеспечивая постоянство жизненной среды организма. Сердечная мышца и кровеносные сосуды действуют согласованно, чтобы удовлетворять постоянно меняющиеся потребности различных органов и служить сетью для снабжения и связи, поскольку с кровотоком переносятся питательные вещества, газы, продукты распада, гормоны. Индикаторы активности сердечно-сосудистой системы включают:  ритм сердца (РС) — частоту сердечных сокращений (ЧСС);  силу сокращений сердца — силу, с которой сердце накачивает кровь;  минутный объем сердца — количество крови, проталкиваемое сердцем в одну минуту; артериальное давление (АД);  региональный кровоток — показатели локального распределения крови. Для измерения мозгового кровотока получили распространение методы томографии и реографии  Среди показателей сердечно-сосудистой системы часто используют также среднюю частоту пульса и ее дисперсию. Артериальное давление — общеизвестный показатель работы сердечно-сосудистой системы. Оно характеризует силу напора крови в артериях. АД изменяется на протяжении сердечного цикла, оно достигает максимума во время систолы (сокращения сердца) и падает до минимума в диастоле, когда сердце расслабляется перед следующим сокращением. Ритм сердца — показатель, часто используемый для диагностики функционального состояния человека, зависит от взаимодействия симпатических и парасимпатических влияний из вегетативной нервной системы. Электрокардиограмма (ЭКГ) — запись электрических процессов, связанных с сокращением сердечной мышцы. Плетизмография — метод регистрации сосудистых реакций организма. 6. Томографический моторинг в психофизиологии ТКЭАМ — топографическое картирование электрической активности мозга — область электрофизиологии, оперирующая с множеством количественных методов анализа электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов. Широкое применение этого метода стало возможным при появлении относительно недорогих и быстродействующих персональных компьютеров. Топографическое картирование существенным образом повышает эффективность ЭЭГ-метода. ТКЭАМ позволяет очень тонко и дифференцированно анализировать изменения функциональных состояний мозга на локальном уровне в соответствии с видами выполняемой испытуемым психической деятельности. Сам метод картирования мозга можно разложить на три основные составляющие:  регистрацию данных; анализ данных; представление данных.   7.Психофиз смысл детектора лжи Детектор лжи — условное название прибора полиграфа, одновременно регистрирующего комплекс физиологических показателей с целью выявить динамику эмоционального напряжения. С человеком, проходящем обследование на полиграфе, проводят собеседование, в ходе которого наряду с нейтральными задают вопросы, составляющие предмет специальной заинтересованности. По характеру физиологических реакций, сопровождающих ответы на разные вопросы, можно судить об эмоциональной реактивности человека и в какой-то мере о степени его искренности в данной ситуации. Поскольку в большинстве случаев специально необученный человек не контролирует свои вегетативные реакции, детектор лжи дает по некоторым оценкам до 71% случаев обнаружения обмана. Следует иметь в виду, однако, что сама процедура собеседования (допроса) может быть настолько неприятна для человека, что возникающие по ходу физиологические сдвиги будут отражать эмоциональную реакцию человека на процедуру. Отличить спровоцированные процедурой тестирования эмоции от эмоций, вызванных целевыми вопросам, невозможно. В то же время человек, обладающий высокой эмоциональной стабильностью, сможет относительно спокойно чувствовать себя в этой ситуации, и его вегетативные реакции не дадут твердых основания для вынесения однозначного суждения. По этой причине к результатам, полученных с помощью детектора лжи, нужно относиться с должной мерой критичности.   8. Особенности дыхат ритмики при разл Необходимый для организма объем альвеолярной вентиляции может быть достигнут при разных паттернах дыхания. Так обозначают соотношение параметров внешнего дыхания: его длительности и дыхательного объема, т. е. частоты и глубины дыхания. Чем больше дыхательный объем, тем большее усилие дыхательных мышц необходимо приложить для преодоления эластической тяги легких. В то же время чем чаще дыхание, тем большее сопротивление создается ускоренному воздушному потоку в дыхательных путях. Следовательно, глубокое (хотя и медленное) и частое (хотя и поверхностное) дыхание сопряжено с увеличением энерготрат на вентиляцию легких. Организм избирает такой паттерн дыхания, при котором требуемый уровень альвеолярной вентиляции достигается с наименьшей затратой энергии на работу дыхательных мышц. Таким образом, соотношение между частотой и глубиной дыхания в конечном счете зависит от биомеханических свойств респираторной системы— аэродинамического сопротивления воздухоносных путей и растяжимости легких. При различных состояниях организма, фармакологических воздействиях или неадекватных окружающих условиях наблюдаются расстройства дыхания. Все формы нарушения нормального дыхания объединяются термином «диспноэ». Часто встречается так называемое периодическое дыхание Чейна—Стокса: дыхательные движения постепенно углубляются и учащаются, что приводит к развитию гипервентиляции и гипокапнии. В результате частота и глубина дыхания уменьшаются вплоть до апноэ. Затем концентрация углекислоты в крови увеличивается, что в свою очередь приводит к новому нарастанию частоты и глубины дыхания.. В некоторых случаях при повреждении головного мозга у млекопитающих дыхание становится таким же, как у животных, стоящих на более низких ступенях эволюции. При хронической гипоксии головного мозга или отделении перерезкой передней части моста среднего мозга дыхание напоминает «лягушачье» — после развития вдоха следует инспираторная задержка и короткий выдох. Такой тип дыхания называется апнейстическим. Особый характер дыхания отмечен при одышке, т. е. при нарушении частоты и глубины дыхательных движений, сопровождающихся субъективным ощущением удушья.
9. Мышечная деятельность как психофиз феномен Дарвин первым обратил внимание на особую роль в проявлении эмоций, которую играет мышечная система организма и в первую очередь, те ее отделы, которые участвуют в организации специфических для большинства эмоций движений тела и выражений лица. Кроме того, он указал на значение обратной связи в регуляции эмоций, подчеркивая, что усиление эмоций связано с свободным внешним их выражением. Напротив, подавление всех внешних признаков эмоций ослабляет силу эмоционального переживания. 10. Общие представления о сенсор системах В составе сенсорной системы различают З отдела. 1) периферический, состоящий из рецепторов, воспринимающих определенные сигналы, и специальных образований, способствующих работе рецепторов 2) проводниковый, включающий проводящие пути и подкорковые нервные центры; 3) корковый — области коры больших полушарий, которым адресуется данная информация.Нервный путь, связывающий рецепторе корковыми клетками, обычно состоит из четырех нейронов: первый, чувствительный нейрон расположен вне ЦНС — в спинномозговых узлах или узлах черепномозговых нервов; второй нейрон находится в спинном, продолговатом или среднем мозге; третий нейрон — в релейных (переключательных) ядрах таламуса (промежуточный мозг); четвертый нейрон представляет собой корковую клетку проекционной зоны коры больших полушарий. Основные функции сенсорных систем: сбор и обработка информации о внешней и внутренней среде организма; осуществление обратных связей, информирующих нервные центры о результатах деятельности; поддержание нормального уровня (тонуса) функционального состояния мозга. 11. Психофизиология зрительной функции Зрительная сенсорная система служит для восприятия и анализа световых раздражений. Через нее человек получает до 80-90 % всей информации о внешней среде. Глаз человека воспринимает световые лучи лишь в видимой части спектра — в диапазоне от 400 до 800 нм. Благодаря деятельности зрительного анализатора различают освещенность предметов, их цвет, форму, величину, направленность передвижения, расстояние на которое они удалены от глаза и друг от друга. Все это позволяет оценивать пространство, ориентироваться в окружающем мире, выполнять различные виды целенаправленной деятельности. Орган зрения (глаз) включает три различных в функциональном отношении элемента: 1)глазное яблоко, в котором расположены световоспринимающий, светопреломляющий и светорегулирующий аппараты; 2)защитные приспособления, т.е. наружные оболочки глаза (склера и роговица), слезный аппарат, веки, ресницы, брови; 3)двигательный аппарат, представленный тремя парами глазных мышц (наружная и внутренняя прямые, верхняя и нижняя прямые, верхняя и нижняя косые), которые иннервируются III (глазодвигательный нерв), IV (блоковый нерв) и VI (отводящий нерв) парами черепных нервов. 12 Психфиз слуховой функции. Слуховая сенсорная система служит для восприятия и анализа звуковых колебаний внешней среды. Она приобретает у человека особо важное значение и связи с развитием речевого общения между людьми. Общий план организации. Слуховая сенсорная система состоит из следующих разделов: периферический отдел, проводниковый отдел слуховом поле и височной области коры больших полушарий и обеспечивает возникновение ощущения, а более сложная обработка звуковой информации происходит в расположенном рядом вторичном слуховом поле, отвечающем за формирование восприятия и опознание информации. Восприятие звука основано на двух процессах, происходящих в улитке: 1) разделение звуков различной частоты по месту их наибольшего воздействия на основную мембрану улитки и 2) преобразование рецепторными клетками механических колебаний в нервное возбуждение. При различных по частоте звуках возбуждаются разные волосковые клетки и разные нервные волокна, т. е. осуществляется пространственный код. Увеличение силы звука приводит к увеличению числа возбужденных волосковых клеток и нервных волокон, что позволяет различать интенсивность звуковых колебаний.  
13. Психофизиология кожной чувствит. В коже представлена тактильная, температурная и болевая рецепция. На 1 см2 кожи, в среднем, приходится 12-13 Холодовых точек, 1-2 тепловых, 25 тактильных и около 100 болевых. Тактильная сенсорная система предназначена для анализа давления и прикосновения. Ее рецепторы представляют собой свободные нервные окончания и сложные образования (тельца Мейснера, тельца Паччини), в которых нервные окончания заключены в специальную капсулу. Они находятся в верхних и нижних слоях кожи, в кожных сосудах, в основаниях волос. Особенно их много на пальцах рук и ног, ладонях, подошвах, губах. Наиболее чувствительным рецептором является тельце Паччини. которое вызывает ощущение прикосновения при смещении капсулы лишь на 0.0001 мм. Путь тактильной информации следующий: рецептор- 1-й нейрон в спинномозговых узлах -2-й нейрон в спинном или продолговатом мозге — 3-й нейрон в промежуточном мозге (таламус) — 4-й нейрон в задней центральной извилине коры больших полушарий (первичная соматосенсорная зона). Температурная рецепция осуществляется Холодовыми рецепторами (колбы Краузе) и тепловыми (тельца Руффини, Гольджи-Маццони). При температуре кожи 31-37°С эти рецепторы почти неактивны. Ниже этой границы холодовые рецепторы активизируются пропорционально падению температуры, затем их активность падает и совсем прекращается при +12°С. При температуре выше 37 С активизируются тепловые рецепторы, достигая максимальной активности при +43°С, затем резко прекращают ответы. Болевая рецепция, как считает большинство специалистов, не имеет специальных воспринимающих образований. Болевые раздражения воспринимаются свободными нервными окончаниями, а также возникают при сильных температурных и механических раздражениях в соответствующих термо- и механорецепторах. Температурные и болевые раздражения передаются в спинной мозг, оттуда в промежуточный мозг и в соматосенсорную область коры. 14. Психфиз вкуса и обоняния Обонятельная и вкусовая сенсорные системы относятся к древнейшим системам. Они предназначены для восприятия и анализа химических раздражений, поступающих из внешней среды. Хеморецепторы обоняния находятся в обонятельном эпителии верхних носовых ходов. Это — волосковые биполярные клетки, передающие информацию через решетчатую кость черепа к клеткам обонятельной луковицы мозга и далее через обонятельный тракт к обонятельным зонам коры (крючек морского коня, извилина гиппокампа и другие). Различные рецепторы избирательно реагируют на разные молекулы пахучих веществ, возбуждаясь лишь теми молекулами, которые являются зеркальной копией поверхности рецептора. Они воспринимают эфирный, камфарный, мятный, мускусный и др. запахи, причем к некоторым веществам чувствительность необычайно высока. Хеморецепторы вкуса представляют собой вкусовые луковицы, расположенные в эпителии языка, задней стенке глотки и мягкого неба. У детей их количество больше, а с возрастом — убывает. Микроворсинки рецепторных клеток выступают из луковицы на поверхность языка и реагируют на растворенные в воде вещества. Их сигналы поступают через волокна лицевого и языко-глоточного нервов (продолговатый мозг) в таламус и далее в соматосенсорную область коры. Рецепторы разных частей языка воспринимают четыре основных вкуса: горького (задняя часть языка), кислого (края языка), сладкого (передняя часть языка) и соленого (передняя часть и края языка). Между вкусовыми ощущениями и химическим строением вещества отсутствует строгое соответствие, так как вкусовые ощущения могут изменяться при заболевании, беременности, условно-рефлекторных воздействиях, изменениях аппетита. В формировании вкусовых ощущений участвуют обоняние, тактильная, болевая и температурная чувствительность. Информация вкусовой сенсорной системы используется для организации пищевого поведения, связанного с добыванием, выбором, предпочтением или отверганием пиши, формированием чувства голода, сытости. 15. Психфиз болевой чувствительности Болевая, или ноцицептивная, чувствительность имеет особое значение для выживания организма, так как сигнализирует о действии чрезмерно сильных и вредных факторов. Мышечное веретено имеет длину в несколько миллиметров, ширину в десятые доли миллиметра, одето капсулой и расположено в толще мышцы. Внутри капсулы находится пучок интрафузальных мышечных волокон. Веретена расположены параллельно внешним по отношению к капсуле экстрафузальным волокнам, поэтому при растяжении мышцы нагрузка на веретена увеличивается, а при сокращении -- уменьшается. В расслабленной мышце им-пульсация, идущая от веретен, невелика, но они реагируют повышением частоты разрядов на удлинение мышцы. Таким образом, веретена дают мозгу информацию о длине мышцы и ее изменениях. Импульсация, идущая от веретен, в спинном мозге возбуждает мотонейроны своей мышцы и тормозит мотонейроны мышцы-антагониста, а также возбуждает мотонейроны сгибателей и тормозит мотонейроны разгибателей. Сухожильные рецепторы Гольджи находятся в зоне соединения мышечных волокон с сухожилием и расположены последовательно по отношению к мышечным волокнам. Они слабо реагируют на растяжение мышцы, но возбуждаются при ее сокращении, причем их импульсация пропорциональна силе сокращения. Поэтому сухожильные рецепторы информируют мозг о силе, развиваемой мышцей. Идущие от этих рецепторов волокна в спинном мозге вызывают торможение мотонейронов собственной мышцы и возбуждение мотонейронов мышцы-антагониста. Информация от мышечных рецепторов по восходящим путям спинного мозга поступает в высшие отделы ЦНС, включая кору большого мозга. Суставные рецепторы изучены меньше, чем мышечные. Известно, что они реагируют на положение сустава и на изменения суставного угла, участвуя таким образом в системе обратных связей от двигательного аппарата. 16. Роль медиаторных систем в ЦПД Память, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Медиаторам – химическим посредникам в синаптической передаче информации – придается большое значение в обеспечении механизмов долговременной памяти. Основные медиаторные системы головного мозга – холинэргическая и моноаминоэргическая (включает в себя норадреноэргическую, дофаминэргическую и серотонинэргическую) – принимают самое непосредственное участие в обучении и формировании энграмм памяти. 1. Головной мозг и нервные импульсы  Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Она связана с различными частями тела периферическими нервами – двигательными и чувствительными. Головной мозг – симметричная структура, как и большинство других частей тела. Внутри мозга различают серое вещество, состоящее преимущественно из тел нервных клеток и образующее кору, и белое вещество – нервные волокна, которые формируют проводящие пути (тракты), связывающие между собой различные отделы мозга, а также образуют нервы, выходящие за пределы ЦНС и идущие к различным органам. Клетки ЦНС называются нейронами; их функция – обработка информации. Нейрон, как и все другие клетки, окружен полупроницаемой (плазматической) мембраной. От тела клетки отходят два типа отростков – дендриты и аксоны. Тело нейрона содержит ядро и другие органеллы, такие же, как и в других клетках тела.  Передача информации в мозгу, как и нервной системе в целом, осуществляется посредством нервных импульсов. Они распространяются в направлении от тела клетки к концевому отделу аксона, который может ветвиться, образуя множество окончаний, контактирующих с другими нейронами через узкую щель – синапс; передача импульсов через синапс опосредована химическими веществами – нейромедиаторами.
17. Рефлекторные механизмы как основа НПД Основной формой уравновешивания организма со средой является рефлекс, т.е. ответ организма на раздражения, осуществляемый с помощью центральной нервной системы. Раздражения, вызывающие рефлекс, могут исходить из внешнего мира или из внутренней среды организма Ответами на любые раздражения являются сокращения мышц, приводящие к движениям, или секреция желез С помощью нервной системы организм как целое соотносится с внешним миром, а внутри организма отдельные его части объединяются в упорядоченной совместной деятельности. Поэтому рефлекторная деятельность позволяет организму успешно приспособляться к самым различным изменениям среды. Эта тонкая и сложная работа осуществляется благодаря центральной нервной системе.     18. Учение об условно-рефлекторной деят. И.М.Сеченов в середине прошлого века обосновал положение об условно-рефлекторной природе психических процессов и поведения человека («Рефлексы головного мозга», 1866). В знаменитых опытах И.П.Павлова по выработке условных рефлексов у собак было показано, что, используя положительное стимулирование, можно вырабатывать у животных определенные реакции и формы поведения. В основе поведения человека тоже лежат условные рефлексы -ответные реакции на воздействие внешней среды. Они складываются в сложные образования - привычки, стереотипы - устойчивые формы реагирования на определенные ситуации. К.Д.Ушинский утверждал, что в формировании личности важную роль играют чувства наслаждения и страдания. И даже усвоение детьми сути сложных, недоступных детскому логическому анализу понятий связано с этими чувствами. В материалах к третьему тому «Педагогической антропологии» он писал, что «...одним из действительнейших средств постижения детьми глубоких и обширных философских и психологических истин являются наслаждения и страдания, которые воспитатель может по воле возбудить в душе  воспитанника тогда, когда они не возбуждаются сами собою как последствия поступка»1.   19. Торможение условных рефлексов Функционирование условно-рефлекторного механизма базируется на двух основных нервных процессах: возбуждения и торможения. При этом по мере становления, упрочения условного рефлекса возрастает роль тормозного процесса. В зависимости от природы физиологического механизма, лежащего в основе тормозного эффекта на условно-рефлекторную деятельность организма, различают безусловное (внешнее и запредельное) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов. Внешнее торможение условного рефлекса возникает под действием другого постороннего условного или безусловного раздражителя. Внешнее торможение наступает при первом предъявлении соответствующего сигнала. Запредельное торможение условного рефлекса развивается либо при чрезмерно большой силе стимула, либо при низком функциональном состоянии центральной нервной системы, на уровне которого обычные пороговые раздражители приобретают характер чрезмерных, сильных. Условное (внутреннее) торможение условного рефлекса носит условный характер и требует специальной выработки. Условный рефлекс угнетается, подавляется, поскольку перестает быть сигналом, предвещающим появление безусловного стимула. Различают четыре вида внутреннего торможения: угасание, дифференцировка, условный тормоз, запаздывание. 20. Общая типология ВНД как основа темперамента. Живой тип (сангвиник) Человек подвижный, с живой мимикой и богатой жестикуляцией. Не отличается глубиной и длительностью переживаний. Быстро приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. Общителен. Энергично и настойчиво преодолевает трудности. Отличается большим самообладанием. 2. Спокойный тип (флегматик). Человек медлительный, неторопливый, несколько вялый, с маловыразительной мимикой и бедной жестикуляцией. Его трудно «вывести из себя». Остается уравновешенным даже в трудных обстоятельствах. В меру общителен. Обладает хорошей работоспособностью, умеет правильно рассчитывать свои силы и любит доводить дело до конца. Присуща некоторая медлительность в принятии решений 3. Безудержный тип (холерик). Человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, бурно проявляющимися чувствами, ярко отражаются в речи, мимике, жестах. Нередко вспыльчив. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам. Смелость сочетается с отсутствием выдержки. Характерно самозабвенное увлечение каким-нибудь делом, однако не умеет планировать нагрузку 4. Слабый тип (меланхолик). Человек застенчивый, нерешительный, робкий, болезненно реагирующий на сильные жизненные раздражители. От всякого нового явления в жизни ждет одних неприятностей. При изменении ситуации впадает в панику, тоску и уныние. Стремится оградить себя от общества. Настроения меняются медленно. Переживания отличаются глубиной и силой, хотя и протекают внешне спокойно    
21. Частная типология ВНД по Павлову Таким образом, согласно Павлову, нервная система обладает тремя свойствами возбудительного и тормозного процесса: 1. Сила - показатель работоспособности, выносливости нервных клеток при воздействии на них повторяющихся или сверхсильных раздражителей. Основной признак силы нервной системы по отношению к возбуждению - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяющееся возбуждение. 2. Подвижность - скорость изменения интенсивности раздражителей и скорость возникновения и прекращения нервных процессов.  3. Уравновешенность (баланс нервных процессов) - соотношение основных нервных процессов (возбуждения и торможения), вовлеченных в выработку положительных или отрицательных условных рефлексов. Из их же различных комбинаций складывается четыре типа высшей нервной деятельности. Первый - сильный, неуравновешенный, соответствует холерическому темпераменту. Второй - сильный, уравновешенный, но при этом инертный и медлительный, в свою очередь соответствует флегматическому типу темперамента. Третий, противоположен второму, такой же сильный и уравновешенный, но подвижный, что присуще сангвиникам. Четвертый и последний тип высшей нервной деятельности, выделенный Павловым - слабый, его обладателями являются люди с меланхолическим складом темперамента.     22. Психофизиология речи Речь – исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков. Механизм речи включает в себя три основных звена: восприятие речи, продуцирование и «внутреннюю речь». Процесс речи основан на работе различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и двигательного. Для различения высшей нервной деятельности животных и человека И.П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности. Первая сигнальная система – система условнорефлекторных образов, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Вторая сигнальная система возникла в результате развития речи как средства общения между людьми в процессе труда.  Центральное место во второй сигнальной системе занимает речевая деятельность. Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую. Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Речь используется для передачи информации и побуждения к действию. Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности. Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. 23. Развитие речи в индивид психогенезе Проблема психогенеза имеет отношение к возникшей в древние времена дихотомии души и тела. Психологические и соматические феномены происходят в одном и том же организме, но являются при этом просто Двумя сторонами одного процесса. Определенные физиологические процессы, происходящие в живом организме, субъективно воспринимаются как чувства, идеи и стремления. Психологические методы, связанные с передачей субъективно воспринимаемых физиологических процессов через речь, — самое лучшее средство исследования таких процессов. Поэтому объект исследования у психологии и физиологии в сущности один и тот же; различие заключается лишь в подходе. Важно, что именно понимается под «психогенезом». Физиологическое воздействие гнева состоит из цепи событий, в которой каждое звено может быть описано, по крайней мере теоретически, на языке физиологии. Отличительной чертой таких психогенных факторов, как эмоции, идеи и фантазии, является то, что они могут исследоваться также и психологически, с помощью интроспекции или вербальных сообщений от тех, у кого протекают эти физиологические процессы. Вербальная коммуникация является поэтому одним из наиболее мощных инструментов психологии, а вместе с тем и психосоматического исследования. 24. Межполушарное воздействие как психфиз феномен. дна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов. В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов. С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу: Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи); Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия); Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.