Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Типы и назначения покрышек 1 страница



 

Нормативные документы, статьи о шинах, дисках, аккумуляторах...
 
 
Статья: ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН АЭ 001-04 2004 г.
"Правила эксплуатации автомобильных шин" (АЭ 001-04) являются основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории Российской Федерации. Правила разработаны в соответствии с действующими отечественными и зарубежными нормативными и техническими документами. Содержат классификацию шин по назначению, способу герметизации, конструкции, форме профиля, рисунку протектора, габаритам и климатическому исполнению, а также сведения по маркировке, приемке, упаковке, транспортированию и хранению шин. В Правилах представлены разделы по комплектации автомобилей шинами, по монтажу и демонтажу шин, по уходу за шинами, по порядку учета их работы, ремонту и рекламации. Правила предназначены для работников автотранспортных предприятий и других организаций, эксплуатирующих автотранспортные средства на территории Российской Федерации. Данные Правила введены в действие с 01.02.2004 взамен "Правил эксплуатации автомобильных шин", действовавших ранее и утвержденных в 1997 г. Срок действия Правил - до 31.12.2007. Разработчик: ФГУП "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" совместно с ФГУП "Научно-исследовательский институт шинной промышленности".

 

1. Общие положения

 

Настоящие "Правила эксплуатации автомобильных шин" (в дальнейшем "Правила") являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин на территории Российской Федерации. Выполнение Правил является обязательным для всех владельцев транспортных средств. Ответственность за невыполнение Правил в части безопасности дорожного движения устанавливается действующим законодательством. Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующими отечественными и зарубежными нормативными и техническими документами (ГОСТ, ТУ, Правила ЕЭК ООН и др.). Правила не распространяются на шины, предназначенные для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.

 

2. Краткие сведения о пневматических шинах

 

  1. Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части транспортного средства. В процессе эксплуатации пневматические шины обеспечивают сцепление колес с дорогой, передачу тяговых и тормозных сил, смягчение возникающих при движении автомобиля толчков, ударов, вибраций, управляемость и безопасность движения, динамичность и плавность хода, проходимость в различных дорожных условиях, а также влияют на расход топлива автомобилем и шумообразование. Автомобильные шины подразделяются по назначению, способу герметизации, конструкции, форме профиля, рисунку протектора, по климатическому исполнению, габаритам.
  2. По назначению автомобильные шины подразделяются на:
    • шины пневматические для легковых автомобилей (ГОСТ 4754), которые применяются на легковых автомобилях, легких грузовых автомобилях, автобусах особо малой вместимости и прицепах к ним;
    • шины пневматические для грузовых автомобилей (ГОСТ 5513), которые применяются на грузовых автомобилях, прицепах к ним, автобусах и троллейбусах;
    • шины для грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха (ГОСТ 13298), которые применяются на грузовых полноприводных автомобилях, работающих на мягких грунтах и в условиях бездорожья.
  3. По способу герметизации шины подразделяются на:
    • камерные шины, в которых воздушная полость образуется камерой;
    • бескамерные шины, в которых воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса (рис. 2 Приложения 1); герметизация воздушной полости достигается за счет герметизирующего слоя резины, нанесенного на внутреннюю поверхность покрышки и обладающего повышенной газонепроницаемостью.
  4. В комплект пневматических шин входят:
    • для камерных шин легковых автомобилей - покрышка, камера с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком;
    • для камерных шин грузовых автомобилей - покрышка, камера с вентилем и ободная лента;
    • для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей - покрышка и вентиль, вставленный в обод.
Характеристика деталей шин:
    • покрышка - торообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации автомобиля;
    • камера - герметичная торообразная эластичная оболочка, заполняемая воздухом или газом;
    • вентиль камеры или бескамерной шины - обратный воздушный клапан, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине; ободная лента - профилированное эластичное резиновое кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса; ободная лента применяется в камерных шинах грузовых автомобилей для предохранения камер от повреждений.
    • ободная лента - профилированное эластичное резиновое кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса; ободная лента применяется в камерных шинах грузовых автомобилей для предохранения камер от повреждений.
  1. По конструкции шины подразделяются на:
    • диагональные;
    • радиальные.
В диагональных шинах нити корда каркаса перекрещиваются в смежных слоях и имеют угол наклона нитей в средней части беговой дорожки в пределах 45 - 60град. Такое расположение нитей корда называется диагональным (рис. 3а Приложения 1). В радиальных шинах нити корда во всех слоях каркаса в средней части беговой дорожки имеют угол наклона, близкий к нулю, т.е. нити корда в смежных слоях параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом. Такое расположение нитей корда называется меридиональным или радиальным (рис. 3б Приложения 1). Покрышка имеет следующие составные части:
    • каркас - главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
    • брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
    • протектор - наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
    • боковина - слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
    • борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60град., а в радиальных - под углом от 45 до 65 град. Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость. Радиальные шины выпускаются трех типов:
    • с металлокордом в каркасе и брекере (ЦМК);
    • с кордом из синтетических или натуральных волокон в каркасе и металлокордом в брекере;
    • с кордом из натуральных волокон в каркасе и брекере.
  1. По форме профиля поперечного сечения (в зависимости от номинального о тношения высоты профиля шины "Н" к его ширине "В") подразделяют на шины:
    • обычного профиля - Н/В свыше 0,89;
    • низкопрофильные - Н/В = 0,7 - 0,88;
    • сверхнизкопрофильные - Н/В не более 0,7;
    • широкопрофильные - Н/В = 0,6 - 0,9;
    • арочные - Н/В = 0,39 - 0,5.
Низкопрофильные и сверхнизкопрофильные шины выпускаются для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Эти шины имеют пониженную высоту профиля, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля при движении. Широкопрофильные шины применяются на автомобилях большой грузоподъемности, полноприводных автомобилях и прицепах. Их применение позволяет повысить проходимость автомобиля, сократить расход материалов, так как они применяются часто по одной шине вместо сдвоенных. Арочные шины выпускаются бескамерными. Они устанавливаются на заднюю ось грузовых автомобилей по одной шине вместо двух обычного профиля. Протектор арочной шины имеет редко расположенные грунтозацепы. Использование этих шин резко повышает проходимость автомобилей по мягким грунтам, песку, снежной целине, заболоченным участкам. Применение их на дорогах с твердым покрытием ограничено.
  1. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины имеют следующие типы рисунков протектора (рис. 4-8 Приложения 2).
    • дорожный, состоящий из шашек или ребер, расчлененных щелевидными прорезями; шины с дорожным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II, III категорий) (Типы дорожных покрытий и категории дорог установлены СНиП 2.05.02-85.);
    • универсальный рисунок протектора, состоящий из шашек или ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепов по ее краям; шины с универсальным рисунком протектора предназначены для эксплуатации на дорогах преимущественно с усовершенствованным облегченным покрытием (III и IV категорий) и переходных дорогах (IV и V категорий);
    • рисунок протектора повышенной проходимости, состоящий из высоких грунтозацепов, расчлененных широкими выемками; шины с рисунком протектора повышенной проходимости предназначены для работы в условиях бездорожья и на мягких грунтах;
    • направленный рисунок протектора - не симметричный относительно радиальной плоскости колеса; шины с направленным рисунком протектора предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;
    • асимметричный рисунок протектора - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса;
    • зимний рисунок протектора - имеет выступы с острыми кромками; шины с зимним рисунком протектора предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут быть оснащены шипами противоскольжения;
    • всесезонный рисунок протектора.
  2. По климатическому исполнению шины подразделяются на:
    • шины для умеренного климата, применяемые при температуре не ниже -45 град.C;
    • морозостойкие шины, предназначенные для работы в районах с температурой ниже -45 град.C;
    • шины для тропического климата, изготовляемые из материалов, хорошо выдерживающих влагу и повышенные температуры.
  3. По габаритам шины подразделяются на:
    • крупногабаритные - с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более, независимо от посадочного диаметра;
    • среднегабаритные - с шириной профиля от 200 до 350 мм (от 7 до 13 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов);
    • малогабаритные - с шириной профиля менее 200 мм (менее 7 дюймов).

 

3. Маркировка шин, камер, ободных лент, вентилей

 

  1. Маркировка шин.
Маркировка шины должна соответствовать требованиям нормативного документа, по которому изготавливается шина. На каждой покрышке и бескамерной шине, изготовленных по ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513, а также другим нормативным документам, как правило, наносится следующая маркировка:
    • a) обозначение шины - условное обозначение ее основных размеров и конструкции каркаса. Шины, выпускаемые по ГОСТ 4754, могут иметь обозначение, выраженное в миллиметрах, дюймах или смешанное, в миллиметрах и дюймах, а шины, выпускаемые по ГОСТ 5513, должны иметь обозначение, выраженное в дюймах, или смешанное, выраженное в миллиметрах и дюймах;
Для шин радиальной конструкции ставится буквенный индекс - R. Для шин диагональной конструкции буквенный индекс не ставится. Для низкопрофильных и сверхнизкопрофильных шин в обозначении ставится серия (номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине) в процентах;
    • б) индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес - условное обозначение прочности каркаса, определяющее максимально допустимую нагрузку на шину. Ранее обозначалась норма слойности "НС" или "PR" (условное обозначение прочности каркаса) для шин грузовых автомобилей, а для легковых - индекс грузоподъемности;
    • в) индекс категории скорости - условное обозначение максимально допустимой скорости (Приложение 4);
    • г) индекс давления "PSI" - указание испытательного давления только для шин, предназначенных для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости с индексом "С" в обозначении, а также для шин грузовых автомобилей (Приложение 5);
    • д) знак официального утверждения "Е" с номером страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам N 30 и N 54 ЕЭК ООН;
    • е) страна-изготовитель на английском языке;
    • ж) товарный знак и (или) наименование фирмы - изготовителя шины (Приложение 4);
    • з) торговая марка (модель шины) - условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки, вариант разработки;
    • и) обозначение стандарта (без года утверждения);
    • к) порядковый номер шины;
    • л) дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из которых две первые указывают порядковый номер недели, две последние цифры - год изготовления шины. Ранее, до 2000 г., дата изготовления состояла из трех цифр, из которых две первые указывали порядковый номер недели, последняя - последнюю цифру года изготовления;
    • м) штамп технического контроля;
    • н) надпись "Radial" - для радиальных шин;
    • о) знак направления вращения (стрелка) на покрышках с направленным рисунком протектора;
    • п) надпись "Tubeless" - для бескамерных шин;
    • р) надпись "Steel" - для шин с металлокордом в брекере;
    • с) надпись "All steel" - для цельнометаллокордных шин;
    • т) надпись "Regroovable" - для шин, на которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой;
    • у) надпись "Reinforced" - для усиленных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754;
    • ф) надпись "Север" - для морозостойких шин;
    • х) буква "Т" на шинах радиальной конструкции с текстильным брекером и каркасом;
    • ц) знак "М+S" или "М(.)S" - для шин с зимним рисунком протектора;
    • ш) надпись "All seasons" - для всесезонных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754;
    • щ) балансировочная метка, только для шин, выпускаемых по ГОСТ 4754 (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С), - обозначающая самое легкое место покрышки или бескамерной шины в виде круга диаметром 5 - 10 мм над закраиной обода, с которой должен совмещаться вентиль;
    • э) буквы "TWI" или другой символ, указывающий место расположения индикаторов износа в плечевой зоне протектора;
    • ю) национальный знак соответствия при сертификации шины;
    • я) буква "С" - после обозначения основных размеров и конструкции каркаса только для шин легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
  1. Расшифровка обозначения шин:
    • а) шины легковых автомобилей:
165/80R13 МИ-166 Steel Radial S 82 Tubeless ГОСТ 4754 1003 051072 Made in Russia, где:
      • 165/80R13 - обозначение (размер) шины, где:
        • 165 - обозначение номинальной ширины профиля шины в миллиметрах;
        • 80 - серия (номинальное отношение высоты профиля к его ширине в процентах);
        • R - буквенный индекс радиальной шины;
        • 13 - обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее номинальному диаметру обода в дюймах.
      • МИ-166 - торговая марка (модель шины), где:
        • МИ - условное обозначение разработчика шины;
        • 166 - порядковый номер разработки.
      • Steel - металлокорд в брекере;
      • Radial - радиальная шина;
      • S - индекс категории скорости (Приложение 4);
      • 82 - индекс несущей способности нагрузки;
      • Tubeless - бескамерная шина;
      • ГОСТ 4754 - обозначение стандарта, по которому производится шина;
      • 1003 - дата изготовления, где:
        • 10 - порядковый номер недели с начала года, когда была изготовлена шина;
        • 03 - последние две цифры года изготовления - 2003 г.).
      • 051072 - порядковый номер шины;
      • Made in Russia - страна, где изготовлена шина (Россия).
Кроме того, на боковине шины имеется товарный знак предприятия-изготовителя. В данном случае ОАО "Московский шинный завод". Ранее выпускаемые шины с порядковым номером 051072 могли иметь следующие условные обозначения заводского номера шины:
      • МХ89051072 - маркер, где:
        • М - индекс фирмы - изготовителя шины;
        • Х - месяц изготовления шины;
        • 89 - год изготовления шины.
      • 102М051072 - маркер, где:
        • 10 - порядковый номер недели с начала года;
        • 2 - последняя цифра года изготовления - 1992 г.;
        • М - индекс фирмы - изготовителя шины.
    • б) шины грузовых автомобилей постоянного давления:
      • 10,00R20 OИ-73Б 146/143J 115PSI ГОСТ 5513 1003 80576 Made in Russia, где:
        • 10,00R20 - условное обозначение шины, где:
          • 10,00 - обозначение номинальной ширины профиля шины в дюймах;
          • R - буквенный индекс радиальной шины;
          • 20 - обозначение номинального диаметра обода в дюймах. Ранее выпускаемые шины имели двойное обозначение 10,00R20 (280R508), где параметры шины 280 и 508 даны в миллиметрах;
        • ОИ-73Б - торговая марка (модель шины), где:
          • О и И - условное обозначение разработчика шины;
          • 73 - порядковый номер разработки;
          • Б - вариант разработки;
        • 146/143 - индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес (Приложение 3);
        • J - индекс категории скорости (Приложение 4);
        • 115PSI - индекс давления (Приложение 5);
        • ГОСТ 5513 - обозначение стандарта, по которому выпускается шина;
        • 1003 - дата изготовления, где:
          • 10 - порядковый номер недели с начала года;
          • 03 - последние две цифры - год изготовления - 2003 г.
        • 80576 - порядковый номер шины;
        • Made in Russia - страна, где изготовлена шина (Россия).
  1. Маркировка шин с регулируемым давлением.
Шины с регулируемым давлением имеют маркировку в соответствии с ГОСТ 13298. На каждой шине с регулируемым давлением, изготовленной по ГОСТ 13298, наносится следующая маркировка:
    • а) товарный знак и наименование предприятия-изготовителя или товарный знак;
    • б) обозначение шины; шины обычного профиля имеют дюймовое обозначение, широкопрофильные - миллиметровое;
    • в) обозначение модели шины;
    • г) индекс скорости;
    • д) индекс грузоподъемности для шин, эксплуатируемых со скоростью 80 км/ч и выше, и норма слойности (НС или PR) для шин, эксплуатируемых со скоростью менее 80 км/ч;
    • е) дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из которых две первые указывают неделю с начала года, две последние - год изготовления;
    • ж) знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
    • з) обозначение стандарта;
    • и) штамп технического контроля;
    • к) буква "Н" на покрышках с ненормированной шириной бортов;
    • л) страна-изготовитель на английском языке.
  1. Расшифровка обозначения широкопрофильной шины с регулируемым давлением:
1300x530-533 ВИ-3 НС-12 ГОСТ 13298 1103 В051457 Made in Russia, где:
    • 1300 - условный наружный диаметр шины в миллиметрах;
    • 530 - условная ширина профиля шины в миллиметрах;
    • 533 - условный диаметр обода в миллиметрах;
    • ВИ-3 - модель шины, где:
      • ВИ - условное обозначение разработчиков шины;
      • 3 - порядковый номер разработки.
    • НС-12 - норма слойности;
    • ГОСТ 13298 - обозначение стандарта, по которому выпускается шина;
    • 1103В051457 - маркер, где:
      • 1103 - дата изготовления, где:
        • 11 - неделя с начала года;
        • 03 - год изготовления шины - 2003 г.
      • В - буквенный индекс предприятия;
      • 051457 - порядковый номер шины.
    • Made in Russia - страна-изготовитель.
  1. Маркировка камер и ободных лент.
На каждой камере и ободной ленте при изготовлении наносятся:
    • товарный знак или наименование фирмы-изготовителя;
    • обозначение размера изделия;
    • обозначение стандарта (без года утверждения);
    • дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из которых две первые указывают порядковый номер недели, две последние - год изготовления;
    • штамп технического контроля;
    • буквы "БК" для камер из бутилкаучука.
  1. Расшифровка обозначения камер автомобильных шин.
Камеры автомобильных шин имеют различное обозначение:
    • обычные камеры имеют маркировку: 6,15-13; 6,40-13; 7,35-14 - где:
      • 6,15; 6,40; 7,35 - ширина профиля в дюймах;
      • 13, 14 - посадочный диаметр в дюймах.
Некоторые камеры имеют обозначение ширины профиля в миллиметрах.
    • унифицированные камеры имеют маркировку:
      • УК-13-01; УК-13М; УК-14-02 - где:
        • УК - унифицированная камера;
        • 13, 14 - посадочный диаметр в дюймах;
        • 01, 02 и так далее - обозначение серии;
        • М - индекс завода-изготовителя.
  1. Маркировка вентилей.
    • ЛК - для камерных шин легковых автомобилей;
    • ЛБ - для бескамерных шин легковых автомобилей;
    • ГК - для камерных шин грузовых автомобилей;
    • АБ - для бескамерных шин грузовых автомобилей;
    • РК - для камерных шин с регулируемым давлением.
  2. Маркировка восстановленных покрышек и бескамерных шин.
На каждой восстановленной покрышке и бескамерной шине, восстановленных наложением нового протектора в соответствии с ОСТ 38-47-170-95, должны быть четко обозначены:
    • товарный знак или фабричная марка шиновосстановительного предприятия, порядковый номер восстановленной покрышки;
    • обозначение покрышки;
    • класс восстановления;
    • индекс несущей способности;
    • индекс категории скорости;
    • тип восстановления, если покрышка восстановлена по типу "В";
    • дата восстановления (месяц, год);
    • обозначение мест расположения индикаторов износа "TWI" или другой символ (только в плечевой зоне);
    • штамп отдела технического контроля;
    • балансировочная метка.
На покрышках, восстановленных по типу "В" (с восстановленным протектором и боковинами), помимо всех указанных выше обозначений, должна стоять буква "в" (малая), указывающая на то, что покрышка восстановлена.
  1. На каждой покрышке и бескамерной шине, прошедшей ремонт местных повреждений, в соответствии с ОСТ 200-002-95 должны быть четко обозначены:
    • обозначение предприятия, производившего ремонт;
    • вид ремонта (I или II);
    • дата ремонта (месяц, год).
Утраченные в процессе ремонта местных повреждений обозначения покрышки восстанавливаются.

 

4. Краткие сведения об автомобильных колесах и ободьях

 

  1. Определения.
Колесо - вращающийся элемент автомобиля, воспринимающий нагрузку от массы автомобиля и передающий крутящий момент. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей - обода и диска. Обод - часть колеса, на которую монтируется и опирается шина. Диск - часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом. Одинарное колесо - колесо, установленное на ступице и несущее одинарную шину. Сдвоенное колесо - колесо, состоящее из двух одинарных колес, установленных на одной ступице.
  1. Классификация колес.
Колеса для автомобилей классифицируются по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по конструкции и типу устанавливаемых на них шин:
    • а) колеса для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, прицепов и грузовых автомобилей с полезной нагрузкой до 1,5 т, имеющие неразборные глубокие ободья с коническими полками и предназначенные для камерных и бескамерных шин постоянного давления (ОСТ 37.001.429-86);
    • б) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 10409) для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин, и колеса, имеющие неразборные ободья (ОСТ 37.001.479-88), предназначенные для бескамерных автомобильных шин;
    • в) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 28744) для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на мягких грунтах, имеющие разборные ободья с распорными кольцами, предназначенные для шин с регулируемым давлением воздуха.
  1. Колеса обозначают основными размерами ободьев - номинальной шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах).
Примеры обозначения колес:
    • а) выпускаемых по ОСТ 37.001.429-86 для легковых автомобилей:
      • 127Jx330 или 5Jx13;
      • 114Kх355 или 4 1/2Kх14;
      • 152Lx380 или 6Lx15;
      • 114Bх305 или 4,5Bх12.
    • б) выпускаемых по ГОСТ 10409 для грузовых автомобилей:
      • 140-508 или 5,5-20;
      • 152-508 или 6,0-20;
      • 178-508 или 7,0-20;
      • 206-508 или 8,0-20.
    • в) выпускаемых по ОСТ 37.001.478-88 для бескамерных автомобильных шин:
      • 8,25x22,5;
      • 9,00х22,5, где:
        • первые цифры - 127; 114; 152; 140; 152; 178; 206 - обозначают номинальную ширину профиля обода в миллиметрах, а цифры - 5; 4 1/2; 6; 4,5; 5,5; 6,0; 7,0; 8,0; 8,25 и 9,00 - в дюймах;
        • вторые цифры - 330; 355; 380; 305; 508 - обозначают номинальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, а 12; 13; 14; 15; 20 и 22,5 в дюймах; буквы J, K, L, B - обозначают тип бортовых закраин для колес легковых автомобилей.
    • г) выпускаемых по ГОСТ 28744 для шин с регулируемым давлением:
      • 465-228 старое обозначение (228Г-457);
      • 515-254 старое обозначение (254Г-508), где:
        • первые цифры - 465, 515 - обозначают номинальный посадочный диаметр в миллиметрах;
        • вторые цифры - номинальную ширину профиля обода в миллиметрах.

 

5. Приемка, упаковка, транспортирование и хранение шин

 

  1. Приемка шин производится в соответствии с существующими положениями и инструкциями о поставке продукции производственно-технического назначения и требованиями государственных стандартов и технических условий.
Шины принимают партиями. Партией считают шины одного обозначения, сопровождаемые одним документом о качестве, содержащим:
    • товарный знак или наименование фирмы-изготовителя;
    • обозначение, модель шины и количество;
    • номер партии;
    • дату отгрузки;
    • результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии партии шин требованиям стандарта;
    • обозначение документа, по которому изготовлены шины;
    • подтверждение о соответствии качества шин требованиям указанного документа (сертификат качества).
Приемке не подлежат шины и камеры, имеющие производственные дефекты (согласно Приложению 9).
  1. Упаковка, транспортирование и хранение шин должны осуществляться в соответствии с ГОСТ 24779 "Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение".
Упаковке перед транспортированием подлежат шины, для которых имеется специальное требование в договорах на поставку. При отсутствии такого требования шины транспортируются без упаковки.
  1. 24. Транспортирование шин.
Транспортирование шин производится любым видом транспорта. При транспортировании шин на открытых машинах и платформах сроком свыше пяти суток они должны быть защищены от воздействия солнца и атмосферных осадков. При транспортировании пакетов шины должны находиться в вертикальном положении. Шины могут транспортироваться в комплекте с камерами или без них. При транспортировании шин в комплекте с камерами последние пропудриваются тальком или покрываются смазкой, изготовленной на основе полиметилсилоксановых жидкостей (ГОСТ 13032). Камеры вкладываются внутрь шины и накачиваются воздухом до ее внутренних размеров. Бескамерные шины транспортируются с распорками (деревянными, картонными, пластмассовыми и др.) между бортами, исключающими деформацию бортов и боковых стенок.
  1. Транспортирование камер.
Камеры, отправляемые не в комплекте с шинами, транспортируются в свернутом виде (вентилем внутрь). Допускается транспортирование камер, сложенных стопками, без свертывания. При этом необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие повреждения камер вентилем и другими предметами. Аналогичные меры необходимо соблюдать при транспортировании покрышек и ободных лент.
  1. Транспортирование ободных лент.
Ободные ленты транспортируются в пачках по 5 - 20 штук (в зависимости от размеров), перевязанных в двух-трех местах.
  1. Транспортирование золотников, колпачков и вентилей.
Золотники и колпачки к камерам и вентили к бескамерным шинам, отправляемые не в комплекте с шинами, упаковываются в отдельную тару и отправляются потребителям одновременно с шинами, камерами и ободными лентами.
  1. Меры предосторожности при транспортировании шин, камер и ободных лент.
Категорически запрещается транспортирование шин, камер и ободных лент вместе с нефтепродуктами, кислотами, щелочами и другими веществами, разрушающими резину. Шины, камеры, ободные ленты, транспортируемые при температуре ниже -45 градусов С, необходимо оберегать от ударов.
  1. Хранение шин, камер и ободных лент.
Для предупреждения преждевременного старения пригодные к эксплуатации и ремонту шины, камеры и ободные ленты должны храниться в закрытом отдельном сухом помещении, защищенном от солнечных лучей, озона, органических растворителей, минеральных масел, смазочных материалов, нефтепродуктов, кислот, щелочей, а также не должны соприкасаться с медью и другими коррозирующими веществами. Стеллажи в складских помещениях должны быть размещены в соответствии с нормами пожарной безопасности и с учетом применения подъемных механизмов. Отопительные устройства, находящиеся на складе, следует экранировать. Стеллажи с шинами и вешалки с камерами и ободными лентами не должны находиться ближе 1 м от отопительных приборов. При хранении шин допускается колебание температуры воздуха от -30 до +35 градусов С (оптимальная температура +5 ёС) и относительной влажности от 50 до 80%. Температура и относительная влажность на складах должны регулироваться проветриванием помещения (в жаркую погоду - ночью); при относительной влажности ниже 50% следует применять искусственное увлажнение, посыпая пол влажными опилками или сбрызгивая его водой. Не допускается в складах затхлости воздуха и появления на стенах плесени. При появлении указанных факторов помещение следует продезинфицировать 2-процентным раствором формалина и проветрить. Запрещается проветривать склады во время грозы и в течение 2 - 3 час. после нее из-за резкого увеличения содержания озона в воздухе.
  1. При длительном хранении шины следует поворачивать, меняя зону опоры через каждые 3 месяца.
  2. Новые, восстановленные, бывшие в эксплуатации, но пригодные к дальнейшему использованию, а также подготовленные к сдаче на восстановление и углубление рисунка протектора нарезкой шины должны храниться в вертикальном положении на стеллажах или на ровном полу.
При хранении шин в сборе с камерами последние накачиваются воздухом до внутреннего размера покрышек для избежания образования складок на них. Бескамерные шины следует хранить с распорками между бортами.
  1. Допускается:
    • а) хранение шин грузовых автомобилей постоянного давления в сборе с ездовыми камерами, накачанными воздухом до размеров покрышки, в штабелях высотой не более 2 м в течение не более 1 месяца;
    • б) хранение шин в поддонах при соблюдении подпункта "а";
    • в) хранение шин на открытом воздухе сроком до 1 месяца в вертикальном положении под навесом или укрытых материалом, защищающим их от внешних в оздействий (солнца, атмосферных осадков и загрязнения).
  2. Камеры должны храниться в слегка накачанном воздухом состоянии на кронштейнах с полукруглыми поверхностями или в покрышках.
Через каждые 3 месяца хранения на кронштейнах камеры следует поворачивать, меняя зону опоры. Допускается сроком не более 3 месяцев хранение камер на поддонах сложенными стопками или свернутыми, при этом необходимо принять меры к исключению возможности повреждения их вентилями или другими предметами.
  1. Ободные ленты хранятся на кронштейнах с полукруглыми поверхностями. Допускается хранение ободных лент пачками в количестве от 5 до 20 штук (в зависимости от размера).

 

6. Комплектация автомобилей шинами

 

  1. Выбор и комплектация автомобиля пневматическими шинами по размерам, моделям, несущей способности нагрузок (индексу грузоподъемности, норме слойности), скорости, типу рисунка протектора для каждой конкретной марки и модели автомобиля, автобуса, троллейбуса, прицепа и полуприцепа, как для вновь разрабатываемых, так и для серийных автомобилей, должны проводиться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации автомобиля, "Руководством по комплектации шинами автотранспортных средств в АТП" - РД 3112199-0188-95, актом приемки шины или протоколом разрешения применения покупных изделий (ГОСТ 2.124).
Фирмы - изготовители шин не принимают претензий по шинам, эксплуатация которых проводилась с нарушением настоящих Правил, а также документов, указанных в п. 35. Применение импортных шин на автомобилях отечественного производства и отечественных шин на импортных автомобилях возможно после проведения комплекса лабораторно-дорожных испытаний и оформленных актом приемки шины или протоколом разрешения применения покупного изделия. Товарные знаки, индексы шинных предприятий и адресные карточки согласно Приложению 6.
  1. Не допускается установка на одну ось автомобилей шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
  2. При частичной замене шин, вышедших из строя, рекомендуется производить доукомплектование автомобиля шинами того же размера и модели, что и установленные на данном автомобиле, так как шины одного и того же размера, но разных моделей могут отличаться по конструкции, иметь неодинаковые тип рисунка протектора, радиус качения, сцепные качества и другие эксплуатационные характеристики.
Для обеспечения нормальной работы шин на сдвоенных колесах автомобиля рекомендуется подбирать шины так, чтобы разница по величине износа протектора и величине диаметра шины была наименьшей.
  1. На автотранспортных средствах не допускается установка (ГОСТ Р 51709-2001, ОСТ 38-47-170-95):
    • шин, восстановленных по I классу, на передней оси междугородных автобусов (класс II);
    • шин, восстановленных по II классу, на междугородных автобусах, на передней и средней осях городских (класс I), туристских (класс III) автобусов и троллейбусов, на передней оси легковых автомобилей;
    • шин, восстановленных по классу "Д", на междугородных автобусах, на передней оси легковых автомобилей, передней и средней осях городских и туристских автобусов, троллейбусов, грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов;
    • шин с отремонтированными местными повреждениями и с углубленным рисунком протектора методом нарезки на передней оси легковых, грузовых автомобилей, передней и средней осях автобусов (классов I, II и III) и троллейбусов.
Определение класса восстановления производится в соответствии с ОСТ 38-47-171-95 (Приложение 7). Восстановление покрышек наложением протектора осуществляют одновременно с проведением сопутствующего ремонта каркаса. Восстановленные бескамерные шины при утере герметичности эксплуатируются с камерами.
  1. При комплектации автомобилей шинами с рисунком протектора повышенной проходимости и направленным рисунком протектора необходимо обеспечить вращение колеса в соответствии с указанием стрелки, находящейся на боковине шины.
  2. Для улучшения сцепных ка<


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.