Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Трудовая теория антропогенеза в своем первоначальном классическом варианте была изложена Ф.Энгельсом в его известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной в 1873-1876 гг. и впервые опубликованной в 1896 г. Уже после см



 

1. Предмет первобытной истории - период времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности. Значение- чтобы правильно разо­браться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социаль­ных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобыт­ной истории. Как появился на Земле сам человек: в результате закономерной эволюции органической природы или божественным промыслом? Каково происхождение человеческих рас и дает ли оно основания для расистских идей об их неравноценности? Обоснована ли коллективистическая концепция первобытного обще­ства - этого первого звена в развитии человечества? Как и когда возникли частная собственность, общественное неравенство и госу­дарственное принуждение? Имманентны ли они всякому человеческо­му обществу или исторически обусловлены, а тем самым и преходящи? Извечна ли такая специфичная форма миропонимания, как религия, в частности, религия не в монотеистической форме? Идеологическая масштабность этих вопросов очевидна. Таким образом, первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение. Еще один аспект первобытно-исторических знаний не лишен непосредственно практического значения. Ведь некоторые народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находи­лись или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета в государственном, экономическом и культурном строительстве, и наука, в том числе первобытно-истори­ческая, не стоит от этого в стороне.

2. Источники изучения– этнографические, археологические, антропологические, лингвистические, естественнонаучные.

3. Методы исследований– радиоуглеродный, дендрохроматический, геомагнитный, метод ленточных глин, стратиграфический, типологический.

4. Периодизация– археологическая (тип материала для орудий труда); социокультурная (форма общественной организации); антропологическая (изменение морфологических черт); периодизация Моргана – дикость (3 ступени), варварство (3 ступени), цивилизация (3 ступени).

5. Хронология- праобщины (первобытного человеческого стада) – 2 мл. лет назад – 40 тыс. лет назад; –первобытной родовой (раннепервобытной) общины –40 тыс. лет назад – 10-5 тыс. лет назад; – первобытной соседской (позднепервобытной) общины – с 10-5 тыс лет назад. Плюс эпохи палеолита, мезолита, неолита с датировкой.

6. Основные проблемы антропогенеза– философские, психологические, естественнонаучные. Две точки зрения на проблемы -  первая – библейская, или религиозная; вторая - естественно-научная.

7. Трудовая теория антропогенеза в своем первоначальном классическом варианте была изложена Ф.Энгельсом в его известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной в 1873-1876 гг. и впервые опубликованной в 1896 г. Уже после смерти Энгельса. Основу концепции Ф.Энгельса составляет понятие о труде как первом основном условии всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что «труд создал самого человека». В этой работе устанавливается последовательность основных этапов гоминизации с выделением прямохождения как решающего шага на пути очеловечивания обезьяны; дается определение руки как органа и продукта труда; рассматривается возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития; подчеркивается качественное своеобразие антропогенеза как процесса активного приспособления человека к середе, экологическое превосходство человека разумного над другими видами.

8. Почитать в интернете.

9. Эволюция архантропов -архантропы были людьми, практически современными по строению скелета – рука и нога имели уже полностью современное строение, – но их череп значительно отличался от человеческого. Прежде всего, стоит обратить внимание на огромные размеры челюстей, толстые стенки черепа (у некоторых индивидов 2 см толщины), нависающие надбровные дуги, покатый лоб, выступающий назад затылок и значительный затылочный рельеф. Они являются очень характерными физиономическими чертами архантропов и придавали первым людям грубые, истинно первобытные черты. Формы, относимые к Homo heidelbergensis отличались от Homo erectus намного большим мозгом и округлым затылком. В головном мозге прогрессивными темпами развивались лобная, теменная и височная доли, отвечающие за специфически-человеческие особенности поведения и психики. Стоит упомянуть бурное развитие зон Брока и Вернике, где у современного человека находятся центры речи. Лобная доля, отвечающая за социальность, общение, альтруистические проявления в поведении, увеличивалась у предков человека наиболее активно. Объём мозга колебался в пределах 700–1100 см3 . Первые архантропы изготовляли орудия олдувайского типа, среди которых постепенно появляются более совершенные формы. Примерно ко времени 1–1,5 млн. лет назад орудия совершенствуются настолько, что их уже относят к новой археологической культуре – ашельской. Типичным орудием ашельской культуры является ручное рубило – тяжёлое, с грубым режущим краем. Кроме каменных орудий, архантропы делали и деревянные копья, изредка находимые в торфяных болотах Европы. Период существования архантропов важен в том отношении, что именно тогда закладывались основы современного человеческого общества. Возможно, к этому времени относится появление речи, о чем можно судить по слепкам головного мозга (где наблюдается разрастание области зоны Брока) и увеличению размера канала подъязычного нерва на затылочной кости. Но речь Архантропов больше напоминала лепет. Членораздельная речь затруднялась отсутствием подбородочного выступа и рядом особенностей голосового аппарата, напоминавшего голосовой аппарат младенцев. Архантропы умели строить примитивные жилища. Потомки архантропов называются палеоантропами по стадиальной терминологии или "архаичными сапиенсами" по принятой в современной зарубежной антропологической литературе. В промежутке времени от 500 до 130 тысяч лет существовали промежуточные формы гоминид.

10.  Инфа в интернете.

11.  Завершение процесса антропогенеза - Время появления человека современного вида падает на вторую половину позднего плейстоцена и совпадает с началом позднего палеолита. В проблеме завершения антропогенеза остро стоит вопрос о становлении современных людей. Некоторые ученые связывают это с природными факторами (концом Ледникового периода), либо с социальными факторами: с развитием речи, укреплением связей внутри коллектива и т.п. В 1940-50 годы ученый Рогинский говорил, что в сравнении с неандертальцем у современного человека не изменяется объем мозга, но изменяется его структура: например, увеличиваются лобные доли мозга (у шимпанзе это 14% мозга, у неандертальца 18%, а у современного человека – 24%). А известно, что эти структуры отвечают за социальное поведение и ассоциативное мышление. Становление современных людей происходило, видимо, на африканской территории по линии африканских Homo-гейдельбергских. По крайней мере, поздние Homo-гейдельбергские имели достаточно сходных черт с современным человеком. Последней ступенью на пути к человеку стал Homo-сапиенс-идалту. Открыт он был в 1997 году на территории Эфиопии, в пустыне Афар экспедицией под руководством Тимати Уайта и эфиопского палеонтолога Берхара Асфаба. Находку назвали Homo-сапиенс-идалту (идалту – старший, древнейший). Вообще, по вопросу о происхождении людей высказывались две гипотезы: первая – теория полицентризма или «теория канделябра». В ней говорится, что становление современных людей происходило независимо, в разных районах и от разных ветвей Homo-гейдельбергского, чем объясняются различия между расами. Вторая теория – теория моноцентризма, условно говоря, «теория Ноева ковчега»: человек сложился на ограниченной территории, откуда расселился по планете и вытеснил прежние виды. Сейчас ученые почти не сомневаются во второй теории, в пользу которой говорят данные генетики: ДНК современного африканского человека (особенно население Восточной Африки) обнаруживает большую степень вариативности, чем ДНК остальных людей. Например, данные митахондральной ДНК (мтДНК) (передающейся по женской линии) имеют 3 группы, две из них есть только в Африке. По ним была выведена праматерь человечества, митахондральная Ева, которая жила в Африке примерно 100 – 200 тыс. лет назад. До сих пор загадка, почему Homo-sapiens, появившийся 200 000 лет назад, много десятков тысячелетий ничего не приобретал с точки зрения материальной культуры, продолжая пользоваться теми же мусьтерскими каменными орудиями. В связи с этим, высказываются предположения, что современный человек не сразу достиг современного уровня интеллектуальных возможностей. Эволюция до сих пор продолжается, но изменения касаются уже тонких структур мозга, отвечающих за особенности ин6теллекта и за интеллектуальные способности Современные изменения в виде люди есть, но не так заметны. Люди 100 000 лет назад покидают Африку и 80 000 лет назад расселяются по Азии. 60 000 лет назад добираются до Австралии, 40-45 000 лет назад заселяют Европу, 30 000 лет назад добираются до Америки. Возникают зоны изоляции – изоляции расстоянием, составляющие почву для становления рас. Особенности рас появляются на стадии Верхнего палеолита.

12. Первобытное человеческое стадо (или праобщина) — условное название первоначального человеческого коллектива, который занимался собирательством и, возможно, охотой, непосредственно сменившего коллективы ближайших животных предков человека. Характеризуется беспорядочными половыми связями (промискуитет). Состояло чаще всего из сравнительно небольшой группы людей, занимавших определённую территорию. Представляло собой однородный коллектив, не знавший никаких профессиональных или социальных различий; труд осуществлялся в виде примитивной кооперации. Орудия труда изготовлялись от случая к случаю, по мере надобности. Эпоха существования первобытного стада, или дородового строя, соответствовала с точки зрения состояния и характера развития орудий производства древнему палеолиту.

13. Раннеродовое общество охотников и собирателей -Существовала в эпохе верхнего палеолита и мезолита (12 тыс. лет до н.э.). Раннеродовой общине был присущ коллективизм с низким уровнем производственных сил. В коллективной собственности находились средства производства: земля, охотничьи загоны, хижины, огонь, лодки и др. наряду с коллективной собственностью зародилась и личная собственность на движимые предметы: орудия труда и оружия. Существовало естественное половозрастное разделение труда. В каждой родовой организации появились 3 группы: Взрослые мужчины, Взрослые женщины, Дети. Раннеродовая община была матрилинейна, т.е. наследование имени и движимого имущества велось по линии матери. Дети принадлежали родовой коммуне матери. Род управлялся на основе принципов первобытной демократии. Высшим органом власти рода был совет рода, состоящий из всех женщин и мужчин родовой организации. Членов племени объединяли общие территория, язык и культурно-бытовые особенности. На этой ступени ещё не было советов племени и военного вождя, поэтому племя представляло собой не социальную, а этническую общность людей.

14.  Появление производящего хозяйства. «Неолитическая революция». - переход от примитивного присваивающего типа хозяйства, основанного на охоте и собирательстве, к производящему хозяйству, основывающемуся на земледелии и скотоводстве. Причины – демографический фактор, изменение климата (более благоприятные условия для земледелия), разнообразие животных и растений пригодных для разведения. Последствия – развитие оседлого образа жизни, демографический взрыв, развитие ремесел, разделение труда, развитие общества. Переход к производящему хозяйству у ряда племен и на­родов начался в период мезолита и завершился в неолите.

15. Развитый материнский род - представляет собой экзогамный коллектив кровных родственников по линии матери. Этот коллектив отличает осознание своей общности, что отражается в родовых названиях, тотемизме. При этом материнский род воспринимается как «происходящие из одного чрева», «одна кость». Это называется периодом матриархата - матриархат являет собой универсально-историческую стадию развития человечества вообще. Обладает громадной хронологической протяженностью: соответствует археологическим периодам палеолита позднего и раннего, а равно развитого неолита. Выделяли ранний и развитый. Ранний матриархат соответствует археологически позднему палеолиту и начальным стадиям неолита. Он характеризуется в хозяйственной области охотой, собирательством и рыболовством на примитивном уровне, причём труд разделён между полами так, что собирательство преимущественно принадлежит женщине, охота — традиционно мужчине, рыболовство же в его всевозможных видах имеет разделение по полам. Ранний матриархат в общественной области характерен особенно положением равноправия мужчины и женщины. Развитый матриархат соответствует археологически развитому неолиту, заходя и в поздний неолит. В хозяйственной сфере он характерен для одних обществ земледелием мотыжным, для других — высокоразвитым рыболовством иногда морской охотой, для тех и других — одомашниванием животных (однако не всегда). Мотыжное земледелие является особо благоприятным фактором для развития матриархата, давая женщине весомое место в общественном производстве.

16.  Предпосылки разложения первобытного общества –неолитическая революция, развитие земледелия, развитие специализированного скотоводства, торговли и ремесла, появление имущественного неравенства.

17. Патриархальный род - главенствующее положение перешло к мужчине. Он стал во главе родовой общины. Родство стало считаться по отцовской линии. Рамки общины заметно расширились по сравнению с материнским родом. Патриархальный род существовал в последний период первобытно-общинного строя. Патриархальная семейная община состояла из 3—5 поколений родственников по отцовской линии часто адаптированных в семью в разной степени зависимых людей. Численность семьи могла доходить до 250—300 человек. Управлял семьёй старший мужчина, имеющий неограниченную власть. Часто руководя совместно с семейным советом. Женским хозяйством управляла старшая женщина. Патрилинейность связана с правом мужчины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению мужчины-отца (патриарха), в отличие от аналогичного права женщины-матери при матриархате. Характеризуется, в частности, такими обобщёнными в единство признаками, как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многожёнство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки).

18.  Первобытная соседская община -  социально-экономическая структура, состоявшая из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, объединенных друг с другом территориально-соседскими связями и совместной собственностью на главное средство производства (землю, пастбища, промысловые угодья). Сочетание частной собственности отдельных семей с коллективной и составляет изначально присущий соседской общине дуализм. Характерные черты: наличие общей территории, общественного имущества и общинное землевладение при частном землепользовании, наличие общинных органов управления, различные формы кооперации и взаимопомощи между общинниками, их совместное выступление в войнах и делах, связанных с межобщинными отношениями, наличие определенного идеологического (религиозного) единства общинников, переплетение территориальных связей с распадающимися кровнородственными, в общественной сфере - сосуществование общины с позднеродовыми учреждениями. Основным же занятием соседской общины было земледелие и скотоводство.

19.  Зарождение имущественного и социального неравенства -еще на стадии раннепервобытной общины престиж человека с определенного момента стал непосредственно определяться количеством, не созданного им, а розданного им членам общины продукта. Человек пользовался почетом не как труженик, а как даватель. Чем больше он давал тем больше был почет. Это порождало повышенный запрос на изготовленный им продукт.Таким образом, не успев еще даже как следует сформироваться, распределение по труду привело к появлению своей противоположности - эксплуатации человека человеком. Только с ее возникновением в достаточной степени утвердилось зародившееся раньше имущественное и социальное неравенство. Лишь когда для дарения стал использоваться прибавочный продукт, возник достаточно большой отрыв «богачей» от рядовых людей. Что же касается бедняков, то их оформление в качестве особого слоя было связано не только с престижной, но и жизнеобеспечивающей экономикой. Оседлый способ жизни также являлся ключевым фактором в формировании имущественного неравенства. С появлением земледелия, возникает разделение труда, некоторые из самых влиятельных семей теперь уже могли не заниматься добычей продуктов питания, они руководили теми, кто добывал эти продукты.
Имущественное неравенство породило социальную дифференциацию общества и специализации. Кроме добычи продуктов появляются более почетные и легкие занятия. Среди таких занятий было руководство всей хозяйственной деятельности, а затем и общественной жизнью общества. Некоторые начинают заниматься религиозной деятельностью. Это началось из того, что люди хотели как-то поощрить наиболее полезные занятия и давали определенному кругу лиц значительно высшее положение в обществе. – остальное можно почитать в интернете.

20. Система общественного управления в условиях разложения первобытных отношений. - В первобытном обществе имела место естественная иерархия: возникали лидеры и вожаки, наиболее сильные, смелые опытные особи, которые были первыми в схватках, добывании пищи и т.п. К ним прислушивались, им уступали, на них ориентировались, их боялись. Постепенно эти люди начинали играть все более заметную роль в жизни общины, брать на себя все больше обязанностей. Это оформлялось в отношения власти и подчинения. При этом все наиболее важные вопросы жизни общины решались общим собранием взрослых ее членов, то есть существовала первобытная демократия. Но особым отношением пользовались зрелые, умудренные опытом люди – старшее поколение общины. Для оперативного управления избирался старейшина как наиболее уважаемый член общины. Старейшина мог быть в любой момент сменен, если находился более сильный, умный и опытный. Смена происходила спокойно, поскольку «должность» старейшины не давала никаких привилегий. Существовали также социальные нормы, правила поведения в общине, которая контролировала соблюдение этих правил: разделение труда, сотрудничество, взаимная защита, справедливость распределения, недопустимость брачных отношений внутри семьи и т.п. Схема управления в первобытной общине допускала некоторую вариативность: мог быть единственный вождь-лидер, а также двое или несколько вождей-лидеров. С развитием общества люди постепенно осознавали важность хорошего управления, причем уже тогда происходила специализация управления: в частности, могли быть лидеры в области охоты, рыболовства, сбора плодов, скотоводства. Жизнь в общине требовала объединения трудовых усилий. Вместе с тем рост производительных сил делал получение избыточного продукта регулярным. Постепенно становилось наглядным неравенство участия различных членов общины в получении избыточного продукта, то есть наметился путь к имущественному неравенству. Накопление имущества во владении отдельных (наиболее умелых, опытных) общинников приводило к тому, что они начинали играть более заметную роль в общине. Теперь можно было обеспечить себе лидерство не только проявлением силы и храбрости, но и наличием материального богатства. Вместе с тем имущественное расслоение приводило к противоречиям и конфликтам. Усложнение жизненных ситуаций требовало укрепления организационно-управленческой функции, функции власти. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Публичная (общественная) власть в первобытном обществе обладает следующими чертами: Осуществляется либо самим обществом, либо выборными лицами, не получающими в связи с этим обстоятельством никаких привилегий; Отсутствие аппарата управления; Опора на общественное мнение: принуждение исходило от всего общества; не требовалось специальных органов принуждения (полиция, суд, армия и т.п.) Разделение труда, присутствовавшее в первобытном обществе, осуществлялось по полу и возрасту, то есть было физиологическим. Разложение первобытно-общинного строя сопровождалось становлением государственных образований, что приводило к существенным изменениям в управленческой практике.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.