Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Всероссийский конкурс. мультимедийных проектов «Любимый город». Заочная экскурсия. Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы». на Мамаевом кургане».. Тип экскурсии –  тематическая для 5-11 кл.. Объекты показа:  площади « Памятника- ансамбля героям Ста



 

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр «Истоки» Волгограда»

 

 Всероссийский конкурс

мультимедийных проектов «Любимый город»

Заочная экскурсия

«Памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы»

на Мамаевом кургане».

 

                                                   подготовили: Воронкова Мария,

Моисеева Анна,

 Самохвалова Ульяна,

 Шмидт Ксения

                                                                           7 «А» класс МОУ СШ№ 78

                                                             руководитель:

                                                            Мельник Зоя Борисовна,

                                                            педагог дополнительного

 образования

 

 

                                  Волгоград -2019

 

 

1, 2 слайд

Тип экскурсии –  тематическая для 5-11 кл.

Цель:

- знакомство с «Памятником-ансамблем героям Сталинградской битвы»

 на Мамаевом кургане,

-развивать любознательность, логическое мышление, эрудицию,

- активизировать гражданскую позицию обучающихся.

Объекты показа:  площади « Памятника- ансамбля героям Сталинградской битвы», скульптура «Родина – мать зовет!», братские могилы, храм «Всех святых», панорама города Волгограда.

Маршрут экскурсии:

 пр. Ленина, вводная композиция «Память поколений» - Аллея пирамидальных тополей - скульптура «Родина – мать зовет!»- храм «Всех святых»

    3 слайд :

Вступление.

Город-герой Волгоград готовится к нескольким торжественным датам в его военной истории. 9 мая 2020 года – 75 лет Великой Победы,  2 февраля исполняется 77 лет со дня окончания самой кровопролитной из всех битв мировой истории – Сталинградской битвы. На  долю города Сталинграда  выпало жестокое испытание. Фашистские бомбардировщики, практически за несколько дней сравняли с землёй красавец-город на Волге. Кровопролитные сражения за каждый сантиметр волжской земли происходили в течение долгих дней Сталинградской битвы. Важнейшим звеном в системе обороны Сталинградского фронта служил возвышающийся над центральной частью города Мамаев курган.

На фронтовых картах он значился как высота 102.0. Это не так уж много, всего 102 метра над уровнем моря. На территории города есть и более высокие холмы, напримерзнаменитая Лысая гора  - 145.5, где вели бои части 64-й армии. Но Мамаев курган, выдвинутый к Волге, так выгодно расположен, что с его вершины прекрасно просматриваются заволжские леса и дали, где в дни битвы располагались госпитали, резервы, штабы советских войск, очень хорошо были видны переправы через Волгу (а ведь снабжение и пополнение 62-й армии могло осуществляться только с левого берега), как на ладони вырисовывались северные промышленные районы с их знаменитыми заводами-гигантами, выпускавшими тогда военную продукцию, центр города с железнодорожным узлом и речным портом. Вот почему битва за Мамаев курган была самой кровопролитной за всю историю войн. Она длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле трава не выросла.

Многие предлагали ничего не трогать на Кургане, оставить все как есть – траншеи, разрушенные доты, воронки, окопы. Но время беспощадно, и с годами вместе с заросшими окопами и траншеями могла зарасти и память - память о солдатах, не пожалевших своей жизни ради мира.В искалеченном войной виде он находился до 1959 года. Строительство ансамбля началось весной 1959 года. Команде строителей, художников и архитекторов понадобилось 8 лет для того, чтобы построить масштабный культурно-исторический ансамбль, объединенный одним событием в жизни города – Сталинградской битвой.Автором проекта Мамаева кургана стал скульптор Евгений Вучетич.

15 октября 1967 года, в торжественной обстановке памятник «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был открыт.Это самый большой мемориал, посвящённый событиям Второй Мировой войны, из всех, когда-либо построенных в мире. Сегодня непрерывным потоком сюда идут люди, стремясь сердцем прикоснуться к подвигу героев Сталинграда, почтить память павших, возложить цветы и венки.

На земном шаре много гор и вершин. Мамаев курган среди них почти незаметная точка. Но в истории Второй Мировой войны он стал одной из недосягаемых высот человеческого мужества. В память о подвиге и бесстрашии советских воинов, победивших фашизм, на главной высоте России и был открыт грандиозный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Композиционно он составлен из архитектурных звеньев, связанных общим замыслом и идеей. Протяжённость комплекса от подножия до вершины кургана составляет 1,5 километра.

4 слайд:

Мы сейчас условно находимся на входной площади и перед вами вводная композиция под названием «Память поколений». Вдоль разрушенной стены в скорбном молчании движется траурная процессия. Люди разных возрастов, национальностей, вероисповеданий идутс венками, приспущенными знаменами на главную высоту России, чтобы поклониться бессмертному подвигу защитников Сталинграда. Советские солдаты отдавали свою жизнь ради великой цели, и память о них будет жива в поколениях, в сердце народа.

5 слайд:

Обогнув вводную композицию, видим 12 гранитных тумб, в которых заложены капсулы с землей городов-героев.

6 слайд:

 К вершине Мамаева кургана ведут 200 ступеней широкой лестницы, символизирующие 200 огненных дней и ночей Сталинградской битвы. Поднявшись по лестнице, мы оказываемся на Аллее пирамидальных тополей, которая является искусственной насыпью, созданной   для облегчения прохода туристов через две ветви железной дороги. Уже с начала Аллеи перед взором посетителей открывается пространство Мамаева кургана и главный монумент памятника-ансамбля «Родина-мать зовет!». Стройные тополя образуют живые стены, коридор, который отгораживает нас от современности и переносит в героическое прошлое города.

7 слайд:

Первая площадь комплекса под названием «Стоять насмерть» символизирует самые трудные этапы Сталинградской битвы. В центре площади – бассейн, символизирующий Волгу. Из великой русской реки скалой поднялся защитник Сталинграда.

Воин способен сокрушить любого, кто со злым умыслом напал на его Родину. Во взгляде – презрение и ненависть к врагу, жажда победы.

Волевое лицо бойца сосредоточено, оно подставлено ветру, который треплет волосы. Не зря автор изобразил солдата в атлетической форме, чтобы показать, какого огромного физического напряжения стоила оборона Сталинграда.

Своим телом советский воин-богатырьзакрывает Родину-мать, которая расположена за его спиной. Ему некуда отступать, он буквально врос в волжскую твердыню. Подтверждают решимость солдата надписи у основания монумента, они как приказ самой земли: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «Каждый дом — это крепость».

Несмотря на то, что враг мог пройти только там, где вживых не оставалось ни одного советского солдата, к окончанию битвы Сталинград был практически полностью разрушен. Каким был наш город после завершения легендарного сражения, рассказывают стены-руины.

8 слайд:

Стены-руины (длина – 46 м, высота – 18 м) – это каменная летопись воспоминаний событий.

За время боев наш город был превращен в груды руин и пепла. Остовы разбитых, сожженных зданий с черными глазницами изуродованных проемов застыли в мертвом молчании.

Иностранные государственные деятели и журналисты, посетившие Сталинград сразу же после его освобождения, считали, что город невозможно восстановить.

В частности, посол США господин Джозеф Дэвис с прискорбием отметил: «Этот город мертв. Я не знаю такого чуда, которое сделало бы мертвого живым, кроме разве Иисуса Христа».

Масштабы разрушений в Сталинграде были настолько велики, что даже появилась идея оставить руины как памятник человеческой стойкости и страданиям для того, чтобы будущие поколения могли воочию увидеть и почувствовать все ужасы той истребительной войны. Предлагали новый город возвести выше, либо ниже по течению Волги.

Но великий Сталинград, подобно Фениксу, возродился из пепла и стал памятником победы над смертью.

Стены-руины хранят в себе дыхание эпохи, раскрывают перед нами картины ожесточенных боев за каждую улицу и дом.Те, кто принял на себя огонь и свинец, словно отпечатались на стенах, обретая вечную жизнь в искусстве и памяти людей.

Для того, чтобы усилить эффект присутствия на поле поя, в эпицентре сражения, скульптур использовал музыкальное сопровождение: голос диктора Юрия Левитана, который читает сводки Совинформбюро, фронтовые песни, крики солдат, бросающихся в атаку, разрывы бомб и снарядов. На стены нанесены подлинные документальные записи.

(видео)

Две стены – две темы.

Тема левой стены отражена в словах на ее торце: «Ни шагу назад!». Она посвящена клятве сталинградцев: «Перед лицом наших отцов, поседевших героев Царицына, перед полками товарищей других фронтов, перед нашими боевыми знаменами, перед тобой, родная Коммунистическая партия, перед всей Советской страной мы клянемся, что не посрамим славы русского оружия». В суровом строю застыли солдаты, подняв автоматы, они готовы идти в бой, уничтожая ненавистного противника.

Правая стена, передающая динамику боя, раскрывает тему наступления советских войск. Фигуры бойцов выступают одна за другой. Идут танки, артиллерия, пехота. Остро ощущается стремительный порыв и всесокрушающая сила удара.

Стены-руины рассказывает не только о защитниках Мамаева кургана, но и о мужестве всего советского народа, победившего фашизм.

9 слайд:

Следующая площадь комплекса – площадь Героев. В центре площади – огромный бассейн, олицетворяющий переполненную чашу терпения защитников нашей Родины.

10 слайд: С левой стороны от бассейна железобетонное полотнище, выполненное в форме знамени со словами спецкора Сталинградского фронта, писателя Василия Гроссмана, цитата из очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны ли они?!».

Какими же были бойцы Сталинграда, совершавшие самоотверженные подвиги? Об этом рассказывают шесть несокрушимых скульптурных композиций, расположенных на противоположной стороне. Каждая скульптура повествует о каком-то определенном важном моменте сражений.

11 слайд:

Первая скульптурная группа условно названа «Выстояв, мы победили смерть!». Два бойца отбивают атаку врага. Один из них тяжело ранен. Он опирается на товарища, сжимая в ослабевшей руке гранату. Взгляд его устремлен в сторону противника. Другой солдат полон сил. В его руке автомат, но он без магазина. Солдаты бились до последнего патрона. Воины безоружны. Но они готовы вступить с гитлеровцами в рукопашную схватку: крушить врага прикладом автомата, биться на кулаках.

Вторая рассказывает о героических подвигах женщин на фронте. Командующий Сталинградским фронтом, маршал СССР А. И. Ерёменко говорил: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились наши отважные женщины как их братья, мужья и отцы». В годы войны девушки не только ковали оружие победы в тылу, но и становились участницами многочисленных боевых операций, проводимых на самых тяжелых участках фронта. Девушки были танкистками, летчицами, снайперами. Но в основном они становились военврачами, медсестрами, санитарками, как эта молоденькая девушка в шинели, склонившаяся под непосильной ношей раненого солдата. Упрямо сжаты губы: нужно донести, доползти, любой ценой спасти жизнь воина.

12 слайд:

Третья скульптурная композиция посвящена морским пехотинцам. Но ведь моря в нашем городе нет, только Волга. Тогда как в Сталинграде появилась морская пехота? На фронт пребывали доблестные воины со всех флотов СССР: черноморцы, североморцы, балтийцы, тихоокеанцы. При переодевании в армейскую форму, моряки, желая показать свою неповторимость и в память о родном флоте, оставляли при себе тельняшку, поясной ремень и бескозырку. Гитлеровцы боялись морских пехотинцев как огня. Называли их «черными дьяволами», «полосатой смертью», потому что была жестока и молниеносна их атака.

На третьей скульптурной композиции боец смертельно ранен. Весь в напряжении, с жаждой мести идет непреклонно вперед его решительный товарищ. Он сжимает в руках связки гранат. Навстречу солдатам движется вражеский танк. Морской пехотинец не бросит гранаты в фашистскую машину, он сам кинется с ними под гусеницы и взорвет бронированное чудище.

Четвертая скульптурная композиция показывает нам командира в решающий момент боя. Он ранен, и только боец не дает ему упасть. Сознание ответственности за исход сражения, за солдат не покидает командира. Жестом ослабевшей руки он указывает части идти вперед, чтобы приблизить час Победы. Героизм и отвага командиров, знание обстановки и владение воинским искусством не имели границ.

13 слайд:

Пятая скульптурная композиция рассказывает о подвиге смертельно раненного знаменосца, сраженного вражеской пулей. Его поддерживает товарищ, подхвативший знамя – святыню дивизии.

Шестая скульптурная группа имеет аллегорический смысл. Она посвящена приближающейся победе над гитлеровской Германией. Советские воины уничтожают свастику и гадину, олицетворяющие зло и насилие.  В образе бойцов представлена вся наша армия, освободившая человечество от захватчиков. Сталинградская битва стала коренным переломом в ходе всей Второй мировой войны, т.к. после одержания победы в нашем городе на берегах Волги, Красная Армия продолжила свое движение на запад, где она освобождала советские города и села, европейские страны и в мае 1945 года наконец пришла в Берлин, где и был повержен фашизм.

14 слайд: мая 1970 года в день 25-летия Победы советского народа над фашистской Германией на площади Героев в подпорной стене была заложена капсула с Обращением трудящихся города - героя Волгограда, ветеранов Великой Отечественной войны к потомкам. Полный текст послания мы узнаем 9 мая 2045 года в день 100-летия Победы, когда капсулу вскроют.

Но я думаю, что каждому из нас нетрудно догадаться к чему призывали защитники нашей Родины: «Беречь мир во всем мире, за который сражались наши солдаты, проливая свою кровь». И мы направимся в Зал Воинской Славы, где чтят память погибших.

15 слайд: Перед Залом Воинской Славы расположена подпорная стена. Рельеф на ней изображает картины основных эпизодов великой битвы: наступление советских войск под Сталинградом, окружение фашисткой группировки и ее уничтожение. Отражен на стене также самоотверженный труд работников тыла. Особенностью этих рельефных изображений является портретное сходство с реальными историческими персонажами – участниками Сталинградской битвы. От генерала до рядового. Дополняют изображение надписи: «На Берлин!», «Вперед за нашу Победу!», «Фашистские вояки хотели увидеть Волгу. Красная Армия дала им эту возможность», «Наступил и на нашей улице праздник!» и др.

16 слайд:

Зал Воинской Славы – своеобразный пантеон скорби по ушедшим защитникам Сталинграда. Вход в него с низким потолком и серыми бетонными стенами напоминает вход в блиндаж. В переходе – золотистое мозаичное изображение медали «За оборону Сталинграда».

Зал Воинской Славы оформлен торжественно и парадно. Его стены выложены мозаикой из золотистого стекла и смальты. На стенах – 34 приспущенных багрово-алых знамени, на которых начертаны 7200 имен погибших защитников Сталинграда. Над знаменами – гвардейская лента с ответом на вопрос В. Гроссмана: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной».

17 слайд:

В центре зала Воинской Славы пламя Вечного огня вырывается из факела, сжатого в одной огромной руке. Мы не видим фигуры воина, но словно из-под земли тянутся тысячи рук погибших в Сталинградской битве, слитые в одну. С 1968 года у Вечного огня в почетном карауле круглогодично стоят лучшие воины России. Каждый человек, побывавший в этом зале и поднявшийся вдоль мозаичных стен с огромными списками погибших и захороненных на Волгоградской земле, испытывает непередаваемое волнение, когда буквально словом боишься оскорбить тишину, сон погибших. Вокруг Вечного огня всегда лежат ярко-красные цветы, словно запекшаяся кровь воинов-освободителей!

Настроение скорби и печали навевает звучащая в зале композиция «Грезы» немецкого композитора Роберта Шумана.

(видео)

18 слайд:

Вслед за сменой Почетного караула спиральный пандус подъема привел нас к святой святых мемориала – Площади Скорби.

В безграничном горе склонилась мать над телом погибшего сына. Его лицо прикрыто знаменем – символ последней воинской почести. Композиция отражается в спокойной глади примыкающего к ней бассейна, вода которого символизирует слезы.

Автор комплекса создал собирательный образ всех женщин, потерявших своих близких на фронте. И в тоже время это гневный протест кровавым войнам, уносящим миллионы жизней.

«Разве хочет чья-то мама на войну отправить сына?

Чтобы целился он прямо, как в мишень, в живую спину.

Люди, вдумайтесь-ка сами. Ведь на всей большой планете

Проживают только мамы, только папы, только дети!»

19 слайд:

На Площади Скорби под гранитной плитой – захоронение командарма 62-й армии, дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза Василия Ивановича. После окончания войны он жил в столице, умер в 1982 году. Местом его погребения как военачальника высокого ранга должен был стать некрополь у Кремлевской стены на московской Красной площади. Но в предсмертном завещании В. И. Чуйкова были написаны строки: «Я хочу быть похороненным рядом со своими солдатами в том городе, которому принадлежит мое сердце. Этот город - Сталинград».

20 слайд:

На восточном склоне насыпного холма расположена большая братская могила, где покоятся останки 34 505 защитников Сталинграда.

До сегодняшнего дня нет полной уверенности в том, что все бойцы найдены, продолжаются раскопки, найденные останки переносят на Воинское мемориальное кладбище, открытое в 1995 году.

21 слайд:

Далее серпантинная дорожка ведет к главному монументу – «Родина-мать зовет!» Вдоль серпантина располагаются 38 гранитных плит.

22 слайд:

Первая мемориальная плита установлена Неизвестному солдату с надписью: «Имя твоё – неизвестно. Подвиг твой – бессмертен. Вечная слава». На остальных 34 мемориальных плитах символически увековечены имена защитников города, а под 4 плитами реальные захоронения.

23 слайд:

Венчает мемориальный комплекс главный монумент «Родина-мать зовет!». В стремительном порыве, держа в руке меч – символ возмездия, Родина-мать призывает своих сыновей к дальнейшему наступлению и окончательному разгрому врага.
    24 слайд:

Главный монумент и ландшафт образуют неразрывное целое. Евгений Вучетич сумел найти такие пропорции и технику исполнения, что возникает впечатление того, что сам курган является постаментом скульптуры. Поражает единение женской фигуры и природы. Несмотря на свой огромный вес, подвижная и стремительная, она подобна парящей в небе птице.

25 слайд:

Высота главного монумента без меча – 52 м, с мечом – 85 м; длина клинка меча –29 м, с рукоятью – 33 м. Общий вес – 8 000 тонн. По сравнению с ростом человека главный монумент увеличен в 30 раз. Скульптурная композиция не скреплена с фундаментом и стоит под действием силы тяжести.

От подножия Родины-матери открывается вид на весь памятник-ансамбль. Родина-мать величественно возвышается над Волгоградом как символ вечной памяти о великой победе.

26 слайд:

Заканчивая экскурсию хочется рассказать об еще одном сооружении, которое появилось на Мамаевом кургане в 2005 году – храме Всех Святых.

27 слайд:

Храм построен рядом с малой братской могилой, где похоронены 1455 защитников Сталинграда. До момента строительства церкви Мамаев курган нельзя было назвать до конца целостным мемориальным комплексом. А храм логически завершил этот великолепный ансамбль.

28 слайд:

9 мая 2017 года в День Победы в Волгограде состоялось одно из самых знаковых событий Года экологии – открытие Аллеи России. Какая же бескрайняя Россия, хорошо понимаешь именно здесь. В этой аллее 85 серебристых кленов – ровно количеству регионов в нашей стране – украсили мемориальный парк.

29 слайд:

Ведь в Сталинградской битве принимали участие люди всего многонационального Советского Союза.

30 слайд:

Сотни лет

расходиться широким кругам

по огромной воде

молчаливой реки...

Выше всех Эверестов -

Мамаев курган!

Зря об этом в учебниках нет

ни строки.

Зря не сказано в них,

что теплеет Земля

и светлеет Земля,

оттого что на ней,

о курганах Мамаевых

помнить веля,

загораются

тысячи Вечных огней...

 (Р. Рождественский)

 

Аудитории городов благодарят друг друга за участие в мероприятии и прощаются.

31 слайд:

                                   Литература

 

1. Кудзоев О. А. Скульптурная летопись края. — 1989. — С. 101.

2. Приказчикова Т.А., Л.Ф.Глухенькая, Романова Т.В.

Мамаев курган – главная высота России. В., 2013

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.