|
|||
Новообразования личности в подростковом возрасте».
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра технологического образования
«Новообразования личности в подростковом возрасте». Доклад Студентки 2 курса 201 группы Направление 44.03.01 Педагогическое образование профиль подготовки «Технология» факультета психолого-педагогического и специального образования Айна Италмазова
Доцент ___________________________ Тарасова Л. Е.
Саратов 2020 Главное содержание подросткового возраста достался его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Для переходного возраста характерна переориентация подростка с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных себе по положению. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. Подросткам свойственно тяготение к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия. Чтобы сохранить психологический контакт с подростками (особенно остро эта необходимость стоит перед родителями и педагогами), нужно надлежащим образом прослеживать изменения в подростковом возрасте, а в особенности группирование подростков, как в организованном коллективе, так и при свободном общении, т.к. без свойственного подросткам вхождения в группы не возможно представить дальнейшее полноценное развитие личности. Тема исследования новообразований подростка является интересной не только для людей, занимающихся изучением подросткового возраста, но и для простых обывателей. Тем более, что в современное время все чаще и чаще возникают проблемы с детьми, находящихся в данном возрастном периоде, особенно в проявлении агрессии. Цель данного исследования заключается в изучении основных новообразований личности в подростковом возрасте. Задачи исследования сводятся к следующему: - изучение исторического материала; - изучение характеристики подросткового возраста; - анализ основных новообразований личности в подростковом возрасте. В качестве объекта данной курсовой работы выбран подростковый возраст, следовательно, предметом изучения можно выделить основные новообразования личности в подростковом возрасте. В данной курсовой работе представлены только основные составляющие новообразования личности в подростковом возрасте. Базой для данной работы стало изучение особенностей подросткового возрасте, психологический, анатомо-физиологических и социальных новообразований. 1. Общая характеристика подросткового возраста Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в V - VIII классах средней школы. За эти четыре года бывший ребенок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых. Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка «скачек в росте» и половое созревание. Перестройка в эндокринной системе часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Несмотря на значительные внешние изменения, происходящие в этом возрасте, говорить об окончательном формировании взрослого организма преждевременно, т.к. наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, приводящая нередко к дисгармоничному типу развития, сопровождающему функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Неравномерность роста и главным образом пропорциональность развития костей и мышц приводит к известной неуклюжести, угловатости, характеризующей подростков. Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной возрастной группе и в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие переживания могут обостриться в связи с возникновением интереса к другому полу, повышающегося внимания к собственной внешности. По складу личности младший подросток - общественник. Ребят привлекает коллективный образ жизни и деятельности, они тянутся к совместной деятельности, к активному участию в жизни школьного коллектива. В любом мероприятии предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу. Для ребят очень важно почувствовать, что их труд и они сами кому-то нужны. Формализм в организации общественно полезной деятельности младших подростков разрушает их стремление и желание работать, порождает индивидуалистические тенденции.
1.2 Личностные и эмоциональные особенности подростка Личность человека в подростковом возрасте развивается самым необычным способом. Со всех сторон его окружают трудности и проблемы, которые он сам себе создает. В подростковом возрасте происходит расширение жизненного пространства ребенка как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального окружения. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологический детерминант личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из фундаментальнейших фактов развития личности. Осознание своего физического облика, четкий самообраз являются одними из важнейших внутренних условий, активно участвующих в формировании личности подростка. Осознание эстетического эффекта своей внешности, сформированное представление о собственной соматической организации являются одними из регулирующих факторов поведения любого человека. Та или иная оценка своей внешности влечет за собой определенное самочувствие и может определить характер взаимоотношений между людьми. Осознание особенностей своей внешности влияет на формирование многих важных качеств личности (уверенность в себе, жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм). Именно в подростковом возрасте степень созревания, соответствие физического развития человека стандартам, принятым в группе его сверстников и друзей, может стать определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Ощущение личностной идентичности подростка предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени. Быстрее перестройки периода полового созревания должны интегрироваться в новое устойчивое ощущение идентичности. Поэтому процесс развития приводит подростков к концепции на физических аспектах своего «Я». Схема тела не всегда объективна, а иногда даже полностью противоположна мнению окружающих. Неадекватное представление о своем физическом облике может приводить к кратковременным нервным расстройствам, становиться первопричиной возникновения сложных невротических комплексов, основывающихся на чувстве собственной неполноценности. Недовольство свой наружностью, представления о своем физическом недостатке, как правило, не соответствующие действительности, сопровождаются непреодолимым желанием исправить свою внешность. В медицинской литературе этот феномен описывается как синдром дискорфофобии, или бред физического недостатка. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка, в свою очередь, начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми. Эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, а их конфликтующие моменты следует примирить или отторгнуть. Данный процесс еще больше усложняется либо в случае наличия ролевого конфликта, либо в случае конфликта между значимыми другими. При этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути. Развитие эмоциональности в подростковом возрасте так же, как и другие психические процессы, подчиняется определенным закономерностям. Исследования Генри Дюпона показали, что в отроческом возрасте начинается психологическая стадия развития эмоций, т.е. поиск себя, своего отличия от других людей, приводящий к тому, что детские классификации людей по полу, групповой принадлежности и любимым способам проведения досуга сменяются более психологическими, многофакторными классификациями, имеющими сильную эмоциональную окраску: смелость, честность, преданность, доброта, дружелюбие, талантливость, независимость, оригинальность. Нет конца психологическим меркам, которые подростки прикладывают к себе и к другим людям в поисках собственной идентичности и уникальности. Результаты этих стихийных психологических исследований себя и других людей систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях, поведенческих кодах. Все эти представления подростку еще предстоит «испытать на прочность» - проверить в условиях реальной жизни, скоординировать с ценностями семейными, групповыми, социальными. Негативизм - асоциальная, или антисоциальная реакция на рассогласование личных и общественно одобряемых ценностей - или адаптация собственных взглядов на жизнь применительно к реальным условиям этой жизни - таковы наиболее распространенные варианты завершения психологической стадии эмоционального развития. Огромное количество людей остается на этой стадии бытового психологизирования всю жизнь. Следующая стадия - стадия автономии эмоций, возникающая в тех случаях, когда столкновение ценностей, вырабатываемых самим подростком, и ценностей его социального окружения приводит к появлению у подростка позиции человека, отвечающего за свою судьбу. Главной движущей силой развития такой личности становятся процессы самоопределения, направленные на минимализацию конфликта между собственными, внутренними и внешне навязываемыми ценностями и целями за счет преобразования и тех и других. С точки зрения другого исследователя - Х. Ремшмидта, в подростковом возрасте встречается три типа эмоционального реагирования. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. 1. Эмоциональная неустойчивость. В эмоциональной сфере еще сохраняется значительная неуверенность относительно выбора форм поведения. Новые чувства уже возникли, но еще не обрели адекватных способов выражения или точек приложения. Мотивационная ситуация характеризуется, с одной стороны, стремлением к самостоятельности и самоуважению, а с другой - столкновение с регламентацией и ожиданиями окружающих. Это противоречие втягивает подростков в конфликт, который может вызывать весьма изменчивые, импульсивные, с трудом предсказуемые эмоции. 2. Нападение или отступление. Описанная ситуация может способствовать как агрессивному поведению, так и тенденции избежать столкновение. Первое проявление в несогласии с существующим порядком, в противодействии законам и правилам социального окружения. У отступления также может быть оппозиционный характер, когда возникает стремление не иметь больше ничего общего с миром взрослых. Однако встречается и разочарованный уход в самого себя, обусловленный чувством непонятности. 3. Идеализм. Неумение критично взглянуть на окружающую действительность и вследствие этого видение только какой-то одной, желанной стороны этого мира. Порождает обычно возвышенные, радужные эмоции. Наибольшую трудность преодоления идеалистической точки зрения вызывает переход к адекватному видению, а не к выбору другой «стороны медали» - негативизм.
|
|||
|